Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Коммментарии
26.06.2012 :: 11:04
Государство стимулирует бегство военных технологий

После долгих лет осторожного отношения Украины к сборке отечественной военной и специальной техники за рубежом компании-экспортеры начали засыпать власть предложениями о передаче украинских технологий совместным зарубежным предприятиям

11 июня на международной выставке вооружений Eurosatory-2012 Украина подтвердила возможность очередной передачи за рубеж прав на сборку техники украинского производства - в этот раз Киев сообщил о начале переговоров относительно совместной сборки на территории Таиланда украинского бронетранспортера БТР 3Е. О начале переговоров заявил Евгений
Перегудов, глава правления Государственной компании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт». Общая стоимость поставки в Таиланд партии бронетранспортеров этого класса превышает $110 млн. О количественной доле в этой партии машин, которые предполагается совместно собрать в Таиланде, не сообщается. 3 мая, незадолго до заявления о совместной с Таиландом сборке бронетранспортеров, Украина анонсировала еще один совместный проект - о поставке в Казахстан бронетранспортеров БТР 4 на сумму около $150 млн. Об этом проекте прессе заявлял Дмитрий Саламатин, уроженец Казахстана и глава Минобороны Украины. Как и в случае с Таиландом, прессе не сообщалось, какую количественную долю в казахстанской поставке займет зарубежная сборка.

Если указанные сделки пройдут успешно, в украинском экспорте оружия и спецтехники стремительно вырастет роль экспорта лицензий и технологий производства готовой продукции. В целом весь этот экспорт ежегодно приносит Украине сумму, превышающую $1 млрд. Большинство этих средств - выручка от поставки готовой техники, ремонта и комплектации, и только малая часть - доходы от передачи за рубеж прав на сборку, ремонт или производство отдельных узлов. Увеличиваться эта доля начала в 2009-2010 годах. Тогда госкомпании-спецэкспортеры принесли феодосийской ФСК «Море» контракт на поставку в Китай четырех десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр». Стоимость этого контракта превысила $200 млн., и доля вывоза технологий в украинском экспорте начала подниматься до 25-30%. По указанному контракту, завод экспортирует в КНР два корабля, после чего китайская сторона получит услуги украинских специалистов и право производства еще двух кораблей на своей территории. «Заказчику будет передана техническая документация на десантный корабль, и в будущем КНР сможет выпускать то количество «Зубров», которое посчитает нужным», - заявляли тогда прессе уполномоченные представители украинской власти.

В повышении доли экспорта технологий для оборонной промышленности пока нет ничего хорошего. Ведь большинство средств от оборонного экспорта идет как раз в конструкторские бюро и на заводы-производители, для которых экспортные доходы являются чуть ли не единственным способом выжить в условиях тотального недофинансирования оборонного заказа государственной казной. Это недофинансирование выгодно большинству из работающих в Украине офшорных инвесторов, которые стремятся либо подешевле скупить активы отрасли, чтобы потом подороже перепродать их, либо работают на уничтожение предприятий под заказ конкурента. Наиболее известными примерами такой политики стали инциденты вокруг киевского «Арсенала» и донецкого «Точмаша». Но по факту примеров гораздо больше.

Имея такую системную проблему, ОПК Украины традиционно дистанцировался от проектов зарубежной сборки. У предприятий и без того нет денег. До контракта на поставку «Зубров» и ныне объявленных намерениях вынести сборку бронетранспортеров в Таиланд и Казахстан счет подобных контрактов шел на единицы. В начале минувшего десятилетия наиболее известным контрактом такого рода была сборка украинских танков МБТ 2000 в Пакистане. Она была уникальной в своем роде, позволив украинскому танкостроению выжить в условиях нищего госзаказа. Кроме этого контракта работал и продолжает работать проект компаний «Спецтехноэкспорт» и британской Fast Craft Naval Supplise Ltd., в рамках которого в Болгарии собираются патрульные корабли украинской разработки для покупателей в третьих странах (Вьетнаме и странах Африки). Этот контракт также уникален, поскольку только благодаря Украине Болгарии удалось создать собственную корабельную артиллерийскую промышленность. За исключением нескольких менее крупных контрактов на указанных выше двух проектах, собственно, и заканчивался весь «послужной список» зарубежной сборки украинской морской и бронированной сухопутной техники. Заканчивался потому, что отрасль слишком дорожила экспортными доходами и, как могла, пыталась размещать заказы дома, а не на зарубежных СП. Нынешний поворот Киева в сторону создания зарубежных СП и программ совместного производства свидетельствует о том, что такие подходы на какое-то время изменились. По мнению пессимистов, потому, что в Киеве кое-кто захотел успеть вывезти за рубеж все лучшие украинские оборонные технологии. Если так, то главное, как говорится, успеть убежать. Оптимисты же утверждают, что украинская оборонка научилась жить в ногу со временем и постигла наконец стандартные для всего мира методы проникновения на зарубежные рынки через сеть сборочных филиалов и СП. Если так, то главное, чтобы филиалы не растворились в офшорах.

Андрей Старостин

26 июня 2012 г.


Источник: Коммментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}