Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

11.12.2017 :: 07:37

За прошедшую неделю Шанхайский контейнерный фрахтовый индекс упал на 28,37 пункта ©
10.12.2017 :: 21:37

В Великобритании из-за снегопадов осложнена работа аэропортов
10.12.2017 :: 21:30

В порту Франции из-за ветра сел на мель паром с пассажирами
10.12.2017 :: 21:21

Синоптики предупреждают об ухудшении погодных условий 11 декабря в Украине
09.12.2017 :: 18:54

На трассе Киев - Чоп ограничили движение
08.12.2017 :: 17:08

«Укрзализныця» осуществила первые платежи со спецсчета, на котором аккумулируются средства от индексации тарифов



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Дело
14.08.2017 :: 15:05
Год «единого окна»

Год «единого окна»: Почему возникают проблемы на таможне и к каким изменениям готовиться бизнесу

Система «единого окна» на таможне отмечает первую годовщину работы в пилотном режиме. Однако с ее помощью разрешения на таможенное оформление предприниматели получают лишь в 20% случаев. Delo.UA разбиралось, кто тормозит развитие современного электронного инструмента, а также какие изменения в ее работе готовят в Министерстве финансов и парламенте.

Год
назад - 1 августа 2016 г. - на украинских таможнях в пилотном режиме заработала автоматизированная система оформления товаров через «единое окно». Это нововведение должно было ускорить экспортно-импортные операции, ведь бизнес получил возможность подать все необходимые разрешительные документы для оформления груза один раз и в одном месте, а все службы контроля получили возможность обмениваться информацией о результатах проверок в единой электронной базе. При этом предприятие может подгружать документы в электронную систему заблаговременно, потому согласование на ввоз или вывоз товара оно получает пока товар находится на своем пути к границе, а по прибытию на таможню компания может сразу приступать к оформлению груза.

Согласно информации Министерства финансов, в среднем по Украине через «единое окно» компании оформляют товары в 20% случаев. При этом есть существенные различия между таможнями. Так, в Херсонской области доля получения разрешений через «единое окно» ежемесячно составляет около 60%, в Днепропетровской - около 20%, в Винницкой - приблизительно 10 - 11%, а в Киеве - меньше 5%.

Количество предприятий, которые пользуются «единым окном», неспешно, но все же растет каждый месяц. За июль, к примеру, число оформлений в электронном виде увеличилось на 1,7% до 39,4 тыс. Если же посмотреть на статистику за семь месяцев 2017 г., то с начала года популярность «единого окна» среди предпринимателей выросла на 37,8%.

Тормозят экологи и Госпотребслужба

Бизнес в основном поддерживает работу «единого окна», ведь автоматизированная система в идеале позволяет упростить таможенные процедуры, сократить время на их проведение и уменьшает коррупционные риски. Тем не менее, предприниматели сетуют на то, как «окно» работает сейчас.

В Министерстве финансов работу системы оценивают позитивно. Говорят, что пятая часть всех оформлений через «окно», которое является добровольным, - это хороший результат. Но в ведомстве признают и «узкие места» системы.

И Минфин, и предприниматели отмечают, что проблема не столько в таможне, сколько в прохождении других видов контроля на границе: санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического и радиологического. Соответствующие госслужбы оказались не готовы работать оперативно в электронном формате.

Согласно информации Государственной фискальной службы, больше всего проблем у предпринимателей возникает при прохождении ветеринарно-санитарного, экологического и санитарно-эпидемиологического контроля. Через «единое окно» эти три вида контроля предприятия проходят лишь в 1 - 4% случаев.

«Окно» работает только для документального контроля

Согласно украинскому законодательству, есть три вида контроля грузов на границе: документальный, когда контролер просто смотрит «бумаги» компании, визуальный, когда необходимо осмотреть товар, а также лабораторное исследование, когда образец товара необходимо изучить детально.

«Единое окно» заточено только под документальный контроль, говорит cоглава Таможенного комитета Европейской бизнес ассоциации Александр Лазарев, директор компании «Ламарин», которая занимается таможенным оформлением.

Если предприятие подпадает под визуальный или лабораторный контроль, тут-то и начинаются проблемы. Порядок проведения всех видов контроля на границе выписан таким образом, что выдержать все нормативы банально не удастся, говорит Александр Лазарев. А если все же пытаться выполнить процедуру как положено, в стране остановятся все границы, добавляет руководитель компании по таможенному оформлению.

«Многие контроли на границе существуют просто ради контроля, - поясняет Александр Лазарев, - потому по старой процедуре часто просто ставился штамп о прохождении, но сам контроль не проводился. По-старому получить штампы можно намного быстрее, процедура не предусматривает фиксацию времени прохождения этого контроля с момента заявки. Если же компания отправляет электронные документы, им ставят официальную отметку, когда они были получены, и время фиксируется. Очевидно, что визуальный осмотр невозможно провести, условно, за полторы минуты. Ведь нужно ехать и осматривать, а иногда мы сталкиваемся с ситуацией, что ближайший представитель Госпродпотребслужбы находится на расстоянии в 70-80 км». Поэтому предприниматели отдают предпочтение старому способу, ведь так можно получить одобрение без реального проведения контроля.

100% контроль ради контроля

Еще одна проблема заключается в том, что контролирующие службы заточены на визуальный контроль в 100% случаев в отличие от таможни, которая работает согласно системе анализа рисков.

«Фитосанитарный контроль деревянной тары и упаковки сегодня является одной из самых больших проблем. Согласно нормативным документам, инспекторы обязаны осмотреть все деревянные палеты на наличие маркировки, - рассказывает директор компании «Ламарин», - но на практике этого никто никогда на 100% не делал. Предположим, что предприятие везет палеты на зашнурованной машине, то оно должно ее расшнуровать и показать маркировку на каждом товаре. А если машина изотермическая или же это морской контейнер, то приходится выгружать товар».

Но стоит ли рассчитывать на внедрение системы рисков, если для госслужб пока и электронные документы являются чем-то из ряда rocket science (ведь предприятия подгружают в единое окно отсканированные документы)? Очевидно, нужны не только изменения в законодательство и подзаконные акты, но и существенный финансовый ресурс.

Предложения по «доведению до ума»

Министерство финансов с апреля по июль этого года занималось подготовкой плана действий по реформированию таможни. Наработанный вместе с представителями бизнеса, экспертной средой и общественностью документ предусматривает изменения по 19 направлениям, в том числе и мероприятия по усовершенствованию работы «единого окна».

Минфин предлагает распространить «единое окно» на все таможенные посты (сейчас оно работает лишь на 192 пунктах оформления товаров) уже в третьем квартале 2017 г. А ближе к концу года ведомство намерено подготовить законопроект, который упростит процедуры проведения контроля на границе, сделает обязательной систему анализа рисков, а также передаст функции от других контролеров таможенникам и пограничникам. Уже в следующем году Министерство планирует взяться за разработку программного обеспечения для обмена информацией между госорганами о запретах на ввоз в страну некоторых товаров.

Вместе с тем депутаты профильного комитета Верховной Рады две недели назад зарегистрировали в парламенте законопроект №7010, который также касается «единого окна» и оптимизации контроля при перемещении товара через границу.

В общих чертах документ вполне вписывается в концепцию Минфина. Депутаты предлагают сократить функции госконтролеров. К примеру, документальный экологический, радиологический (который осуществляет Госэкоинспекция) и фитосанитарный контроль передать таможенникам, а санитарно-эпидемиологический отменить вовсе. Проект закона также предлагает отменить все положения, которые требуют от предпринимателя подавать бумажные оригиналы документы.

Кроме того, законопроект предусматривает, что в течение двух-четырех часов с момента подачи документов таможня обязана предоставить разрешение на ввоз или вывоз товаров.

Это может обернуться как в позитивную, так и в негативную сторону для бизнеса. С одной стороны, из-за отсутствия этих норм бизнес может страдать, так как таможенники смогут затягивать проверки и не нести ответственность. С другой стороны, даже дружественное для бизнеса «молчаливое согласие» можно обернуть в «схему», когда таможенники «не будут успевать» в течение четырех часов смотреть документы отдельных компаний.

Ирина Гудзь, 14.08 2017 г.


Источник: Дело
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2017

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов