Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая газета
15.08.2012 :: 10:06
«Газпром» умоется арктической нефтью

РФ запрещают добычу на полярном шельфе

Ученые и экологи призвали вчера российские власти отказаться от нефтяных проектов в Арктике в пользу альтернативных вариантов развития энергетики. Ликвидировать последствия разлива нефти в условиях Арктики сегодня почти невозможно - считают «зеленые». По их оценкам, неоправданные риски создает платформа «Приразломная», которой управляет компания «Газпром нефть шельф».

«Я специально приехал в Россию, чтобы привлечь внимание к промышленному освоению Арктики, - заявил вчера на пресс-конференции в РИА Новости исполнительный директор
Гринпис Интернэшнл Куми Найду. - Льды тают, открывая доступ на шельф нефтяным гигантам, таким как Shell или «Газпром». Компании уверяют нас, что готовы к чрезвычайным ситуациям, и следуют самым высоким экологическим стандартам. Shell утверждает, что в случае разлива на Аляске сможет убрать до 95% вытекшей нефти, тогда как, по оценкам геологической службы США, это будет не более 20% нефти. Как показывают выводы российских ученых, «Газпром» также не сможет эффективно бороться с разливом в столь суровых условиях».

Более года экологи добивались от «Газпром нефть шельф», оператора «Приразломной», проектных материалов по ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН). В итоге, как заявляют экологи, полный план компания так и не предоставила, а опубликовала на сайте лишь его краткое содержание. Это и вынудило защитников природы провести собственное исследование. По заказу Гринпис России и WWF России специалисты центра «Информатика риска» разработали сценарии распространения нефти в случае возможного разлива на платформе «Приразломная» и определили границы территории, которая может быть затронута аварией.

«Проведенный анализ показал, что при установленных нормативами объемах разливов могут часто наблюдаться условия, когда компания-оператор не сможет провести локализацию и сбор разлива. Например, если разлив произошел ночью или при неблагоприятных гидрометеорологических условияx», - заявляет руководитель проектов центра «Информатика риска» Валентин Журавель.

Эксперты рассмотрели десятки тысяч возможных сценариев и пришли к выводу, что в зоне возможного загрязнения окажется акватория площадью свыше 140 тыс. кв. км, а также береговая линия протяженностью свыше 3 тыс. км. В зону риска попадут три особо охраняемые территории, расположенные в 50-60 км от «Приразломной»: заповедник «Ненецкий», а также заказники «Вайгач» и «Ненецкий».

«Сейчас нет технологий, позволяющих эффективно убирать нефть после разлива в арктических условиях. Например, в списке оборудования для очистки берегов у оператора «Приразломной» значатся в том числе «15 лопат, 15 ведер, 1 кувалда», - говорит директор WWF России Игорь Честин. - А пока нет технологий, говорить о возможности освоения арктического шельфа нельзя».

«В результате аварии будет нанесен ущерб популяциям таких животных, как белуха, морж, гренландский тюлень, белый медведь. Традиционно пострадают птицы и ихтиофауна. По одному из сценариев на все западное побережье острова Долгий - места обитания моржа, таких птиц, как малый лебедь, белощекая казарка, гага-гребенушка, сапсан, орлан-белохвост, беркут, кречет и другие, - может быть выброшено свыше 100 тонн нефти», - продолжает координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников.

«Мы призываем «Газпром» и российское правительство отказаться от нефтяных проектов на арктическом шельфе в пользу альтернативных вариантов развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии и энергоэффективности», - заключает руководитель энергетического отдела Гринпис России Владимир Чупров.

Между тем сама «Газпром нефть шельф» вчера довольно подробно ответила на обвинения экологов. «За период строительства и проведения пуско-наладочных работ на морской ледостойкой стационарной платформе (МЛСП) «Приразломная» не было отмечено нарушений технологической, технической и экологической безопасности, - заявила пресс-служба компании. - В настоящее время на платформе ведутся работы по подготовке бурового комплекса к бурению первой добычной скважины».

Кроме того, непрерывно осуществляются снабжение платформы специализированными многофункциональными судами-снабженцами и несение аварийного дежурства. Круглосуточно в аварийно-спасательной готовности находится профессиональное аварийно-спасательное формирование. Команда МЛСП и судов снабжения прошла специальную подготовку по ликвидации аварийных ситуаций и оказанию первой помощи при ликвидации аварий на море. Средства ЛАРН морского и наземного базирования позволяют осуществлять локализацию и сбор разлившейся нефти в темное время суток, а также при волнении моря силой до 4 баллов.

Как отмечает компания, из десятков тысяч возможных сценариев разлива в материалах Гринпис приведен самый неблагоприятный: максимальный разлив с танкера в течение 10 дней без каких-либо действий по ликвидации последствий. Между тем разлив 10 тыс. тонн является разливом общегосударственного масштаба, в ликвидации последствий которого должны быть задействованы не только средства российского государства и компании-оператора, но и средства ЛАРН других компаний, осуществляющих производственную деятельность в регионе. «Выброс свыше 100 тысяч тонн нефти на западном побережье острова Долгий - фантастический вариант, который в 10 раз превосходит расчетный уровень максимально возможного разлива», - отмечает компания.

Впрочем, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин отмечает, что нарекания к «Приразломной» были и есть. «В августе 2011 года ее поставили «на точку», но ремонтные работы и настройки продолжаются до сих пор, - говорит он. - Так что сомнения по поводу ее аварийной безопасности действительно возникают». В то же время отказа от освоения арктического шельфа, по мнению эксперта, не будет. «Скорее всего произойдет замедление освоения по экономическим причинам, - считает Крутихин. - Нефть и газ с арктического шельфа сегодня неконкурентоспособны. Те же европейцы имеют огромный список поставщиков, готовых предложить углеводороды по более низким ценам».

В свою очередь, руководитель отдела инвестанализа компании «Универ» Дмитрий Александров считает, что экологи всегда должны указывать на риски, но при этом все угрозы никогда невозможно будет устранить. «Это нормально, - говорит он. - То, что в руководстве стран и даже корпораций экологическим вопросам уделяется все большее внимание и финансирование, - факт, но человеческий фактор это не устраняет. Естественно, что ни Россия, ни США, ни другая страна не откажутся от освоения ресурсов из-за экологических рисков как основной причины».

Сергей Куликов

15 августа 2012 г.


Источник: Независимая газета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}