Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая газета
19.10.2012 :: 10:20
«Газпром» и «Роснефть» бьют частников по рукам

Условия доступа к континентальному шельфу тревожат госгигантов

Битва за Арктический шельф разгорается с новой силой. «Газпром» и «Роснефть» предостерегают власти от излишней либерализации правил допуска к отечественному шельфу частных компаний, которые, по их мнению, и за экологией не следят, и капитализацию гигантов портят, и вообще - рвутся в Арктику лишь для того, чтобы приплюсовать себе запасы. Как сообщил вчера Интерфакс, соответствующее письмо главы компаний - Алексей Миллер и Игорь Сечин - направили президенту еще 20 сентября. Владимир Путин поручил правительству разобраться с вопросом шельфа к 1 ноября.

Авторы документа, с текстом которого ознакомился Интерфакс, выразили озабоченность планами «либерализации доступа к освоению участков недр континентального шельфа в части допуска к его освоению частных компаний».

«Как нам стало известно, недоработанные проекты нормативных правовых актов, предусматривающих корректировку положений статей 2.1 и 9 Закона «О недрах» и расширяющие субъектный состав данных правоотношений путем допуска частных компаний, в том числе с иностранным участием, к процедурам получения лицензий на континентальном шельфе, были внесены Минприроды в правительство РФ, - сетуют они. - По нашему мнению, с учетом текущей ситуации по разработке данного законопроекта, отсутствия единого мнения всех заинтересованных субъектов по ключевым для нефтегазовой отрасли вопросам его рассмотрение и принятие нанесут прямой ущерб компаниям «Газпром» и «Роснефть», а также их акционерам. Скоропалительное рассмотрение и принятие соответствующих инициатив могут нанести существенный вред и замедление в реализации государственной шельфовой политики и привести к серьезным проблемам во взаимоотношениях с иностранными стратегическими партнерами российских государственных компаний», - аргументируют авторы письма свою позицию.

Миллер и Сечин попросили президента дать поручения по доработке законопроектных инициатив, «в том числе в целях исключения выявленных рисков корректировки действующего законодательства, ориентированных не на развитие шельфа, а на докапитализацию ряда частных компаний с иностранным капиталом».

Солидарная позиция глав гигантов нашла поддержку у начальника Контрольного управления президента Константина Чуйченко, который в своем письме от 1 октября отметил, что в законодательных инициативах «не в полной мере проработаны вопросы обеспечения экологической безопасности и ответственности за возможный экологический ущерб при привлечении к работам на Арктическом шельфе РФ частных компаний».

Между тем «Роснефть» и «Газпром» не забыли попросить руководство страны ускорить выдачу лицензий на шельфе. В частности, «Роснефть» подала заявки на 14 участков недр в 2010-2011 годах, «Газпром» направил обращение о предоставлении 29 лицензий.

Активность госкомпаний вызывает тревогу, в том числе и в высших коридорах власти. Еще 26 июля вице-премьер РФ Аркадий Дворкович отмечал, что с 2008 года «Роснефть» уже получила без конкурса 14 участков на шельфе, а «Газпром» - 7. Если «Роснефть» получит еще 14 участков, «у нее может оказаться более 75% участков недр Арктического шельфа перспективных в отношении добычи углеводородов», отмечал он.

Между тем сами частники со своей участью уже смирились. Как заявил на днях в интервью агентству Reuters вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун, «Кремль неизбежно будет контролировать половину нефтедобычи в РФ, фактически вернув отрасль в эпоху 1990-х». Однако, по его словам, доминирование государства мешает освоению ресурсов Арктики, на которую власти страны возлагают большие надежды. «Естественно, когда существует много игроков на рынке, есть эффективность, - посетовал он. - У меня нет сомнений, что рано или поздно государство вернется к тому, что приоткроет двери...»

Между тем у экспертов «НГ» нет единого мнения относительно участия частных добывающих компаний.

Как заявил глава коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе, опасения, высказанные Миллером и Сечиным, подтверждаются как экономическими, экологическими причинами, так и стратегическими. «Для чего необходим допуск «частникам» на Арктический шельф? В первую очередь для повышения их общей капитализации и котировок их акций, - говорит он. - При этом они не обладают технологическими и финансовыми возможностями для разработки таких сложных месторождений. Только крупные игроки типа «Роснефти» в кооперации с крупнейшими компаниями вроде Exxon Mobil и BP могут безопасно и экономически эффективно добывать шельфовую нефть. Которая, напомню, является стратегическим ресурсом и достоянием всего народа. «Частники» даже в случае добычи нефти, как правило, выводят прибыль в офшоры, и их основной задачей является максимальное получение прибыли при минимальных вложениях. А в случае экологической катастрофы их активов не хватит даже для частичной компенсации. Кроме того, у них просто физически нет технологий, а часто и опыта».

В свою очередь, аналитик агентства «Инвесткафе» Юлия Войтович уверена в том, что доступ частных компаний к освоению шельфовых месторождений сможет принести ощутимую выгоду государству. «Возможностей одних только госкомпаний для разработки шельфа недостаточно, и российские власти начинают это понимать, - полагает она. - Частные компании смогут внести свой вклад в освоение российского шельфа, так как многие из них обладают необходимыми для этого ресурсами и технологическим потенциалом».

Сергей Куликов

19 октября 2012 г.


Источник: Независимая газета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}