Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

21.09.2020 :: 14:28

Авиакеросин смешивают с бункерным топливом - в Lloyd`s такую практику считают опасной
21.09.2020 :: 13:08

Пункт пропуска на границе с Беларусью «Новые Яриловичи» возобновляет работу
21.09.2020 :: 12:28

Конвенции «Укрзализныци» на 21 сентября 2020 г. ©
21.09.2020 :: 12:03

Госдолг на конец года составит 68% ВВП - глава Минфина
21.09.2020 :: 11:48

АЭС Украины 20 сентября выработано 179,60 млн. кВтч электроэнергии ©
21.09.2020 :: 11:30

УЗ проводит испытания дизель-поезда украинского производства на маршруте Черкассы - Смела ©



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Дело
21.05.2014 :: 10:15
Газовый баланс: сможет ли РФ заменить Европу Китаем

России в очередной раз не удалось договориться о поставках природного газа (ПГ) в Китай. Как сообщает газета «Ведомости», в списке документов, подписанных по итогам визита президента РФ Владимира Путина в Шанхай, контракт с КНР по восточному маршруту поставок ресурса госкорпорацией «Газпром» не значится, несмотря на предварительные договоренности. Впрочем, у Путина уверяют - визит не закончен, и договор «может быть подписан в любой момент», поскольку прогресс наблюдается существенный. Китайская сделка позволит РФ нарастить экспортные показатели, как минимум на 18,5%, если сравнивать с минувшим годом, когда поставки «голубого топлива» за границу, по данным Минэнерго РФ, составили 205 млрд. кубометров. Это принесет ощутимую прибыль как госкорпорации «Газпром», так и государственной «Роснефти», которая намерена подключиться к проекту.

Китай и Россия пытаются договориться о строительстве нового газопровода уже около 10 лет. Тогда обсуждались два маршрута транспортировки топлива в Поднебесную с общим объемом поставок в 70 млрд. кубометров (для сравнения, за минувший год Украина - один из крупнейших российских покупателей ресурса - импортировала 28,1 млрд. кубометров). Впрочем, в марте 2013 года переговорщики остановились на одном из них - восточном - с годовыми объемами в 38 млрд. кубометров, который должен стартовать в 2018-м сроком на 30 лет. Тогда же было принято решение о строительстве газопровода «Сила Сибири» из Якутии и Сахалина, призванного обеспечить необходимое количество ресурса для КНР, который обойдется РФ в $22 млрд.

Китай - одна из стремительно развивающихся экономик, и немалую роль в этом играют поставки газа. В 2013-м Поднебесная потребила 170 млрд. кубометров ресурса при собственной добыче в 117,9 млрд. кубометров. В отличие от европейских стран, здесь не намерены брать курс на снижение применения этого топлива как в промышленности, так и для бытовых целей - китайское правительство установило цель увеличить объемы используемого ПГ до 420 млрд. кубометров к 2020 году. Андрей Морозов, CEO австрийской «Effective Energy Technologies», отмечает, что Китай нуждается в любых источниках энергоносителей. «Несмотря на наличие собственной сети производства и потребления водоугольного топлива (ВУТ), в ряде районов необходимы дополнительные источники энергоснабжения», - говорит он. В целом, за 2013 год в КНР потребили 3,61 млрд. тонн угля различных марок, часть которого использовалась для изготовления ВУТ, и к 2020 году здесь планируют нарастить потребление различной угольной продукции до 4,8 млрд. тонн ежегодно.

Исходя из этих данных, и мировые, и российские аналитики считали заключение контракта между РФ и Китаем фактически завершенным. Аналитики, опрошенные The Washington Post, уверяли, что вероятность подписания договора в текущем месяце составляет около 80%. Однако нынешние новости дали почву для сомнений, в немалой степени из-за сроков обсуждения конкретного проекта. Как отмечает Андрей Морозов, любая сделка подобного масштаба, которая выходит на высший уровень, готовится не менее года. «В случае газопровода это, скорее всего, еще дольше: для оценки стоимости нужно провести значительное количество предпроектных изысканий, включающие исследование геодезии, оценку длины трассы», - отмечает он.

gaz.jpg

Но стопорят старт работ не только сроки, а и вопрос стоимости импортного ресурса. Основной проблемой, по словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, является расхождение взглядов по цене на ресурс, которую предлагает «Газпром» - она будет сопоставима с европейскими поставками. «В условиях газового сотрудничества цена не бывает фиксированной и определяется по формуле и зависит от объема, длины трубы, качества газа и других факторов», - отметил он в интервью Bloomberg TV. С другой стороны, российский премьер «застращал» Европу, что, в случае отказа от покупки топлива с ее стороны, весь доступный ресурс будет поставляться в Поднебесную. Объем же весьма солидный - в 2013-м РФ продала в страны Западной и Центральной Европы 139 млрд. кубометров по средней цене в $380 за 1 тыс. куб. м. Казалось бы - потеря части рынка в $52,8 млрд. будет плачевной. Но не при нынешнем уровне добычи/потребления - в минувшем году это соотношение составило 668 млрд. кубометров против 456 млрд. кубометров. Если Запад «заартачится», необходимость в масштабной разработке новых месторождений просто отпадет.

Но заявление Медведева, с другой стороны, ставит РФ в еще более неудобное положение. По мнению российского политика Бориса Немцова, договориться с Китаем либо не удастся, либо цена будет низкой - менее $300. «Китайцы поняли, что у Путина никакого газового маневра после разрыва с Западом нет, и Россия теперь всецело зависит от китайцев. И теперь они будут выкручивать руки», - написал он на своей страничке в Facebook. И допущения Немцова никак не коррелируют со словами российского премьера - экспортная цена на поставки топлива в Европу, заложенная в бюджете «Газпрома» на 2014 год, составляет $372 за 1 тыс. кубометров. В то же время, стоимость 1 тыс. кубометров для КНР, по разным оценкам, может составить от $380 до $590. При этом тонна качественного австралийского угля на мировых рынках котировалась на 1 мая-2014 на уровне $73, то есть уголь (при всей его низкой экологичности) для Поднебесной обойдется дешевле, даже с учетом логистических затрат.

В Китайской истории есть еще один немаловажный момент. По словам президента госкомпании «Роснефть» Игоря Сечина, китайская и российская стороны при заключении нового контракта готовы пойти на значительные уступки. Так, Сечин сообщил, что КНР готова отменить импортную пошлину на газ для «Силы Сибири». В свою очередь, Владимир Путин намерен обнулить налог на добычу полезных ископаемых для месторождений, газ с которых будет поставляться в Китай. Учитывая то, что оная составляет около 80 рублей ($2,3 по курсу Центробанка РФ на 21 мая) за 1 тыс. кубометров, и исходя из планируемых объемов поставки в КНР, компании, работающие по новому контракту смогут сэкономить до 3,04 млрд. рублей ($87,86 млн.) в год. И выиграет от этого отнюдь не Поднебесная.

Вот только импортной пошлины в Китае нет. Речь может идти об НДС, которым облагаются все импортные поставки газа, в размере 13%. Впрочем, Россия делать еще один шаг «толерантности» в сторону партнера не спешит. В РФ действует экспортная пошлина на поставки газа в размере 30% от его стоимости, которая также закладывается в стоимость законтрактованного топлива. Для Украины подобная уступка была заложена в так называемых «харьковских соглашениях», которые предусматривали отмену этой «надбавки» на поставки ресурса для нашей страны, однако не более чем на $100 за 1 тыс. кубометров. С Китаем же наш северный сосед не решился на повторение этого маневра. Ведь если стоимость газа будет установлена на уровне цены, прописанной для Европы в бюджете «Газпрома» ($372), госбюджет РФ получит дополнительных $4,24 млрд. в год.

Если же России не удастся «дожать» свою стоимость контракта, эксперты предрекают, что она может потерять эту возможность уже в скором времени. Сиджоу Джоу (Xizhou Zhou), руководитель China Energy в IHS Inc., в комментарии Bloomberg утверждает, что «окно закроется» с приходом новых участников рынка. Так, в следующем году должен заработать терминал для экспорта сжиженного газа (LNG) в Австралии мощностью около 30 млрд. кубометров в год. И, вполне возможно, Китай предпочтет проверенного (Австралия является одним из крупнейших поставщиков LNG в Азию) партнера пока еще эфемерной выгоде от РФ.

gaz 2.jpg

Любомира Ремажевская

21.05.2014 г.


Источник: Дело
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2020

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов

{DOWN}