Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

17.02.2018 :: 13:30

В Киеве проверят всех пассажирских автоперевозчиков
17.02.2018 :: 13:25

Ремонт Окружной дороги в Киеве продлится 8 месяцев - КГГА
17.02.2018 :: 12:55

СБУ разоблачила коррупционную схему в ПАО «Укрзализныця»
17.02.2018 :: 09:48

Индекс стоимости фрахта Baltic Dry по итогам торгов 16 февраля 2018 г. упал на 5 пунктов ©
16.02.2018 :: 17:55

На тренажере Ан-148 была проведена предварительная оценка, которая сложилась на самолете Ан-148-100В перед катастрофой 11 февраля в РФ ©
16.02.2018 :: 17:33

В Мининфраструктуре состоялось совещание с представителями международных финансовых организаций ©



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes.ua
16.01.2015 :: 10:22
Газовые танцы: сумеет ли Украина сохранить свой транзитный потенциал

После 2018 года, когда закончится контракт на транспортировку российского газа между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом», Москва намерена перекроить транзитную карту Европы. Согласно российским планам, транзит через украинскую газотранспортную систему будет обнулен и перенаправлен через Турцию. На границе с Грецией будет создан газовый хаб, где европейские компании и станут получать топливо по контрактам с «Газпромом». Но для дальнейшей транспортировки им понадобятся новые газопроводы, которые сейчас не существуют. Поэтому глава «Газпрома» Алексей Миллер предупредил о необходимости их скорейшего строительства, иначе российский газ уйдет на другие рынки, а в Европе возникнет дефицит ресурса.

Для Брюсселя такая стратегия «Газпрома» стала неожиданностью. В этом признался заместитель председателя Еврокомиссии по Энергетическому союзу Марош Шефчович после переговоров в среду в Москве с Алексеем Миллером. Планы Москвы создают проблему для поставок газа в страны Центральной Европы, которые имеют возможность получать его только с территории Украины.

Киеву же при таком раскладе, чтобы сохранить транзитный статус своей ГТС, предстоит доказать партнерам в Брюсселе целесообразность и выгоду предложения создать газовый хаб на западноукраинской границе, а также перенести точку приема российского газа на границу с Россией.

На руку Украине играет и другое обстоятельство. В Брюсселе, который делает ставку на диверсификацию поставок, рассматривают Турцию как основной маршрут поставок каспийского газа из Азербайджана и других стран. Анкара также считает это направление приоритетным. По антимонопольному законодательству ЕС, объемы поставок в одного направления не могут превышать 30%. Поэтому Евросоюз не может допустить увеличение поставок со стороны Турции, чтобы не рисковать энергобезопасностью региона.

Для урегулирования возникших проблем Брюссель и Москву ожидают новые сложные переговоры, исход которых повлияет на энергетические перспективы Украины. «Надо посмотреть, может быть, мы можем найти какое-либо лучшее решение, экономически более обоснованное», - сказал Марош Шефчович. Для этого будет создана специальная рабочая группа с участием представителей Еврокомиссии и РФ, которая проанализирует последствия и перспективы реализации предложенного Москвой газотранспортного проекта, радикально меняющего устоявшуюся практику газоснабжения на рынке ЕС.

Предпосылки для таких переговоров возникли в декабре, когда во время визита в Турцию президент РФ Владимир Путин внезапно заявил: «Газпром» отказывается строить «Южный поток» в обход Украины. По этому трубопроводу российский газ планировалось поставлять в страны Центральной и Южной Европы. Его проектная мощность - 63 млрд. куб. м в год - позволяла России избавиться от транзитных рисков, связанных с Украиной и Турцией. Но усиление политического противостояния с Киевом и Брюсселем из-за аннексии Крыма и вооруженного конфликта на Донбассе заставило Москву изменить планы: Кремль решил сделать Анкару своим союзником.

Для этого россияне разыграли традиционный сценарий. Сначала в ноябре 2014-го «Газпром» без объяснения причин сократил поставки газа в Турцию на 40% (в 2013 году объемы российского экспорта в эту страну достигли 26,7 млрд. куб. м, а за девять месяцев 2014-го возросли на 7,2% - до 20,7 млрд., причем часть поставок шла и через украинскую территорию). Но 1 декабря ситуация была урегулирована. В этот же день между «Газпромом» и турецкой Botas Petroleum Pipeline Corp. был подписан меморандум о взаимопонимании. В нем стороны задекларировали намерения построить новую трубу, альтернативную «Южному потоку», чтобы транспортировать топливо по дну Черного моря (параллельно газопроводу «Голубой поток», годовая мощность которого - всего 16 млрд. куб. м) и далее до турецко-греческой границы и там создать торговую площадку для спотовой торговли газом. Кроме того, «Газпром» пообещал уже с января снизить стоимость топлива для турецких потребителей на 6% с нынешних $420 за 1000 куб. м и продолжить переговоры. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган хочет увеличить эту скидку вдвое.

Украина транспортирует российский природный газ в 18 стран Европы:

forbes 1.jpg

Формальным поводом для отказа от «Южного потока» стали проблемы с Болгарией. Власти страны не позволили «Газпрому» прокладывать трубу по своей территории, сославшись на требования Брюсселя. Антимонопольное законодательство ЕС запрещает одной и той же компании быть поставщиком газа и собственником газопровода, по которому он транспортируется. Это старый спор, Еврокомиссия готовилась продолжить диалог с Москвой. Однако в Кремле поспешили изменить тактику, отказавшись от дальнейших переговоров.

«У «Газпрома» как не было, так и нет денег на подводный газопровод - ни в Болгарию, ни в Турцию. И вообще, «национальному достоянию» (так корпорация позиционируется в рекламном ролике на российском телевидении. - Forbes) надо думать не о мегапроектах, а о том, как выжить», - говорит гендиректор консалтинговой компании East European Gas Analysis (США) Михаил Корчемкин. Он уверен, что «Газпрому» не удастся «надуть ненужный газовый пузырь» в Турции. А новые планы станут «дымовой завесой» для освоения средств российскими миллиардерами Геннадием Тимченко и Аркадием Ротенбергом, компании которых зачастую выходят победителями в тендерах «Газпрома».

Договоренность с Анкарой не стала официальным соглашением. Гипотетическая новая труба уже успела получить название «Турецкий поток», ей приписали годовую мощность 63 млрд. кубометров - такую же, как у несостоявшегося «Южного потока», хотя проектных работ еще никто не проводил. Глава российского газового монополиста Алексей Миллер сообщил, что уже построенную на территории РФ инфраструктуру «Южного потока» компания использует при сооружении нового газопровода в направлении Турции. По данным российских СМИ, «Газпром» уже вложил в «Южный поток» $4,66 млрд., и это около половины запланированной компанией суммы инвестиций.

От кризиса до кризиса

Но после подписания меморандума с «Газпромом» в турецком правительстве заявили: страна не намерена менять свои ориентиры в энергетике и приоритетным для нее остается Трансанатолийский газопровод (TANAP) - на этот проект сделал ставку Брюссель, чтобы обеспечить поставки каспийского, прежде всего азербайджанского, а не российского газа в Европу. «Финансировать морской участок газопровода, альтернативного российскому «Южному потоку», Турция не будет», - отметил Танер Йылдыз, министр энергетики страны.

forbes 2.jpg

Привлечь кредиты на западных рынках «Газпром» также не может - мешают международные санкции.

Такой расклад не оставил без внимания глава украинского правительства Арсений Яценюк. «Дорогие россияне, никуда не денетесь, будете транспортировать российский природный газ в Европу через Украину. С чем всех хочу поздравить», - позлорадствовал он в своем выступлении в Верховной Раде.

Яценюк пообещал объявить конкурс, чтобы привлечь западных инвесторов для управления украинской газотранспортной инфраструктурой. Такие планы он лоббирует с начала 2014 года. Премьер заявил о намерениях создать два совместных предприятия с американскими или европейскими компаниями. Одно будет управлять магистральными газопроводами, другое - подземными газохранилищами. Инфраструктура на 100% останется в госсобственности. А НАК «Нафтогаз Украины» из государственного холдинга превратится в газового трейдера, который также может быть приватизирован. Этого не исключают в Администрации Президента, но о конкретных сроках не говорят. В правительстве Яценюка планируют в 2017 году только завершить финансовое оздоровление «Нафтогаза», чтобы сделать компанию независимой от бюджетных компенсаций за реализацию газа населению по заниженной стоимости.

Труба пустеет

Для этого, как прогнозирует глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, цены на газ для населения и предприятий, финансируемых из бюджета, будут повышены в три-пять раз (действующие расценки не менялись с 1 мая 2014-го и в пересчете на доллар по курсу на 1 декабря составляют от $70 до $235 за 1000 куб. м в зависимости от объема потребления). Он полагает, что такое удорожание будет стимулировать экономию. «Сейчас об этом никто не задумывается, потому что газ дешев, как грязь», - отметил руководитель НАК. Но о снижении потребления газа на внутреннем рынке в программе правительства Яценюка не упоминается.

forbes 3.jpg

Корчемкин из East European Gas Analysis ожидает, что в ближайшие годы через Украину будет проходить транзитом 70-80 млрд. куб. м российского газа ежегодно, еще 40-60 млрд. в год будут транспортироваться украинским потребителям. В 2009-2013 годах спрос на внутреннем рынке не опускался ниже 50 млрд. куб. м, а в 2011-м достиг почти 60 млрд. В августе Кабинет министров прогнозировал, что по итогам 2014 года потребление газа в Украине составит 51,7 млрд. куб. м. Поэтому украинская газотранспортная система (ГТС) остается привлекательным активом для инвесторов, которые смогут заработать на услугах по транспортировке и хранению газа.

forbes 4.jpg

«Подземные хранилища газа могут принести больше прибыли (не доходов), в том числе за счет разницы между летними и зимними ценами. «Нафтогаз» может закупать газ по спотовым ценам в летнее время и продавать потребителям по более высоким - зимой», - отметил гендиректор East European Gas Analysis.

Внутренний спрос могут покрыть закупки не только у «Газпрома», но и в Евросоюзе.

«Основной тренд сейчас - антироссийская риторика, но если Украина хочет реализовать проект газового хаба на западной границе, нужно понимать, что без российского ресурса это невозможно, поэтому следует искать компромисс с «Газпромом», - говорит Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины.

Признавая перспективность украинского газового рынка, компания Polenergiа, которую контролирует самый богатый польский предприниматель Ян Кульчик, планирует инвестировать около 460 млн. евро в строительство газового коридора Германия - Украина для поставок до 10 млрд. куб. м газа в год из ЕС на украинский рынок. Если проект одобрят Киев и Варшава, то есть шанс запустить его в 2018-2019 годах.

Сейчас технические возможности позволяют Украине поставлять по реверсу с территории Венгрии, Польши и Словакии около 27 млрд. куб. м газа ежегодно. Но эти мощности используются не полностью - у поставщиков нет требуемых объемов газа. В 2013-м объем реверсных поставок составил 2,132 млрд. куб. газа, а за 11 месяцев 2014-го они достигли 4 млрд. куб. м.

Светлана Долинчук

16.01.2015 г.


Источник: Forbes.ua
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2018

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов