Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
27.03.2012 :: 10:16
Газовая игра ради вкусного проигрыша

Для выдавливания из Кремля газовых скидок украинская власть готова пойти на многое. Разнообразие способов как минимум нивелирует трагический финал процесса

ВИЗИТ Виктора Януковича в Москву, состоявшийся 20 марта, продемонстрировал очередное обновление украинской газовой политики - еще с осени минувшего года, когда Киев и Москва признали хлопотность и долгосрочность проекта создания международного газового консорциума для управления украинской ГТС, эта политика начала приобретать слабые признаки двойной игры. Ставки в этой игре украинские власти попытались разместить между газовыми
интересами РФ, с одной стороны, и интересами ЕС, Азербайджана и Туркмении - с другой.

«ТУРКМЕНСКИЙ ВЕКТОР» ПРЕЗИДЕНТА

За неделю до визита в Москву Янукович принимал в Украине президента Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедова. Посещение Украины стало для Бердымухаммедова вторым зарубежным визитом после недавней инаугурации на второй срок. Первый визит был в Турцию, которая считается бесспорным фаворитом экономических предпочтений туркменского президента. Турция для Туркмении осталась единственным окном экспорта газа в Европу. после того как в 2003-2006 годах офшорные компании «Газпрома» окончательно лишили Украину прав на прямую закупку туркменского газа. Но, судя по очередности визитов туркменского президента, утраченное Туркменией «украинское окно» экспорта все же остается для нее вторым по значимости объектом интересов.

В 2011 году цены на южном маршруте Туркмении колебались в низких пределах $24-270 тыс. м3. На восточном и северном маршрутах Туркмения в том же году продавала РФ и КНР газ, исходя из более высокой цены - $300-340 тыс. м3. В Украине, где стоимость газпромовского газа перешагнула за $420 за тысячу кубов, на такие цены смотрят с вожделением. Выходом для Украины могли бы стать южные поставки Туркмении через Турцию, если бы этот маршрут хотя бы работал на полную мощность - 20 млрд. м3 в год. (Сейчас из-за трений между Ираном, Турцией и Арменией он работает лишь с мощностью 12 млрд. м3). В таком случае часть туркменского газа Киев мог бы по вполне приемлемым ценам закупать у Турции по своп-схеме или путем уступки платежа (например, за оплату от крупных украинских строительных подрядов в Туркмении).

Освещая визит Бердымухаммедова в Киев, целый ряд российских изданий заверил местных читателей, что все выше перечисленные перипетии развития транзита туркменского газа через Турцию якобы были плодотворно обговорены Бердымухаммедовым и Януковичем в формате тет-а-тет. Украинская же пресса (в отличие от российской) в таком ракурсе переговоры двух президентов не освещала. Большинство украинских массмедиа сошлись на том, что самым важным моментом второго «поствыборного» зарубежного визита стало цирковое выступление, представленное в Киеве конноспортивной группой «Галкыныш» Ахалкетинского конного комплекса президента Туркмении.

Справедливости ради можно было бы добавить, что бренд «Галкыныш» (в переводе - «Возрождение») имеет для президента Туркменистана не простое, а скорее сакральное значение. Дело в том, что одним из первых шагов Бердымухаммедова во власти был указ о переименовании в группу Галкыныш ряда самых крупных связанных между собой туркменских месторождений газа (Южный Иолотен, Осман, Минара и Яшлар). Их аудит подтвердил запасы 26,2 трлн. м3 и статус второго по объемам месторождения в мире. Словом, если следовать канонам тонкой азиатской дипломатии, можно сказать, что в ходе визита президента Туркменистана официальный Киев признал оба Галкыныша - и конный, и газовый. Правда, по факту итоги визита не дали ничего, кроме иллюзий, что Украина якобы решительно настроена найти некие альтернативы российским газовым поставкам. Если, конечно, власти РФ не «включат газоценовой допинг».

«ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕКТОР» ВЕРХОВНОЙ РАДЫ

Кроме вполне декоративного визита президента Туркмении аккурат к визиту Виктора Януковича в Москву набрал обороты процесс подготовки законов, необходимых для создания украинско-российско-европейского газового консорциума. Решение об этом было принято осенью 2011 года, став последней надеждой на скидку на российский газ для Украины. Вплоть до мартовского визита Януковича предполагалось, что эта подготовка пройдет в русле принятия правительственного законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью реформирования нефтегазового комплекса». Но 20 марта (в лучших традициях двойной игры между интересами РФ и Евросоюза) провластные фракции неожиданно охладели к кабминовскому законопроекту. И склонились к варианту, предложенному оппозицией. Им стал законопроект «О внесении изменений в Закон «О трубопроводном транспорте», представленный депутатом от НУ - НС Юрием Кармазиным. Он был принят в первом чтении с заверениями депутатов правительственных фракций в том, что без изменений уже в начале апреля будет проголосован в целом.

С точки зрения нагнетания украинской «многовекторности» такой поворот должен был произвести крайне пугающее впечатление на Кремль. Но, по сути, и закон Кармазина, и законопроект Бойко предлагают один и тот же весьма рискованный шаг - отобрать у парламента и передать Кабинету министров все права по регулированию процесса изменений структуры НАК «Нафтогаз Украины», на базе которого предполагается создавать консорциум. Разница лишь в том, что правительственный законопроект предлагал еще одно существенное нововведение - не распространять запрет на отчуждение государственного имущества тех подразделений НАК, которые не относятся к ГТС. А это, в частности, добывающее ПАО «Укргазодобыча» и нефтепроводная монополия «Укртранснафта», которые предметно интересуют крупных частных инвесторов Дмитрия Фирташа и Игоря Коломойского (этими компаниями управляют их бывшие менеджеры). Но перспектива приватизации остающихся нефтяных активов была явным перебором. Вероятно, в этом и заключается истинная причина того, почему в день визита Януковича в Москву российские массмедиа получили возможность удивиться невероятному «газовому» компромиссу между оппозиционными и провластными фракциями украинского парламента. Стало быть, многовекторность все-таки работает, и двойные стандарты - это никакой не высокий риск.

Андрей Старостин

27 марта 2012 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}