Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

08.12.2019 :: 12:06

Погода на 8 декабря - на большей части территории Украины малооблачно, температура до +8
07.12.2019 :: 10:28

Оперативная информация «Укравтодора» о состоянии проезда на автодорогах - 7 декабря 2019 г. ©
06.12.2019 :: 17:25

Экоинспеция задержала судно в Черноморске
06.12.2019 :: 17:16

Группа «Приват» возобновляет морские поставки СУГ
06.12.2019 :: 17:11

Министр инфраструктуры Украины провел преговоры с министром транспорта и дорожной инфраструктуры Молдовы ©
06.12.2019 :: 17:01

Мы вместе будем развивать транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия как альтернативный маршрут в обход РФ - В.Криклий



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes Украина
03.06.2014 :: 10:24
Газ - это «бизнес президентов»

Чтобы оценить шансы Порошенко на решение газового кризиса, для начала нужно разобраться в его истинных причинах. Дело здесь не только в цене, и даже не в кабальном газовом контракте от 2009 года. Этот документ и ценник в $485,5 за тысячу кубометров - скорее следствие, чем причина. А вот то, что стоит за ними - гораздо интереснее.

В целом, проблемы, которые напрямую влияют как на условия поставки газа, так и на объемы его потребления, можно разделить на две части - внутренние и внешние.

Начнем с внутренних. Украинская проблема №1 - это коррупция. Газовый бизнес всегда был
бизнесом президентов, премьер-министров и одним из основных источников пополнения партийных касс. «ЕЭСУ», «Итера», «РосУкрЭнерго». Компании менялись, принцип работы оставался тот же. Главное - это служить прикрытием для неформальных бенефициариев. При этом доходы компаний зависели от объемов поставок. Чем больше газа идет в Украину - тем больше денег можно было заработать.

Кроме коррупции в первых кабинетах страны, коррупция была и есть на низших уровнях. Все, кто так или иначе связан с газом, стараются на нем заработать. Способов придумано множество, результат известен всем - Украина является одной из наиболее энергоемких экономик Европы.

Проблема №2 является продолжением первой. Отсутствие какой-либо внятной стратегии по диверсификации поставок связана с тем, что любой новый контрагент рассматривается сквозь призму возможного заработка. Другими словами, во главу угла ставится не национальный интерес, а пресловутый откат. А в этом вопросе Европе соперничать с Россией крайне тяжело. «Газпром» всегда знал, как работать с украинской элитой, принимающей нужные решения.

Как и внутренних, внешних факторов, влияющих на газовый рынок страны, несколько.

В одном из своих последних интервью Петр Порошенко называет газ в руках России «дубинкой», которую она использует как метод давления в своих отношениях с другими странами. Диагноз верный: газ в России давно из экономической категории превратился в политическую. И если нужно, Кремль готов потерять в деньгах, но выиграть в политическом влиянии. Любые скидки на газ - всего лишь уловка, которая помогает овладеть стратегическими активами и закрепиться на нужной территории.

В Украине Россия пыталась «бросить якорь» с помощью покупки газотранспортной системы. Не получилось. Но удалось «поймать на крючок», сыграв на политических амбициях Юлии Тимошенко. Дальше Россия до последнего будет отстаивать газовый контракт 2009 года, потому что там есть и высокая базовая цена, и принцип «бери или плати» с прописанными большими объемами газа. Параллельно, коль не удалось овладеть ГТС, Кремль во что бы то ни стало будет достраивать «Южный поток», а также, по возможности, пресекать любые попытки организации альтернативных поставок газа в Украину.

Мечта России - взять Украину в кольцо. Лишить ее и транзита, и других поставщиков газа. Чтобы получить этот приз, она готова идти на уступки европейским контрагентам. У Словакии - выкупать все транзитные объемы, лишь бы Украина не воспользовалось трубой для реверса, Турции - обещать скидку на газ в обмен на участие в проекте «Южный поток».

Кроме этого, фактор потерянного Крыма с его запасами газа в 1,97 трлн кубометров и агрессия России никак не способствуют мирным переговорам и существенно снижают шансы на любые компромиссные решения.

Таким образом, мы видим, что новому президенту досталось тяжелое наследство. Чтобы решить газовый ребус, очевидно, ему нужно будет что-то сделать с коррупцией и создать стратегию на ближайшие пять лет, которая выполняла бы две основные задачи: диверсификацию поставок и замещение российского газа собственными источниками энергии.

Кроме этого, ему нужно нивелировать лобби «Газпрома» в Европе и убедить еврочиновников помогать Украине. Даже если это наносит ущерб их национальным интересам.

Проблемы сложные, они зрели не один год, поэтому решить их быстро не получится. Пока же заявления Порошенко на эту тему свидетельствуют о том, что он еще не в полной мере оценивает масштаб проблем.

Например, «сокращать потребление газа», о котором он говорит, без изменения системы, мотивированной исключительно на увеличение потребления, можно десятилетиями.

«Развивать технологию сланцевого газа», как показывает опыт европейских стран, за один год тоже не получится. Разве что «завозить реверсный газ» - более реальная задача в краткосрочной перспективе. Но и она, как мы видим после переговоров со Словакией, с наскоку не решается.

В любом случае, Петр Порошенко является «рыночником». А это уже неплохо, учитывая, как много политики на газовом рынке страны.

Деполитизировать его - значит уже сделать половину дела. Найдя общий язык с Европой и вынудив ее действовать в наших интересах, можно сделать и другую половину. Но на это понадобится недюжинный талант политика и дипломата. Обладает ли им Порошенко, покажет уже ближайшее время.

3.06.2014 г.


Источник: Forbes Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов