12.11.2008 :: 10:15
Флибустьеры ХХI века
В 2008 году морскими пиратами захвачено более 60 судов
В Оманском заливе до сих пор находится захваченное сомалийскими пиратами судно «Фаина» с российскими и украинскими моряками. За их освобождение пираты требуют несколько миллионов долларов, в противном случае угрожают взорвать. На выручку судна уже прибыл сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый». Он получил команду открывать при необходимости огонь на поражение. На прошлой неделе у берегов Сомали был захвачен сухогруз Future. Сейчас судно, на борту которого 11 россиян, а также двое граждан Эстонии и Грузии, вероятнее всего, находится в одном из пиратских убежищ. Как дальше будут развиваться события, покажет время. Но вот вопрос: как могло возродиться в ХХI веке такое позорное явление, как пиратство?
Добавим, что случаи нападения пиратов зафиксированы и в Восточно-Китайском море. Зона Гонконга относится к «пиратским горячим точкам», в 2007 году здесь пропали 18 судов.
Согласно отчету, опубликованному Международным морским бюро, во многих регионах мира судоходство небезопасно. По данным организации, не только увеличилось количество нападений, но и сами разбойники стали более агрессивны. Между тем, если в ближайшее время мировое сообщество не займется всерьез проблемой пиратства, о безопасной международной морской торговле можно будет забыть.
С проблемой пиратства неоднократно сталкивался и российский флот. Так, некоторое время назад в 60 милях от западноафриканского порта Конакри (Гвинея) российский танкер «Шкотово» подвергся нападению вооруженных пиратов. Шесть вооруженных разбойников на двух катерах рано утром атаковали корабль с 19 членами экипажа на борту. Морские разбойники сумели забраться на борт танкера, после чего похитили кассу судна и скрылись в прибрежных водах. Тогда никто из членов экипажа не пострадал. Однако не всегда дело ограничивается этим.
Для нападений на мирные суда корсары выбирают в основном транзитные пути, пролегающие в территориальных водах Юго-Восточной Азии, Индии и Восточной Африки. «Проблема пиратства существует давно, и она не исчезнет еще долгое время. Однако морские риски возросли в связи с распространением угрозы терроризма, незаконной торговли наркотиками и работорговли», - считает эксперт Международного института стратегических исследований Патрик Кронин. До 70 процентов всех пиратских вылазок происходят в прибрежных водах Нигерии, Индии, Индонезии, а также Аденского залива и Малаккского пролива. «От Малаккского пролива до Бенгальского залива и от африканского мыса Доброй Надежды до Гвинейского залива международное сообщество подвергается огромному риску, не зная, что происходит и какие грузы перемещаются по Мировому океану», - полагает г-н Кронин.
Государства вышеназванных регионов зачастую не имеют достаточно сил и средств для поддержания безопасности судоходства, чем безнаказанно и пользуются «морские дьяволы». «Пираты нападают там, где пересекаются основные судоходные пути, где нет государственного контроля, то есть где существует этакое «гуляй-поле». По сути, идет партизанская война на море, с которой очень сложно бороться», - отмечает, в свою очередь, эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Вместе с тем, если государства Юго-Восточной Азии еще как-то пытаются бороться с пиратами, то, например, власти Нигерии и Сомали и вовсе не в состоянии предложить способы решения проблемы из-за отсутствия военно-морского флота как такового.
Проблема морского пиратства сегодня настолько актуальна, что о ней все чаще идет речь на различных международных совещаниях и конференциях. В Калифорнии работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Центр тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда. Эти державы постоянно проводят морские учения соответствующей направленности, отрабатывают маневры по борьбе с морскими грабителями.
Ряд стран серьезно обсуждает возможность участия военно-морских флотов в борьбе с пиратством. Однако борьба с морскими разбойниками сильно затруднена из-за отсутствия различных межгосударственных соглашений. Например, военным кораблям нельзя вторгаться в территориальные воды других держав даже при преследовании пиратов. Спорным районом в плане юрисдикции является Южно-Китайское море.
Проблема эффективной борьбы с пиратством лежит и в идентификации преступников. Сегодня пиратские суда больше не вывешивают на мачте знаменитый пиратский флаг с черепом и костями - «Веселого Роджера», как разбойники прошедших веков. Современные пираты используют малоразмерные высокоскоростные моторные лодки и катера, которые иногда весьма трудно отличить от спортивных или рыболовецких судов. При этом вооружены они современными автоматами, гранатометами, пользуются спутниковыми средствами связи и слежения. Также нет больше, как ранее, пиратских республик - самостоятельных государств на затерянных островах или на далеких архипелагах. Обширные архипелаги Юго-Восточной Азии с более чем 70 000 островами обеспечивают сегодняшним пиратам отличные укрытия и пункты базирования.
Проблема морского пиратства ненадуманна и может со временем превратиться в еще большую головную боль для стран, имеющих выходы в открытое море и Мировой океан, в том числе для России. А значит, решать ее надо сегодня.
Андрей Гавриленко
12 ноября 2008 г.
Источник: Военно-промышленный курьер |