Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes Украина
29.04.2013 :: 12:42
Фирташ потратит $150 млн. на расширение порта

Дмитрий Фирташ к 2015 году планирует втрое увеличить мощности принадлежащего ему морского порта «Ника-Тера» в Николаеве. Инвестиции в порт, по словам его начальника Александра Гайду, составят $150 млн. Это позволит нарастить мощности по перевалке до 13-15 млн. тонн в год, из которых 6 млн. тонн придется на перевалку зерновых. Чтобы загрузить такие мощности, основателю Group DF придется создать крупного зернотрейдера или построить собственный агрохолдинг.

На «Ника-Тере» будет построен склад карбамида вместимостью 50 000 тонн и зернохранилища на 170 000 тонн, говорит Гайду. В
прошлом году перевалка грузов через «Ника-Теру» составила 3,8 млн. тонн при годовой мощности около 4 млн. тонн. Примерно 40% пришлось на минеральные удобрения, около 30% - на зерно.

Увеличение перевалки удобрений вписывается в стратегию группы Фирташа. Компания Ostchem, которая входит в Group DF, - крупнейший в Украине производитель удобрений с долей в 70%. «Через порт Фирташа экспортирует продукцию российский «Уралкалий», - добавляет эксперт химического и аграрного рынков Дмитрий Гордейчук.

В Украине - избыток мощностей по перевалке зерна. Экспорт зерновых в 2012-м составил 26,5 млн. тонн, а годовая мощность зерновых терминалов страны, согласно данным Центра транспортных стратегий - 37,1 млн. тонн. Тем не менее, в прошлом году Group DF инвестировала в порт более $52 млн., половина из которых была потрачена на расширение мощностей по перевалке зерна. Зачем Фирташу расширять порт на сверхконкурентном рынке?

Новые ворота

Группа Фирташа собирается выйти на агрорынок в качестве оператора, полагает Гордейчук. «Ему нужны экспортные ворота для своих грузов, а не для чужих», - отмечает эксперт.

Сельскохозяйственным бизнесом группа Фирташа пока не занимается, хотя и присматривается к этому рынку. «Некоторые бизнесы, такие как сельскохозяйственный, находятся в эмбриональном состоянии, - сказал Forbes управляющий директор Group DF Борис Краснянский, отвечая на вопрос о флагманских направлениях бизнеса Фирташа. - Но в Украине быть крупной группой и не иметь своего интереса в сельском хозяйстве, по меньшей мере, недальновидно».

Косвенное подтверждение интереса Фирташа к аграрному рынку - нестыковка цифр в заявленных проектах. По данным Group DF, вместительность зернохранилищ «Ника-Теры» после расширения составит 210 000 тонн. Для перевалки заявленных «Ника-Терой» 6 млн. тонн зерна в год порту нужно 300-500 тыс. тонн мощностей по хранению, подсчитал заместитель гендиректора порта «Поти» Андрей Кузьменко. «Другие варианты - либо создать внешние терминалы по примеру «Нибулона», либо переваливать груз одного клиента, - поясняет Кузьменко. - Но таких крупных трейдеров в Украине пока нет».

Ни много ни мало

В Group DF потенциальными клиентами «Ника-Теры» считают средние и мелкие агрохозяйства. «Обслуживание в порту может быть интересно фермерам, которые закупают удобрения у дистрибьюторской компании «УкрАгроНПК», принадлежащей Group DF», - подчеркивает Мария Беззубова, директор по маркетингу и стратегическому планированию Ostchem. Кроме того, «Ника-Тера» после увеличения мощностей может составить конкуренцию другим крупным терминалам, которые не справляются с нагрузкой во время сезонных пиков в июле-августе.

Такая бизнес-модель вызывает вопросы. «Зерновой терминал может выйти на максимальную техническую мощность только в случае работы на нем одного-двух трейдеров», - указывает Кузьменко. По его словам, даже при работе порта с четырьмя-шестью клиентами объемы перевалки падают на 20-30% - это вызвано сложностью стыковки приема и отгрузок отдельных партий зерна различного качества и объема, принадлежащих разным трейдерам.

Ставка на крупные агрохолдинги, по мнению Кузьменко, тоже может не сработать. У «Кернела», «Нибулона», «Приват-Агрохолдинга» имеются собственные перевалочные мощности в Ильичевске, Южном и Николаеве.

Выйти на рынок торговли зерном группа Фирташа может за счет бартерных операций. Директор черкасского института НИИТЕХИМ Тамара Ковеня рассказывает, что небольшие аграрные хозяйства регулярно закупают удобрения и горюче-смазочные материалы у структур Group DF, и зачастую рассчитываются не деньгами, а своей продукцией. «Корпоративные связи между производителем минеральных удобрений и аграриями - распространенная мировая практика, - объясняет Ковеня. - Многие химические корпорации продвигаются в аграрный сектор».

Виктория Подолянец, Севгиль Мусаева

29 апреля 2013 г.


Источник: Forbes Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}