Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Инвестгазета
24.05.2008 :: 10:09
Езда на градусе

Владельцы биозаправок замахнулись на 15% украинского топливного рынка. Удастся ли?

В компании «Энергетические стратегии и биотехнологии» нефтезаправщикам больше не доверяют. Теперь отношения с продавцами минерального бензина у производителей биологического топлива будут сугубо конкурентными. Более того, украинские борцы за экологию на дорогах уверены, что, почувствовав угрозу своему первенству, крупные нефтезаправочные компании будут любыми способами препятствовать гармоничному развитию биотопливной культуры в Украине.

Именно это, по словам Михаила Лабутина,
исполнительного директора «Энергетических стратегий и биотехнологий», заставило компанию развивать собственную сеть автозаправочных станций, на которых будет продаваться БИО-100 - топливо, производимое на основе биоэтанола. Первые две заправки под названием ESBT были открыты в Черновцах несколько недель назад и, по словам Лабутина, быстро обрели популярность у местных автомобилистов. В будущем компания намерена развивать сеть биозаправок и ни на миг не сомневается в успехе.

А вот аналитики рынка не разделяют оптимизма производителей биотоплива, ссылаясь на целый ряд неблагоприятных факторов, среди которых отсутствие государственной поддержки в вопросе его производства и спорная лояльность к этому продукту со стороны украинских автомобилистов.

Неудачная попытка

Первое пришествие компании «Энергетические стратегии и биотехнологии» на рынок биотоплива состоялось в 2004 году. Тогда предприятие называлось «Биоэнергетическая компания» и выступало инициатором производства и реализации моторного топлива на основе возобновляемых компонентов. «До этого мы достаточно серьезно работали в спиртовой отрасли. В свое время Украина столкнулась с проблемой избытка спирта, а мощности спиртзаводов в три-пять раз превышали потребности рынка в этом продукте», - вспоминает Михаил Лабутин. Активное развитие производства биотоплива в мире привлекло внимание предпринимателей, а выпуск топлива на основе этилового спирта на украинских мощностях представлялся перспективной затеей.

В 2006 году производство биотоплива было налажено на Лохвицком спиртовом заводе в Полтавской области. Реализация продукции осуществлялась на бензиновых заправках, где производителям альтернативного топлива выделялись отдельный резервуар и пистолет. Первой АЗС, которая стала покупать биотопливо, была киевская «Дракойл», за ней последовали заправки «Лукойл» и другие. Всего, по словам представителя «Энергетических стратегий и биотехнологий», их было около двадцати. Реализуемый продукт носил название БИО-100 из-за высокого показателя октанового числа, который приравнивается к показателю 95-го бензина. Этот продукт на 60% состоит из этилового спирта и на 30% - из минеральных углеводов и стабилизирующих веществ.

По словам Михаила Лабутина, перед запуском производства предприниматели изучали зарубежный опыт. В частности, за основу было взято горючее

Е-85, широко распространенное в странах Западной Европы. Однако, по словам экспертов, для его использования необходимы существенные изменения в топливной системе автомобилей. Именно по этой причине Германия недавно отказалась от планов производства Е-85, поскольку это топливо не подходит более чем для трех миллионов автомобилей, эксплуатируемых в стране.

Между тем и качество украинского БИО-100 вызвало множество вопросов у отечественных водителей. Автомобильные интернет-форумы запестрели жалобами на падение мощности двигателя, неполадки с бензиновыми фильтрами и прочими деталями автомобиля. Лишь немногие пользователи отмечали преимущества этого топлива и, попробовав один раз, собирались вновь залить его в бак. Тогда представители «Биоэнергетической компании» решили проверить БИО-100, реализуемый на бензозаправках, и обнаружили, что он разбавлен. После этого сотрудничать с АЗС компания прекратила.

Была тому еще одна причина - госмонополия на производство спирта, в связи с чем выпуск БИО-100 был перенесен с Лохвицкого завода в Молдову. В этой стране, по словам Лабутина, у компании имеется небольшой завод по производству биотоплива, который позволяет выпускать до 3 тыс. тонн подукции в месяц.

Спорные перспективы

Хотя первая попытка оказалась неудачной, компания, теперь уже переименованная в «Энергетические стратегии и биотехнологии», пошла дальше. Она решила попытать счастья во второй раз. Предотвратить риск вторичного подвоха со стороны нефтяников решили за счет открытия собственных заправок, наличие которых позволило бы осуществлять полный контроль качества топлива. Сейчас сеть ESBT состоит из двух заправок - по две бензоколонки на каждой, но в будущем, по словам Михаила Лабутина, их количество должно существенно увеличиться. Первоначальные инвестиции в развитие сети представители компании называть отказываются категорически, точно так же, как и показатели рентабельности работы заправок и предполагаемые сроки возвращения вложенных денег. Ссылается предприимчивый бизнесмен на условия работы - дескать, бизнес новый, а почва под ногами шаткая.

Однако назвать цифры согласились нефтезаправщики. По их словам, стоимость открытия одной биозаправки приблизительно такая же, как и у классической АЗС - от $300 тыс. до $4 млн. в зависимости от местонахождения, количества бензоколонок и инфраструктуры.

Стоимость БИО-100 на сегодняшний день составляет 4 грн. 70 коп., то есть на 50-60 коп. дешевле 95-го бензина. Ввиду подорожания нефтепродуктов, по мнению специалистов рынка, популярность биозаправок будет возрастать. «Если добиться поддержки государства в вопросе производства БИО-100 и задействовать в этом все простаивающие сегодня спиртовые заводы, можно заполучить 10-15% украинского рынка высокооктанового бензина, а это уже достаточно серьезно», - рассуждает Лабутин.

Между тем, амбиции ESBT достаточно скептически оценивают представители украинских сетей АЗС и некоторые аналитики. «Придет время, когда конкуренция будет. Но для этого необходимы как минимум соответствующая инфраструктура, гарантия стабильного производства, техническое восприятие топлива двигателем. Пока, увы, утверждение о решении подобных вопросов спорное», - говорит Валерий Рясик, начальник центра общественных связей компании «ЛУКОЙЛ-Украина». С ним согласен Николай Верницкий, директор компании «ПроАгро». По его словам, развитие биотопливного направления невозможно без государственной поддержки. Себестоимость этого продукта очень высокая за счет акциза, поэтому затраты на производство практически не покрываются.

Зависимость заправок компании «Энергетические стратегии и биотехнологии» от импорта топлива из Молдовы ставит компанию в ненадежные условия. К тому же немаловажным является вопрос потребительских предпочтений. Ведь перед тем как сформировать клиентскую базу, биозаправщикам еще предстоит убедить автомобилистов в качестве и преимуществе их продукции. А это, по словам Николая Верницкого, может оказаться непростой задачей ввиду отсутствия государственных стандартов на БИО-100. Некоторые специалисты полагают, что именно продажа несертифицированной продукции стала причиной первой ссоры «Энергетических стратегий и биотехнологий» с сетями АЗС. Этот же фактор может обусловить непродолжительное существование биозаправок.

Дария Исакова

19.05.2008 г.


Источник: Инвестгазета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}