Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

15.04.2021 :: 13:57

Авиакомпания SkyUp закрыла продажу билетов на 15 маршрутов в Европу из Киева и Львова
15.04.2021 :: 13:22

УЗ возобновила пятидневную рабочую неделю для всех железнодорожников ©
15.04.2021 :: 13:17

УЗ сотрудничает с правоохранителями для преодоления коррупции в закупках ©
15.04.2021 :: 13:12

«Укрзализныця» в апреле 2021 г. нарастила среднесуточную погрузку на более чем 8% ©
15.04.2021 :: 13:03

Украина арестовала еще 12 самолетов авиакомпаний РФ за полеты в Крым
15.04.2021 :: 12:57

В Нидерландах возобновились слушания по делу МН17



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
29.10.2013 :: 10:05
Энергетикам всегда кого-то не хватает

Пару лет как минимум в Украине уже должен был работать нефтяной холдинг, охватывающий все звенья цепи - от добычи нефти до реализации нефтепродуктов. Таким образом автор этой идеи - Игорь Коломойский рассчитывал монополизировать целую отрасль, отжав при этом от нее государство.

Слухи о создании в нефтяной отрасли вертикально интегрированной компании ходили со времен обретения Украиной независимости. Но впервые эта информация получила официальное подтверждение в 2006 году, когда один из крупнейших бизнесменов страны - Игорь Коломойский сообщил о достижении такой договоренности с
государством. Воплощать этот план в жизнь было решено на базе крупнейшего нефтедобытчика страны - ПАО «Укрнафта», 50% + 1 акция которого принадлежит государству (в лице НАК «Нафтогаз Украины»), а еще около 43% - днепропетровской бизнесгруппе «Приват».

Суть идеи заключалась в том, что государственночастные акционеры планировали влить в «Укрнафту» ряд отраслевых предприятий, среди которых были Дрогобычский и Надворнянский нефтеперерабатывающие заводы, а также Одесский нефтеперевалочный комплекс и Ильичевский топливный терминал. Уже к тому моменту «Укрнафта» заслужила славу крупного добытчика нефти, имеющего разветвленную сеть автозаправочных станций (свыше 550 в 26 регионах). Поэтому присоединение к ней НПЗ было логичным завершением цепочки. Синергетический эффект от этого объединения казался неоспоримым: законодательство запрещало «Укрнафте» перерабатывать свое сырье на давальческих условиях, что вынуждало покупать нефтепродукты для собственной розничной сети на оптовом рынке. А после объединения в нефтепереработчики это ограничение на ПАО не распространялось бы.

В новейшей экономической истории Украины бизнесмены или государство не раз пытались создать компанию-монстра, которая могла бы полностью контролировать ту или иную отрасль. Это были затеи с созданием вертикально интегрированных компаний и банальные попытки монополизации рынка. Многие из этих начинаний были вполне перспективными, некоторые остаются перспективными и сегодня. Но закончить начатое пока никому не удалось. Анализируя попытки создания семи империй, можно утверждать - всему виной человеческий фактор. Каждая из империй строилась в расчете на то, что уровень влиятельности ее куратора с годами будет только крепнуть. Но в Украине нет вечных фаворитов. И рассчитывать только на удобные законодательные акты, бюджетные ассигнования и приватизационные перспективы - не самый разумный подход

Но идея построения вертикально интегрированного нефтяного холдинга так и не была воплощена в жизнь. По одной из версий, она провалилась изза того, что стороны не смогли сойтись в цене вносимых в «Укрнафту» активов. Но более правдоподобной выглядит другая: доля государства в перечисленных активах несоизмеримо меньше «приватовской», поэтому нетрудно догадаться, что после передачи активов в уставный фонд «Укрнафты» между ее акционерами произошло перераспределение долей с явным перевесом в пользу Игоря Коломойского и его партнеров.

Скрывая желание сохранить в госсобственности 50% + 1 акцию «Укрнафты», чиновники отказались от интеграционных планов компании. Но, несмотря на обладание контрольным пакетом акций, государство фактически отстранено от управления ПАО. Возможно, именно поэтому в Верховной Раде периодически озвучиваются идеи внесения изменений в законодательство, которые снижали бы планку кворума на собрании акционеров до упомянутых 50% + 1 голос.

Потребности Украины в электричестве на 50% удовлетворяются атомной энергетикой, поэтому желание руководства страны сделать эту отрасль независимой от внешних факторов было абсолютно логичным. Двигаться к этой цели мы начали еще в 2008 году, когда был официально создан концерн «Ядерное топливо Украины». В него было решено включить небольшую группу предприятий, задействованных в производстве всех элементов топлива (без обогащения урана). Как результат, уже буквально через несколько месяцев Восточный ГОК, «Смолы», Институт промышленной технологии и Днепропетровский завод прецизионных труб стали единым целым. Но на этом атомщики не остановились: «Ядерное топливо Украины» выступило с инициативой построить на территории страны завод, на котором производимые упомянутыми предприятиями элементы собирались бы воедино - в тепловыделяющую сборку.

Организационные процедуры вроде отвода земли в Кировоградской области и создания юрлица (ЧАО «Завод по производству ядерного топлива») были выполнены достаточно оперативно. Но когда дело дошло до строительства предприятия, проект из экономического превратился в политический: Киев встал перед выбором между российской и альтернативными технологиями строительства завода. Ядерщикидемократы настаивали, что ставку нужно делать на последних, тем самым понизив зависимость от России. Но получилось с точностью до наоборот: в 2011 году Украина признала победителем тендера на строительство завода «Росатом».

Понять логику Киева можно. Только по официальным данным на строительство сборочного производства нужно 4 млрд. грн., которых в госбюджете не было. А Москва пообещала поделиться не только производственными технологиями, но и изыскать около 1 млрд. грн. для частичного финансирования строительства. Однако с момента упомянутой договоренности с россиянами прошло уже два года, а воз и ныне там.

Главная причина замораживания этого проекта лежит на поверхности: в подписанном соглашении о создании ядерного совместного предприятия не указаны ни сроки строительства завода, ни санкции за их нарушение. Такой демократичный подход позволяет России до бесконечности оттягивать эту процедуру. И чем дольше в Украине не будет собственного сборочного предприятия, тем больше наша страна потратит на российские тепловыделяющие сборки. А это около $500 млн. в год.

Вполне вероятно, что со временем Киеву надоест эта бессмысленная трата и он активизирует кировоградский проект за счет привлечения альтернативного кредита. Но даже если Виктор Янукович санкционирует эти действия, его российский коллега все равно сохранит за собой контроль над нашим атомпромом, ведь в ЧАО «Завод по производству ядерного топлива» вездесущему «Росатому» принадлежат 50% минус 1 акция.

Дмитрий Рясной

29.10.2013 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2021

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов

{DOWN}