Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

16.04.2021 :: 16:59

Германия и Франция намерены подключиться к восстановлению разрушенного порта Бейрут
16.04.2021 :: 16:52

ФГИ сдаст в аренду склады в порту Черноморск
16.04.2021 :: 16:44

Доля продаж электромобилей и гибридов превысила в Норвегии 90%
16.04.2021 :: 15:51

Завершена подготовка пре-ТЭО проекта концессии первого и контейнерного терминалов порта «Черноморск» ©
16.04.2021 :: 15:41

ВСУ в 2021 г. получат 30 тыс. ед. вооружений - МОУ
16.04.2021 :: 15:34

Управителем украинского участка продуктопровода «Самара - Западное направление» будет «Укртранснафта»



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
05.11.2013 :: 10:39
Энергетикам сменят кассира

Уже скоро украинские потребители смогут самостоятельно выбирать поставщика электроэнергии, что сэкономит им миллионы на оплате счетов. Но за эту демократию заплатят крупнейшие игроки энергорынка, финансы которых перейдут под контроль новой госструктуры.

На прошлой неделе Верховная Рада во втором чтении приняла законопроект «Об основах функционирования рынка электроэнергии Украины» №0916. В том, что Виктор Янукович подпишет этот документ, сомневаться не приходится. Ведь таким образом он поставит очередную галочку напротив обязательств Украины, взятых при подписании протокола о
присоединении к европейскому Энергетическому сообществу. К тому же в своей основе этот законопроект действительно приближает отечественный энергорынок к мировой цивилизации. Так, если сейчас все без исключения отечественные производители электроэнергии вынуждены продавать ее посреднику - ГП «Энергорынок», то после вступления в силу упомянутого законопроекта генерирующие компании будут вправе торговать своим товаром самостоятельно, подписывая прямые договоры с потребителями.

На отработку основных механизмов нового рынка предусматривается переходный период длиной в два года. При этом ожидается, что уже к 2016 году новый рынок начнет работать в пилотном режиме, а с 1 июля 2017 года - полномасштабно. Рядовых украинцев эти изменения не коснутся - они как и прежде будут закупать электроэнергию у дистрибуционных компаний (облэнерго). Но «Энергорынку» от этого не легче: как только промышленники получат возможность закупать ток напрямую у энергетиков, это госпредприятие утратит статус финансового центра, а его круг полномочий будет сужен до урегулирования вопросов по сокращению собственной кредиторской и дебиторской задолженности.

Сейчас «Энергорынок» через своего эксменеджера Сергея Бедина курирует самый богатый отечественный бизнесмен Ринат Ахметов. Но лишение этого ГП статусности - мелкая неприятность для собственника СКМ на фоне основных выгод. Ведь в случае либерализации рынка крупный капитал получает возможность выстаивать вертикально интегрированные цепочки внутри своих групп. К примеру, принадлежащий Ахметову производитель энергии «Днепрэнерго» может реализовать ее родственному поставщику «Днепроблэнерго», а тот - продавать напрямую криворожским горнообогатительным комбинатам группы «Метинвест». Выгода прямых взаимоотношений между родственными предприятиями лежит на поверхности: промышленный потребитель получает возможность покупать энергию по более низкой цене (а не по средневзвешенному тарифу ГП «Энергорынок», как сейчас), а производитель тока - гарантированный сбыт своей продукции.

Кроме того, за либерализацией отечественного энергорынка неизбежно следует отказ от так называемого перекрестного субсидирования. Именно изза него промышленники сейчас закупают электроэнергию по завышенному тарифу, в котором предусмотрена компенсация разницы между реальными и установленными ценами на ток для населения. После того как проект №0916 станет законом, Украина начнет постепенно отходить от такой практики.

Примечательно, что переход к либеральной модели власти решили не совмещать с повышением цен на электроэнергию для населения. Хотя в том числе и по этой причине долгое время и существовует ГП «Энергорынок». Вместо этого было решено, что роль спонсора перейдет от промышленников к новоиспеченной структуре - Фонду распределения стоимостного дисбаланса. Его основателем выступит Кабмин, но наполняться фонд будет не из госбюджета, а за счет некоторых участников энергорынка. А точнее, оператора отечественных атомных электростанций ГП «Энергоатом» и госкомпании «Укргидроэнерго». Вычислить цифру, которая станет оброком для этих структур, легко: по официальным данным, объем перекрестного субсидирования по итогам 2012 года составил 35 миллиардов грн.

Но и это еще не все дополнительные расходы атомщиков и гидроэнергетиков. Дело в том, что из Фонда распределения стоимостного дисбаланса будет компенсироваться и завышенный тариф для альтернативной энергогенерации. Считается, что владельцы новоиспеченных ветро и электростанций потратили на их строительство миллионы грн. как раз под обещания государства позволить им продавать ток по повышенной ставке. Тогда как в условиях рынка прямых договоров, на котором будет главенствовать самая дешевая цена на энергию, шансы альтернативщиков найти спрос на свою дорогущую энергию равны нулю. И им решили подсобить за счет государственных энергетиков.

С учетом таких нюансов создается впечатление, что основной задачей законопроекта №0916 был не перевод отечественного рынка с жесткого административного регулирования на либеральный уровень, а создание условий для комфортной работы альтернативщиков. Иначе отечественным законодателям нужно было лишь продублировать основные положения одной из ключевых Директив Евросоюза - 2003/54/ЕС, которой регламентированы правила внутреннего рынка электроэнергии. А не вносить весьма любопытную корректировку, вследствие чего сейчас одни участники рынка будут финансировать других из собственного кармана, тем самым нарушая главное правило любого цивилизованного рынка - здоровую конкуренцию.

Автор этого новшества депутат ПР Игорь Глущенко наверняка понимает силу побочного эффекта. Но это лишь повышает уровень доверия к нему его бывшего работодателя Рината Ахметова. Во-первых, потому что Фонд распределения стоимостного дисбаланса может пополняться атомщиками и гидроэнергетиками только при условии завышения их тарифов, а это значит, что они будут неконкурентоспособны по сравнению с тепловой генерацией, где монополия принадлежит группе «ДТЭК». Во-вторых, упомянутый фонд, по сути, является гарантом безубыточности ветряной и солнечной энергетики, где тоже формируется монополия Ахметова. Таким образом, в Украине будет создана уникальная модель, при которой формально энергорынок перейдет от административного регулирования к рыночному механизму, но нити управления окажутся у всемогущего Фонда урегулирования стоимостных дисбалансов.

Дмитрий Рясной

05.11.2013 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2021

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов

{DOWN}