Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая газета
15.03.2013 :: 10:47
Энергетическая технология номер один

Первое, что необходимо отметить - ветроэнергетика не претендует на полноценную альтернативу иным источникам энергии, поэтому мы не используем отрицающий термин «альтернативный», она является еще одним возобновляемым источником энергии, промышленное использование которого стало возможно вследствие технологического развития.

Ветроэнергетика сегодня, как известно, уже зарекомендовавшая себя энергетическая технология, соответствующая техническим стандартам энергосистем и правилам диспетчеризации, способная играть по правилам, принятым на энергетическом рынке любой страны.

Для
российского ветроэнергетического рынка, кстати, по общему мнению экспертов, имеющего самый большой потенциал, обещающего быть рынком № 1, сегодня сложилась исключительно удобная ситуация: мы можем применить уже опробованные технологии и инвестиционные модели без затрат времени и ресурсов на их изобретение и опробование.

Развитие такой ресурсоемкой технологии, как ветроэнергетика, в состоянии обеспечить в России мультипликативный эффект, при котором затраты на государственную поддержку будут компенсированы налоговыми поступлениями от предприятий энергомашиностроительной, металлообрабатывающей, транспортной и строительной индустрий, которые получат новые продукты для освоения и новые заказы, будут созданы новые рабочие места. Простые цифры: металлоемкость современного ветрогенератора мощностью 3 МВт достигает 350 тонн, объем инвестиций, привлекаемых для строительства только одного ветропарка мощностью 100 МВт, - более 150 млн. евро, уже не говоря о попутном строительстве дорог, мостов, грузовых терминалов и портов.

Самый важный исторический эффект - у нас появится возможность сохранить для следующих поколений какую-то часть ископаемых ресурсов для более эффективного использования, а не для сжигания, что сегодня становится все более дорогим удовольствием.

И конечно же, экологический эффект от использования возобновляемых источников в энергетике. В России пока не созрел социальный заказ на финансовые рычаги, способные сделать экологические нормы востребованным товаром. У России, к счастью, есть большие незаселенные территории, наличие которых скрадывает негативное воздействие на окружающую среду. Но в регионах, где преобладает использование, например, угля для выработки электроэнергии, такое воздействие налицо. Изменен ландшафт отвалами, серый снег, другие «радости» отсталой энергетической технологии.

Развитие энергетических технологий в сфере возобновляемой энергетики способствует тому, что энергетическая парадигма в мире изменяется и появляются новые возможности, такие как использование местных энергетических ресурсов для развития регионов в противовес их завозу или строительству дорогостоящей транспортной энергетической инфраструктуры.

Поэтому невольно возникает вопрос: учитывая, что потенциал российского рынка огромен, какие факторы до сих пор тормозили развитие ветроэнергетики в России?

Ключевым куратором в процессе совершенствования законодательной и нормативной базы по развитию поддержки ВИЭ является Министерство энергетики РФ. В 2009 году Минэнерго курировало процесс определения доли ВИЭ в энергобалансе страны до 2020 года. Тогда была определена цель - 4,5%. Однако сегодня более реалистичной целью является реализация 2,5% ВИЭ до 2020 года, так как за период с 2009 года мало что было сделано для достижения поставленной цели. Такое отношение и бездействие были связаны в основном с опасениями, касающимися возможного существенного роста цен на электроэнергию. Кроме того, реализация целевой доли 2,5% ВИЭ в энергобалансе потребления, по мнению правительства, будет достаточной для локализации производства установок ВИЭ в России по основным технологиям генерации. Преследуемая цель по локализации производства установок ВИЭ должна помочь избежать пропуска новой фазы технологического развития в мире.

На наш взгляд, Россия находится на пороге роста отечественной ветроэнергетики. Скоро возможно бурное развитие, ведь необходимые подзаконные акты и нормативные решения правительства практически готовы и согласованы. Подпишет их председатель правительства, можно будет начинать строительство ветроэлектростанций.

Важно отметить, что развитие законодательной поддержки возобновляемых источников в России внушает оптимизм. Так, 16 февраля 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, утверждающее изменения в Программу энергосбережения и энергоэффективности до 2020 года. Кроме прочих изменений, речь идет о предоставлении компенсации затрат на присоединения к электрическим сетям ВИЭ мощностью до 25 МВТ. Это важный шаг в направлении использования местных энергоресурсов.

Если рынок откроют, формы развития ветроэнергетики окажутся разными. В регионах, где не действуют правила оптового рынка, до конца 2013 года Министерством регионального развития России будет проведен опрос 83 субъектов РФ с целью составления в следующем году «карты регионов для ВИЭ». Поскольку отдельной программы развития ВИЭ в России пока не существует, поддержка ВИЭ частично предусмотрена в рамках Федеральной программы по повышению энергоэффективности. Таким образом, реальное решение по софинансированию возможных программ поддержки развития ВИЭ в регионах остается прерогативой самих регионов. Именно регионы должны решить для себя, хотят ли они поддерживать развитие энергетики на основе ВИЭ. Регионы, имеющие намерение содействовать развитию ВИЭ, после создания нормативной базы для льготной поддержки и субсидирования ВИЭ на основе Программы по повышению энергоэффективности с годовым бюджетом в размере около 7 млрд. руб., возможно, смогут ввести основной вид поддержки - долгосрочные тарифы на электроэнергию. Определение механизма субсидирования на розничном рынке произойдет не раньше 2014 года. До середины 2013 года будет разработана методика установления тарифов Федеральной службой по тарифам на розничном рынке, а также, возможно, в изолированных энергосистемах и неценовых зонах рынка.

В рамках единой национальной энергосистемы, находящейся в составе так называемого оптового рынка, возможно крупномасштабное применение новых технологий, например ветряной или солнечной энергетики. Здесь возможна установка мощностей, которые будут исчисляться десятками и даже сотнями мегаватт.

На так называемых энергетически изолированных территориях мы имеем дело с относительно небольшими населенными пунктами, суровым климатом и отсутствием сетей. Там используют сравнительно небольшие ветряки, менее сложные, но более дорогие в расчете на киловатт установленной мощности.

В густонаселенных районах европейской части России имеется довольно много мест, у которых блестящие перспективы с точки зрения использования ветростанций. Это северо-запад страны - Мурманская, Архангельская и Ленинградская области. И это юг - Краснодарский край, Карачаево-Черкессия, Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Калмыкия.

Российская ассоциация ветроиндустрии (РАВИ) в прошлом году представила обзор ветроэнергетических проектов в стране. Их развитием занимаются сейчас примерно 13 компаний, а число самих проектов близко к полусотне. Кто-то еще замеряет силу ветра, кто-то обсуждает технические условия подсоединения к сетям, кто-то уже проектирует станции. Суммарная мощность всех этих проектов составляет от 2000 до 2200 мегаватт. Как только все документы будут приняты, можно будет начинать строить.

Игорь Брызгунов

15.03.2013 г.


Источник: Независимая газета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}