Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes Украина
31.05.2013 :: 10:04
Эксперт: Первые кандидаты на приватизацию - «Укргазвидобування» и «Чорноморнафтогаз»

 Законопроект о приватизации ГТС запускает очередной этап передела госсобственности украинскими бизнес-группами, считает директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.

- Оппозиция считает законопроект сдачей украинской трубы. В Кабмине утверждают, что закон нужен, чтобы выполнить требования Европейского Энергетического Сообщества. По вашему мнению, почему появился законопроект?

- Европейский Союз не выдвигал требований о приватизации НАК «Нафтогаз України». Аргументация Кабмина выглядит совсем неубедительно.

Мое мнение - под девизом
евроинтеграции происходит передел собственности в секторе и приватизация дочерних компаний НАК: «Укргазвидобування» и «Чорноморнафтогаз». Об этом свидетельствует и недавняя смена руководства «Чорноморнафтогаза» (27 мая главой компании стал Сергей Головин. - Forbes).

Это самые интересные активы «Нафтогаза». «Укргазвидобування» добывает 13-14 млн. кубометров в год, и это далеко не предел. У «Чорноморнафтогаза» хорошие перспективы роста добычи благодаря дорогостоящим новым буровым платформам, купленным в прошлом году на деньги «Нафтогаза України». То есть, по сути, за счет бюджета. Украинский шельф Черного моря разведан только на 4% - там большой ресурсный потенциал.  

- Выходит, главная цель проекта закона - вовсе не приватизация ГТС?

- Закон, действительно, открывает путь к ее приватизации. Многие говорят, что Путин и Янукович договорились о передаче ГТС России. Я не настолько категоричен: окончательного решения этого вопроса до сих пор нет. Сами судите - и президент, и правительство до сих пор ведут переговоры о ценах на газ.

- Какими могут быть условия России?

- Полный контроль «Газпрома» над ГТС. Совершенно неважно, будет ли ГТС приватизирована или отдана в управление, аренду. Трехсторонний консорциум российскую сторону не устраивает.

- Почему законопроект появился именно сейчас?

- У Украины, кроме ГТС, нет других серьезных козырей ни перед Европейским Союзом, ни перед Россией. С помощью законопроекта правительство пытается вести игру на два фронта: России демонстрирует готовность к переговорам о создании Консорциума и участии в Таможенном Союзе, а Европе - что Украина выполняет условия Договора о создании Энергетического Сообщества (ДЭС). К тому же появляется рычаг влияния на оппозицию. Всегда можно сказать в ответ на протесты по поводу законопроекта - глядите, они против евроинтеграции.

- В договоре с ЕЭС ни слова о приватизации. Не вызовет ли она протестов со стороны Европы?

- Для ЕС главное, чтобы НАК был разделен по видам деятельности, и появился независимый оператор по транспортировке газа. Кто будет хозяином трубы, европейцам все равно - им важен бесперебойный транзит.   

Нельзя сказать, что этот законопроект плохой и не соответствует принципам Энергетического Сообщества. Другое дело, что у его авторов наверняка немного другая цель - не создание равных условий и либерализация рынка, а переход ценных активов «Нафтогаза» в собственность местных бизнес-групп. Если компании будут приватизированы финансово-промышленными группами, то вместо создания конкурентных условий получится монополизация рынка. Формально все требования Европы будут соблюдены, а по факту газовый рынок разделят между собой несколько крупных игроков.  

- Какими в таком случае могут быть санкции ЕЭС?

- Какими угодно. Вряд ли Украину можно будет считать легитимным членом ДЭС, если рынок поделят две-три ФПГ. Но украинское правительство, по большому счету, равнодушно к требованиям ДЭС. Какой была изначальная цель членства в Энергетическом Сообществе? Финансирование модернизации магистральных газопроводов и либерализация газового сектора. Наши чиновники полагали, что Украина, вступив в Сообщество, получит возможность привлечь дешевые деньги европейских финансовых организаций. Но европейцы быстро дали понять: сначала реформы, потом деньги.

- Чем приватизация ГТС обернется для страны?

- Сама по себе приватизация не страшна, если рынок построен на требованиях ЕС. Цель реформ в газовом секторе - надежное энергообеспечение по приемлемым ценам и свободный доступ покупателя к поставщикам. Мы же проводим приватизацию по своим правилам. Захочет ли новый собственник трубы предоставить доступ к ней другим потребителям? Вряд ли.

Севгиль Мусаева

31.05.2013 г.


Источник: Forbes Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}