Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes Украина
30.05.2013 :: 10:07
Экс-министр энергетики: Приватизация ГТС - выбор Кабмина, а не требование Европы

Правительственный законопроект, разрешающий приватизацию НАК «Нафтогаз України» и ее «дочек», оппозиция окрестила сдачей России украинской газотранспортной системы. Официальная версия: документ, внесенный в парламент 26 апреля, необходим для выполнения Украиной своих обязательств перед Европейским Энергетическим Сообществом. Юрий Продан в ранге министра энергетики Украины три с половиной года назад вел переговоры о присоединении нашей страны к Сообществу. Он утверждает, что официальное объяснение не имеет ничего общего с действительностью.

- Насколько положения законопроекта
отвечают требованиям Европы?

- В протоколе о вступлении Украины в Сообщество нет требования о приватизации НАК «Нафтогаз України». И в процессе переговоров Европа не выдвигала ни требований, ни предложений об изменении формы собственности «Нафтогаза» или его подразделений.

Главное, чего Сообщество хочет от Украины - разделение «Нафтогаза» по видам деятельности: транспортировка, добыча, поставка. Речь идет о реструктуризации монополиста, в результате которой все подразделения вполне могут остаться в госсобственности.

- Чем тогда вызвано появление законопроекта о приватизации?

- Нужно задать вопрос разработчикам. Возможно, они решили, что после его принятия реструктуризация «Нафтогаза» пойдет быстрее: Кабмин сможет оперативно принимать решения об отчуждении имущества компании. Кроме того, у НАК много непрофильных активов, которые правильно выставить на продажу - жилые дома, общежития.

- Справедливы ли заявления о том, что украинская ГТС находится в плачевном состоянии и что на ее модернизацию нужны миллиарды долларов? Представители «Газпрома» открытым текстом говорят, что через год-полтора наша труба никому не будет нужна…

- Наша ГТС пребывает не в худшем состоянии, чем газовый сектор в России. Слухи о ее аварийном состоянии преувеличены. Конечно, нужны инвестиции для поддержания ГТС в рабочем состоянии и возможного увеличения транзита - приблизительно $2 млрд. НАК пытается привлечь кредиты на модернизацию у европейских финансовых организаций: об этом Украина с Европой договорились еще в 2009 году на специальной международной конференции в Брюсселе. Прокредитовать модернизацию украинской ГТС - намного дешевле, чем строить альтернативные газопроводы.

Убыточность «Нафтогаза», о которой много говорят - тоже решаемая проблема. Если привести цены на газ для коммунального сектора и населения в соответствие с экономически обоснованными, компанию можно вывести на прибыль за два-три года. Но правительство на этот шаг вряд ли решится: непопулярная мера.

- Недавно компания Baker Tilly оценила стоимость украинской ГТС в $26 млрд. Много это или мало?

- Оценка ГТС - это очень сложный вопрос. Я, к сожалению, не знаю, какой методикой пользовалась компания при оценке, учитывалась ли стоимость подземных хранилищ газа, учитывалось ли снижение или увеличение объемов прокачки в прошлые годы, в настоящее время и в перспективе. Сложность в том, что Украина сама не определяет объемы транзита, которые за последние годы сократились. На потенциальную цену приватизации влияет прогресс в строительстве альтернативных газопроводов, какой бы спекулятивной эта тема ни казалась.

- Какова оптимальная модель управления ГТС?

- Мне близка идея создания трехстороннего консорциума между Украиной, Россией и Европой, в котором за каждым участником будут закреплены конкретные обязательства. «Газпром» в этой схеме должен обеспечить поставку законтрактованных объемов газа. Украина - отвечать за бесперебойный транзит. Европа - выкупать весь объем газа.

Второй вариант - реструктуризация и IPO. Сперва нужно провести реструктуризацию НАК в соответствии с требованиями ЕЭС. Бизнес по транспортировке очень рентабельный - «Укртрансгаз» генерирует прибыль. Потом вывести структурные подразделения на IPO - разместить небольшие пакеты акций, чтобы понять примерную рыночную стоимость компаний. И только потом думать над приватизацией.

Севгиль Мусаева

30.05.2013 г.


Источник: Forbes Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}