Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Зеркало недели
19.04.2013 :: 11:21
Эх, дубинушка…

29 марта 2013 г. новый владелец Одесского НПЗ - холдинг ВЕТЭК заявил о начале пусконаладочных работ на предприятии, простаивающем более двух лет. Процедуру провели в торжественной обстановке с нажатием большой красной кнопки при участии отраслевого министра, губернатора и акционера. Ожидается, что первая продукция появится в мае-июне. И хотя для рынка возвращение в строй Одесского НПЗ не будет иметь особого значения, движения ВЕТЭК в «нефтеперерабатывающей» лавке уже вызвали крайне интересные процессы.

Зачем было так спешить известить мир о прозаическом в общем-то событии,
остается очередной загадкой, которыми окружена ВЕТЭК. Обычно для такого рода событий было бы достаточно пресс-релиза, а тут министр, губернатор… Не говоря уже о лидере ВЕТЭК Сергее Курченко, который по случаю дебютировал на большом экране. Кому был адресован этот очевидный сигнал, остается до конца неясным.

Между тем событие обнажило несколько интересных моментов. Прежде всего, стала точно известна схема загрузки. «Поставки нефти будут осуществляться морским путем, мы будем покупать нефть у различных источников, в том числе и у компании «ЛУКОЙЛ» (предыдущий владелец НПЗ). Основной сорт нефти для нас - Urals», - сообщил назначенный буквально за день до этого исполнительный директор ВЕТЭК Александр Каплан. Ранее в прессе озвучивались версии о возможной поставке азербайджанской нефти, хотя было понятно, что в больших объемах ее переработка в Одессе невозможна технически. А с учетом минимальной глубины нефтепереработки так называемый каспийский ресурс, кроме повышенных убытков, ничего бы не принес.

Это не значит, что прибыльной будет «морская» схема поставки российской Urals. Литовский НПЗ в Мажейкяе, закупающий нефть с моря из-за блокады трубопроводных поставок из Российской Федерации, последние пять лет балансирует на грани безубыточности. Но Одесский НПЗ втрое меньше по мощности, а по отбору светлых нефтепродуктов - в полтора раза. В связи с этим улыбку вызывают реляции некоторых СМИ о том, що Одесса даст много дешевого нефтепродукта. Убыточный завод всегда будет стараться продавать свою продукцию по максимально возможным ценам, которые можно выручить за соответствующее качество нефтепродуктов на рынке. Поэтому одесситы будут самыми заинтересованными в высоких ценах на внутреннем рынке, хотя вряд ли смогут на это повлиять.

Классических путей ухода от убыточной переработки нефти два - снижение логистических затрат и модернизация предприятия. По первому пункту новости пришли быстро и неожиданно. Глава «Укртранснафты» Александр Лазорко 2 апреля (не 1-го) заявил, что госкомпания предложила ВЕТЭК среди прочего трубопроводный маршрут поставки нефти в Одессу - по Приднепровским магистральным нефтепроводам. Сенсационный характер данного заявления заключается в том, что с 2009 г. этот трубопровод развернут в сторону кременчугской «Укртатнафты», которую контролирует Игорь Коломойский, чьим человеком принято считать самого Лазорко.

Фактически это означает окончательный отказ «Привата» от поставок азербайджанской нефти в Кременчуг, хотя в 2009-м эта схема преподносилась как прорыв энергетической блокады Москвы. Фактически же поставки нефти с моря были прекращены «Приватом» еще в августе 2011 г. В свете последних событий отказ «Укртранснафты» в 2011-2012 гг. качать нефть в Одессу по «Приднепровке» по многочисленным просьбам «ЛУКОЙЛа», прежнего владельца Одесского НПЗ, заставляет согласиться с мнением тех, кто все это время считал подобное поведение трубопроводного оператора блокадой конкурента «Привата» на внутреннем рынке.

Не исключено, что сейчас пойти на такой шаг приватовцев заставила реальная перспектива утратить контроль над «Укртранснафтой», что вполне может устроить новый владелец Одесского НПЗ. Правда, пока г-н Лазорко еще говорит о неких определенных условиях для запуска трубы в своем историческом направлении. «Если они (ВЕТЭК. - С.К.) согласятся - подпишут с нами контракт по принципу transport or pay и будем работать. Именно по такому принципу работает Кременчугский НПЗ, он сейчас ничего не качает, но каждый месяц платит», - заявил глава «Укртранснафты». Если нефть пойдет в Одессу по трубопроводу, это значительно улучшит экономику переработки, позволив сэкономить на логистике 30-50 млн. долл. в год - огромные деньги по меркам нефтепереработки как весьма низкомаржинального сегмента в нефтяной отрасли.

Здесь возникает еще один интересный вопрос. Если «Укртатнафта» готова лишиться маршрута поставок азербайджанской нефти, а Одесский завод, как уже отмечалось, перерабатывать ее не может технически, то о какой переработке толкуют азербайджанские и украинские чиновники, в частности Эдуард Ставицкий?

Если вернуться к Одесскому НПЗ, то вторым вариантом ухода от убытков является модернизация с целью увеличения глубины переработки (читай - эффективности) и качества нефтепродуктов. Как принято в таких случаях, новый владелец на церемонии запуска заявил о наличии неких планов в этом отношении. Однако с обещаниями у владельцев украинских НПЗ никогда проблем не было, но в результате имеем руины на месте некогда мощнейшей отрасли. Хотелось бы дождаться более детального плана модернизации Одессы, чтобы оценить его реалистичность и не спешить разделять тот скепсис, который есть по этому поводу в профессиональных кругах. Пока серьезность намерений ВЕТЭК проиллюстрирована подходом к подбору кадров. По имеющим данным, в обойме нового владельца уже трудится Леонид Розенберг, бывший вице-президент ТНК-ВР по переработке, а также Виталий Козлов, коммерческий директор Рязанского НПЗ, принадлежащего той же ТНК-ВР. Упомянутый Александр Каплан также более чем известная личность в российской нефтянке благодаря многолетней работе в ТНК. Это лишь самые заметные фигуры, тогда как на рынке судачат о привлечении ВЕТЭКом более десятка российских менеджеров, преимущественно из поглощенной «Роснефтью» ТНК-ВР. Миллионы долларов зарплат, компенсаций и бонусов, к которым привыкли российские специалисты, - первые инвестиции Курченко в ОНПЗ.

Напоследок еще об одной возможности резко улучшить качество жизни престарелым украинским НПЗ. Если нельзя снизить стоимость нефти, нужно повысить стоимость реализуемых нефтепродуктов. Правильно, речь о пошлинах на импортные нефтепродукты. Характерно, что по странному стечению обстоятельств оживленное возобновление разговоров на эту тему совпало с торжественной пусконаладкой в Одессе. Очень к месту в Минэкономики лежит жалоба «приватовских» НПЗ с требованием ввести пошлину в 180 долл./т на белорусские нефтепродукты. Решение о проведении антисубсидиционного расследования должно быть принято в апреле. На первый взгляд, это было бы весьма кстати для Курченко. Но, с другой стороны, конфликт с белорусами, а следовательно, с Россией может перечеркнуть все начинания нового фаворита в нефтепереработке. Сначала необходимо будет забыть о поставках нефтепродуктов из Беларуси, которые на сегодняшний день составляют основу топливного портфеля ВЕТЭК. Но это, как говорится, такое… Тем более с переходом на внутреннее производство потребность в импортном ресурсе теоретически снижается.

Главная угроза в том, что Москва первым делом устроит проблемы с поставками российской нефти для Одессы или с рыночными ценами на эту нефть… Таким образом, простых путей к счастливому будущему у новых владельцев Одесского НПЗ нет. На конфликте с россиянами его теперь точно не построишь, надо договариваться. Но что можно предложить партнерам, которые потратили явно не последние 60 млрд. долл. на поглощение ТНК-ВР? Посмотрим.

Сергей Куюн

19.04.2013 г.


Источник: Зеркало недели
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}