Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
РБК daily
08.04.2008 :: 12:19
Два корабля в одном

После триумфального полета в космос космоплана SpaceShipOne количество компаний, желающих побороться за новый сегмент рынка туристических услуг, растет как на дрожжах. В конце марта европейская аэрокосмическая корпорация EADS Astrium объявила, что намерена наладить выпуск серийных космопланов, способных достигать нижней границы космоса. Спроектированы они по совершенно иной конструктивной схеме и даже близко не похожи на SpaceShipOne. Европейский аппарат Space Plane выглядит как обыкновенный бизнес-джет, рассчитанный на шестерых человек, в том числе двоих членов экипажа, и взлетающий, как
самолет, с обычных аэродромов. Первый полет шаттла от EADS Astrium запланирован на 2012 год, а цена билета в космос составит 200 тыс. евро.

Столь необычная схема была выбрана по причине упрощения эксплуатационных свойств самолета. Для сравнения: фирма Virgin Galactiс, разрабатывающая туристический челнок SpaceShipTwo, делает его по двухступенчатой схеме. По ней процесс выведения корабля в космос предполагал две фазы. Сначала первая ступень-разгонщик поднимает на своей спине челнок на высоту 12-20 км, где затем происходит разделение аппаратов, и шаттл, включив ракетные двигатели, самостоятельно поднимается на орбиту.

«Примененная инженерами Virgin Galactic конструкция, включающая две крылатые ступени, характеризуется высокой экономичностью при доставке грузов в космос, - рассказывает РБК daily заместитель главного конструктора НПО «Молния» Владимир Скороделов. - Но вот во время эксплуатации расходы на поддержание ее в надлежащем виде возрастают, потому как это все-таки два летательных аппарата».

Европейские инженеры из EADS Astrium решили, что лучше совместить разгонщик и шаттл в одно целое и представили проект аппарата Space Plane. «Шаттл имеет два типа реактивных двигателей, - рассказывает технический директор EADS Astrium Роберт Лейн. - По бокам фюзеляжа находятся два турбореактивных двигателя, с помощью которых Space Plane взлетает и поднимается на высоту 12 тыс. м. Это путешествие занимает примерно 45 мин., в течение которых пассажиры практически не ощущают никаких перегрузок. Затем летчики отключают их и запускают ракетный двигатель, работающий на керосине и кислороде в качестве окислителя. И вот здесь начинается самое интересное».

Космоплан разворачивается носом вертикально вверх и начинает интенсивный разгон. Тяга двигателя составляет почти 13 т, и пассажиры при этом переживают перегрузку в 3g. При достижении скорости 3 Маха (около 3500 км/ч) аппарат поднимается на высоту примерно 60 км, после чего двигатель выключается и космоплан по инерции делает так называемую горку и, притормаживая о верхние слои атмосферы, достигает верхнего пика на высоте более 100 км. Этот рубеж считается нижней границей космоса, и туристы, на время отстегнувшись от кресел, ощутят чувство невесомости. Предполагается, что они будут свободно летать по салону и любоваться красотами Земли через 15 иллюминаторов, расположенных аж в пять ярусов. Но идиллия продолжится недолго, всего три-пять минут. Космоплан войдет в плотные слои атмосферы, и туристы, вновь пересевшие в кресла, опять испытают перегрузку в 3g. На высоте 10 тыс. м пилоты могут вновь включить турбореактивные двигатели, и аппарат как обыкновенный бизнес-джет полетит к месту посадки. Для большей надежности предусмотрена возможность самостоятельного полета к другому аэродрому, чего нет у SpaceShipTwo.

Правда, более простая и, следовательно, надежная схема полета вынуждает отказаться от дополнительных туристических мест в салоне. Челнок рассчитан на четырех туристов и двух членов экипажа, что удорожает билет в космос практически в полтора раза, до 200 тыс. евро. Хотя полет в космос на шестиместном корабле SpaceShipTwo от Virgin Galactiс обойдется в 200 тыс., но уже долларов.

Видимо, поэтому представители компании EADS Astrium отмечают, что в дальнейшем подобные аппараты можно использовать не только для туристических нужд, но и для регулярных рейсов в любой конец мира. Гиперзвуковой прыжок в космос позволит значительно сократить время полета из Европы до Австралии, до 2 ч. А первый коммерческий рейс может уже состояться в 2012 году. В дальнейшем EADS Astrium планирует серийно выпускать свой космоплан и надеется продавать его любым авиакомпаниям, желающим заняться туристическими полетами в космос. Между тем у EADS Astrium появляется все больше конкурентов. Так, недавно американская компания Rocketplane представила доработанный проект аналогичного челнока под названием Rocketplane XP. По сути, это глубокая модернизация уже существующего бизнес-джета Lear 24. Инженеры добавили к нему ракетный двигатель и изменили конфигурацию крыльев, а также доработали системы жизнеобеспечения, после чего обыкновенный самолет получил возможность делать прыжок в космос. Первый полет Rocketplane XP также намечен на 2012 год. По оценкам аналитиков, уже сейчас количество людей, желающих слетать в космос, может составить до 15 тыс. в год, а значит, потребуется целый флот таких космопланов. И, вероятнее всего, до 2020 года на планете будет построено около сотни частных космопланов.

«Однако сейчас до конца нельзя просчитать реальный рынок таких полетов в космос, - заявили РБК daily в пресс-службе Роскосмоса. - Нет еще наработанной статистики безаварийных полетов таких космопланов. В этом ключе станут ли люди доверять свои жизни частным космопланам, пока очень большой вопрос. Может случиться, что после первой аварии туристические полеты по суборбитальной траектории попросту прекратятся».

Владимир Гаврилов

08.04.2008 г.


Источник: РБК daily
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}