03.04.2008 :: 10:56
Дружба взлётными
Руководители аэропортов на «круглом столе» «Консолидация аэропортового бизнеса. За и против» предложили ускорить процессы объединения в отрасли. Менеджеры «Шереметьево» уже занимаются формированием управляющих компаний в других аэропортах.
Заместитель генерального директора ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) по экономике и финансам Дмитрий Калинин отметил, что некоторыми видами хендлинга (обслуживания воздушных судов и пассажиров) эффективнее занимаются сетевые компании. По его словам, перспективным представляется использование концессионных отношений, которые позволят аэропортам ужесточить контроль качества и перенести значительную часть рисков на концессионеров, при этом повысив собственную инвестиционную привлекательность.
Словом, консолидация должна привести к вводу единых правил игры и стандартов, но не к монополизации.
Сотрудничество уже налаживается: представитель МАШ напомнил о сделке, заключённой с Иркутским аэропортом. Для реконструкции местного терминала «Шереметьево» привлёк кредитные средства под более низкий процент, чем это мог бы сделать сам Иркутский аэропорт. Переговоры о создании управляющих компаний «Шереметьево» ведёт с гаванским аэропортом Хосе Марти и белградским Никола Тесла.
Консолидация аэропортов возможна и на основе крупных транспортных узлов (хабов). Наиболее остро этот вопрос стоит в Московском авиационном узле.
Заместитель генерального директора «Аэрофлота» Александр Канищев считает, что модель стыковки рейсов через Москву показала свою состоятельность, хотя в будущем не исключена и организация целой сети новых аэропортов-хабов. Заниматься этим должны сами авиакомпании. Национальный авиаперевозчик надеется, что консолидация приведёт к увеличению прибыли операторов аэропортов и росту объёмов перевозок.
Тем временем интерес к объединению аэропортов проявляют не только они сами, но и некоторые региональные администрации и крупные финансово-промышленные группы. Следует подождать результатов работы холдинга «Аэропорты Юга», который объединил воздушные гавани Краснодара, Сочи, Геленджика и Анапы. Но пока не появилось участников бизнес-процесса с яркими, показательными, позитивными примерами, отметил глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
У государства же, по его мнению, пока нет единой политики в области аэропортовой деятельности.
Активное участие принял в «круглом столе» вице-президент Международной академии транспорта профессор Олег Дунаев. По его мнению, развитие аэропортового бизнеса сдерживается отсутствием чёткой стратегии рынка аэропортовых услуг в России. С одной стороны, аэропорт - естественная монополия, а с другой - экономический агент рынка.
Илья Баскаков
03.04.2008 г.
Источник: Гудок |