22.04.2008 :: 12:50
Доходы взлетели до небес
Крупнейшие украинские авиаперевозчики стали получать высокую прибыль
Крупнейшие украинские авиаперевозчики «Аэросвит» и МАУ в прошлом году впервые за свою историю не только не понесли убытков, но и получили значительную прибыль. Сами перевозчики объясняют это возросшим благосостоянием населения и оптимизацией бизнеса. В ближайшие несколько лет темпы прироста пассажиропотока будут сохраняться, отмечают эксперты. Но нынешним лидерам придется активнее бороться за пассажиров ввиду ожидаемого выхода на рынок low-cost авиакомпаний и усиления позиций региональных перевозчиков.
На волне прибыли
В прошлом году лидеры украинского авиарынка «Аэросвит» и «Международные авиалинии Украины» (МАУ) впервые стали высокоприбыльными, получив $8 млн и $9,9 млн чистой прибыли соответственно. Ранее прибыль авиакомпаний едва превышала $1 млн - до недавнего времени самым успешным годом для МАУ был 2005-й, когда компания получила $1,1 млн чистой прибыли, а для «Аэросвита» 2003-й - $700 тыс.
В 2007 году «Аэросвит», по предварительным данным компании, получил $8 млн чистой прибыли при $422 млн выручки, что почти на 40% больше результатов 2006 года. Прибыль МАУ составила 50 млн грн ($9,9 млн) при выручке $260 млн, что на 36,12% больше, чем в 2006 году. Столь значительная разница в соотношении выручки к прибыли между двумя компаниями, по словам директора Центра политического и экономического анализа Александра Кавы, связана с тем, что «Аэросвит» как фактически частная компания (в госсобственности всего 22,4%) имеет больше возможностей оптимизировать налогообложение. В МАУ объясняют, что добились высокой чистой прибыли за счет снижения расходов. «По уровню расходов нам удалось выйти на уровень low-cost авиакомпаний»,- говорит пресс-секретарь компании Евгения Сацкая.
В 2007 году был также рекордный за последние несколько лет рост пассажиропотока авиакомпаний. Так, пассажиропоток МАУ увеличился на 41,45% (в 2006-м - на 32%), а «Аэросвита» - на 31,5% (2006 году - на 14,6%). Кроме того, лидеры рынка увеличили свою долю в общем объеме перевозок с 58% до 70%.
Сами перевозчики объясняют это в первую очередь увеличением благосостояния украинцев. Так, по данным Госкомстата, доходы населения в 2007 году выросли на 31,7% - до 625,8 млрд грн - по сравнению с 2006 годом (ранее рост составлял 39% в 2006 году и 19% в 2005-м). Кроме того, в 2007 году Украина стала более популярна среди иностранцев в свете будущего Евро-2012, отмечают перевозчики. По данным Госпогранслужбы, за девять месяцев 2007 года Украину посетили 17,9 млн иностранных туристов, что на 24% больше, чем за аналогичный период 2006 года (ранее рост составлял 7% в 2006 году и 13% в 2005-м).
Стечение обстоятельств
Прошлогодние рекордные показатели - результат комплекса благоприятных факторов, уверены эксперты. Начальник управления авиаперевозок и лицензирования Государственной авиационной администрации Сергей Коршук отмечает, что рынок авиаперевозок растет ежегодно не менее чем на 20%, однако только в прошлом году авиакомпании смогли оптимизировать производственный процесс. «Компании оптимизировали маршрутные сети, закрыли направления с незначительным пассажиропотоком, а также нашли оптимальное соотношение между регулярными и чартерными рейсами»,- говорит Александр Кава.
В прошлом году компании продолжили увеличивать свой флот. «Аэросвит» пополнил свой парк сперва двумя самолетами Boeing (767 и 737) - до 17 самолетов, а благодаря созданию альянса с «Донбассаэро» - еще 9 самолетами (Airbus 320, Ан-24 и Як-42). МАУ - двумя самолетами Boeing 737 (400 и 500). Теперь его флот насчитывает 15 самолетов данного типа. «Обе авиакомпании помимо увеличения количества самолетов существенно повысили интенсивность использования флота»,- рассказал глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Оба перевозчика в 2007 году уже использовали продажи через интернет, что также увеличило привлекательность авиакомпаний, в том числе для зарубежных пассажиров.
Кроме того, в прошлом году была стабильной цена на топливо - подорожание произошло только в октябре. «Стабильная цена на авиатопливо крайне важна для компаний, так как это основная расходная статья в их бизнесе. Если издержки растут медленнее, чем выручка, это дает рост прибыли»,- отмечает господин Пантелеев.
Прогнозы
По мнению аналитиков, в ближайшие годы рост пассажиропотока сохранится и составит не менее 30% ежегодно. «Аэросвит» же прогнозирует 45-процентный рост в текущем году. А МАУ ожидает падения темпов роста и планирует рост пассажиропотока всего на 21-22%. «В мире наблюдается цикличность роста спроса на авиаперевозки, пик цикла - раз в три года. Он был в прошлом году и в 2004-м (см. справку.-Ъ),- объясняет госпожа Сацкая.- В 2008 году стоит ожидать спада темпов роста пассажиропотока до следующего пика». Впрочем, эксперты отмечают, что ввиду ненасыщенности рынка о его цикличности говорить пока рано. «В течение 1990-х годов многие граждане Украины вообще забыли, что такое авиасообщение. Сейчас благодаря росту благосостояния населения ситуация постепенно меняется. Убежден, что тенденция увеличения темпов роста пассажиропотока сохранится как минимум в течение ближайших пяти лет»,- говорит Александр Кава.
Между тем уже в ближайшем будущем конкуренция на украинском рынке обострится, считают эксперты. В июне в Украине начнет полеты первая low-cost авиакомпания Wizz Air. По мнению специалистов Госавиаадминистрации, если она сумеет выстроить здесь успешный бизнес, уже к концу года можно ожидать выхода еще нескольких бюджетных авиакомпаний. Олег Пантелеев объясняет, что конкурировать с low-cost авиакомпаниями можно двумя способами: играть на их поле, то есть предлагать билеты по сниженным ценам, или наращивать сервис, чтобы человек, получивший качественную услугу, уже не смог от нее отказаться, пусть и ценой существенной экономии.
Кроме того, конкуренция будет расти и со стороны региональных украинских авиакомпаний, отмечает господин Кава. К примеру, компания «Днеправиа», увеличившая за последние полгода свой флот с двух до восьми самолетов, собирается до конца года пополнить флот еще восемью самолетами - до 16 машин. Это сравнимо с парками «Аэросвита» и МАУ.
Изменения на рынке вызовет и присоединение Украины к соглашению об «Открытом небе», которое либерализует украинский рынок авиационных перевозок, открыв к нему доступ европейских авиакомпаний и наоборот. Пока Украина и Евросоюз только согласовывают текст документа, его подписание планируется через два-три года. Сейчас украинские компании проигрывают европейским - в частности, не вся авиатехника региональных авиакомпаний отвечает евростандартам, говорит гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак. Также у европейских компаний более выгодное положение в связи с принятым в Европе хеджированием (страхованием от неблагоприятного изменения цен в будущем) топлива, чего нет в Украине.
Массовый выход на украинский рынок иностранных перевозчиков благоприятно отразится на региональных аэропортах. «Появится много желающих вложить средства в развитие их инфраструктуры»,- уверен господин Кава. Так, недавно Харьковский аэропорт был передан в аренду на 49 лет компании «Нью Системс» Александра Ярославского. Компания намерена вложить в развитие аэропорта не менее $200 млн и в течение пяти лет увеличить его пассажиропоток в 15 раз - до 1,5 млн человек в год.
Ольга Федоряк
22.04.2008 г.
Динамика роста пассажиропотока в Украине
Год |
"Аэросвит" |
МАУ |
Общий объем авиаперевозок, млн. человек |
Рост пассажиропотока, % |
2000 |
0,246 |
0,245 |
1,13 |
7,6 |
2001 |
0,316 |
0,3 |
1,2 |
5,4 |
2002 |
0,437 |
0,36 |
1,7 |
37,9 |
2003 |
0,573 |
0,508 |
2,2 |
23 |
2004 |
1,058 |
0,644 |
3,1 |
32,1 |
2005 |
1,372 |
0,87 |
3,8 |
17,6 |
2006 |
1,56 |
1,02 |
4,4 |
15,8 |
2007 |
2,054 |
1,404 |
4,9 |
12,5 |
Источники: данные компаний, Госкомстат
Старший советник инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital Максим Нефьодов
Немаловажным фактором роста спроса на авиаперевозки является повышение качества жизни в развивающихся странах. Это ведет к бурному развитию авиапутешествий в таких странах, как Индия, Китай и страны Восточной Европы. В Украине развитие авиакомпаний сдерживается тем, что национальные авиаперевозчики раздроблены, нет единого флагмана отрасли. Это снижает возможность покупать новые качественные самолеты, обновление парка происходит за счет изношенных Boeing, приобретаемых у европейских компаний. Отсутствует также и инфраструктура в аэропортах, государство тормозит строительство перевозчиками авиатерминалов. Неудивительно, что в последние годы в отрасли все четче проявляется тенденция к консолидации. Около двух третей авиаперевозок осуществляют три ведущие компании - «Аэросвит», МАУ и «Донбассаэро». А наиболее яркий пример консолидации - объединение усилий «Аэросвита» и «Донбассаэро». Тем не менее очевидно, что присоединение Украины к инициативе «Открытое небо» может нанести удар по местным компаниям, поскольку им придется конкурировать с гораздо более динамичными и агрессивными европейскими перевозчиками. В связи с этим появление в Украине первого дискаунтера - венгерской компании Wizz Air - является знаковым событием. Low-cost компании могут предложить сегодня существенно более низкие цены и близость к потребителям в регионах. Это перекрывает в глазах последних более сдержанный сервис таких перевозчиков - отсутствие питания в самолетах, жесткие ограничения по весу багажа и пр. Чтобы конкурировать с агрессивными европейскими перевозчиками, украинские компании должны стать как минимум частными. Чиновники уже не раз заявляли о необходимости продажи госдолей в авиакомпаниях «Аэросвит» (22,4% акций) и МАУ (61,6%). В выкупе этих пакетов будут заинтересованы, скорее всего, нынешние частные акционеры компаний.
«Чтобы выжить в Украине, low-cost компании необходимо не менее $20 млн инвестиций»
Заместитель гендиректора по стратегическому развитию компании «Аэросвит» Евгений Трескунов
- За счет чего вы увеличили пассажиропоток в 2007 году?
- «Аэросвит» всегда был лидером на украинском рынке по абсолютному приросту пассажиропотока - средние темпы роста 40%, а в отдельные годы более 50% - благодаря ежегодному расширению сети маршрутов и частоты рейсов, которое поддерживается стабильным ростом экономики страны с 2000 года. Согласно исследованиям, прирост пассажиропотока в стране в среднем в 2,5 раза больше роста ВВП. В Украине этот факт подтверждается с 90-х годов.
- Но почему именно в прошлом году так резко увеличился рост пассажиропотока?
- Показатели 2007 года выглядит столь внушительно на фоне 2006 года, который был не очень успешным для отрасли. В 2006 году резко выросла цена на авиатопливо, на рынок вышли иностранные конкуренты, к примеру Delta Airlines, а мировые авиакомпании Lufthansa, British Airways и KLM значительно увеличили количество частот. Кроме того, в 2006 году был дефицит самолетов - производство Аirbus 380 и Boeing 787 задерживалось, были распроданы все Аirbus 320 и Boeing 737 NG. Это привело к росту лизинговых ставок в два-три раза. Вместе с тем в 2007 году «Аэросвит» сменил руководство, внедрил новую практику управления и завершил создание альянса с «Донбассаэро».
- Готова ли Украина к выходу low-cost компаний?
- Безусловно. Потенциал украинского рынка огромен - во времена СССР более 10 млн украинцев ежегодно пользовались услугами авиатранспорта. А во всем мире, когда в страну выходят low-cost перевозчики, их услугами начинают пользоваться те потребители, которым раньше авиаполеты были не по карману. Но low-cost - это и low-service: минимум обязательств перед пассажирами, отсутствие питания на борту, нет права выбора места в салоне, нет стыковок с другими рейсами, практически нет возможности вернуть стоимость билета в случае отмены рейса и т. д.
- В чем будут заключаться трудности работы low-cost компаний в Украине?
- Во всем мире low-cost компании, как правило, летают в небольшие аэропорты, где работает меньше авиакомпаний и можно быстрее обслуживать пассажиров. В Украине же Wizz Air собирается летать из «Борисполя», где не хватает персонала и наземной техники. Кроме того, чтобы выжить в Украине, low-cost авиакомпания должна иметь не менее $20 млн на пиар своих услуг, «решение вопросов в кабинетах», промотирование покупок авиабилетов через интернет и покрытие убытков в первые годы работы.
- Будут ли low-cost компании отбирать пассажиров у нынешних перевозчиков?
- В Европе при выходе на рынок low-cost отбирает у существующих перевозчиков около 30% пассажиропотока, еще 70% - это новый пассажиропоток, люди, которые до этого не летали. Как это будет в Украине - сказать сложно.
Интервью взяла Ольга Федоряк
«Выход бюджетных авиакомпаний приведет к появлению здоровой конкуренции»
глава Государственной авиационной администрации Александр Давыдов
- С чем связан столь резкий рост пассажиропотока в 2007 году?
-Рост пассажиропотока и, как следствие, увеличение прибыли наших авиакомпаний в первую очередь связаны с ростом благосостояния граждан. Все больше и больше людей могут позволить себе летать. Кроме того, были открыты новые маршруты и увеличено количество частот на отдельных направлениях, что тоже позволило привлечь новых пассажиров. Увеличилась коммерческая загрузка рейсов. Положительно повлияло на деятельность авиакомпаний создание альянса «Аэросвита» и «Донбассаэро». Это позволило им оптимально использовать авиапарк и дало значительный прирост пассажиров. Следует отметить, что рост пассажиропотока зафиксирован не только на международных рейсах, но и на внутренних. А так как, например, стратегия «Аэросвита» заключается в доставке пассажиров с внутренних рейсов в «Борисполь» для пересадки на международные рейсы - это также привело к увеличению пассажиропотока.
- Каковы прогнозы на ближайшие несколько лет?
- Мы ожидаем, что общие темпы роста пассажиропотока в ближайшие три-четыре года не только не снизятся, но даже увеличатся - пик еще не достигнут, спрос возрастает с каждым годом. Если говорить отдельно об украинских перевозчиках, то их пассажиропоток будет увеличиваться как минимум до 2011 года, после чего несколько снизится. Дело в том, что в 2011 году, как ожидается, будет открыт терминал «Д» в «Борисполе», что позволит привлечь на украинский рынок иностранные авиакомпании, для обслуживания которых пока физически нет места. Поэтому у пассажиров появится больший выбор.
- Какие изменения на рынке вызовет выход low-cost авиакомпаний?
- Главное изменение, которого следует ожидать,- появление здоровой конкуренции. Нашим авиакомпаниям придется наконец-то бороться за пассажира путем привлечения инвестиций, приобретения современной техники и снижения цен.
- Произойдет ли отток пассажиров МАУ и «Аэросвита» при выходе на украинский рынок low-cost операторов?
- Думаю, нет. Небольшой отток будет, но в первую очередь пассажирами low-cost авиакомпаний станут те, кто раньше не летал из города в город, а пользовался автотранспортом или поездом.
- В чем основное отличие украинского авиарынка от европейского?
- Очень слабая конкуренция на украинском рынке авиаперевозок. Фактически у нас несколько крупных игроков, которые мало конкурируют между собой. Кроме того, у нас, в отличие от Европы, наблюдается лоббирование отдельных авиакомпаний со стороны госчиновников, что, по моему мнению, совершенно недопустимо.
Интервью взяла Ольга Федоряк
Источник: КоммерсантЪ-Украина |