28.02.2012 :: 10:35
Длинная дорога к таможне
Перевозчики в очередной раз пытаются договориться с Гостаможней о взаимоприемлемых правилах игры на рынке международных грузовых автомобильных перевозок
Перевозчики пытаются доказать властям целесообразность внесения ряда изменений и уточнений в статью 352 действующего Таможенного кодекса. Напомним, что эта статья предусматривает не только повышение штрафных санкций и конфискацию товара, но и безальтернативную конфискацию транспортного средства при подаче недостоверных данных о перевозимом товаре.
«Мы не знаем, кто стоит за этим, все произошло неожиданно для нас. Можем только догадываться»,- сообщил глава Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП) Леонид Костюченко.
Перевозчиков эта размытая трактовка статьи поставила в крайне невыгодное положение. Поэтому они ищут все возможные пути для решения ситуации. В частности, они надеются выйти на согласование позиций с главой Таможенной службы Игорем Калетником.
Как сообщил «і» вице-президент АсМАП Юрий Кучинский, аналогичная норма содержится и в новой редакции ТК (законопроект №8130-д). По его словам, ассоциация совместно с отраслевым профсоюзом и Федерацией работодателей обратилась во все властные структуры с просьбой незамедлительного исправления на законодательном уровне допущенных ошибок.
Аргументы транспортников базируются на факте участия в транспортной цепочке как минимум 7-8 участников: владельца груза (отправителя), брокера, таможенника таможни отправления, водителя, владельца т/с, получателя груза, брокера. В случае обнаружения украинским таможенником нарушения таможенных правил любым из участников, пострадавшим окажется владелец т/с. Это объясняется тем, что внесенные изменения в указанную статью не дают возможности суду не конфисковывать транспортное средство, задействованное в перевозке.
Интересно, что указанная статья относится не только к автомобилям. Теоретически под ее действие подпадают суда, поезда и самолеты.
По информации самих таможенников, за прошлый год они составили почти 6 тыс. админпротоколов по ст. 352. Транспортные средства были задержаны на срок от месяца до года. Убытки только автоперевозчиков оцениваются в EUR54 млн. Рассмотрение же дел в судах завершилось конфискацией лишь девяти грузовиков ориентировочной стоимостью EUR170 тыс., все остальные после длительного простоя возвращены владельцам. При этом вынужденный простой никем не компенсируется.
Озабоченность указанной статьей ТК высказывается и на международном уровне. К правительству Украины уже обратились Международный союз автомобильного транспорта, ряд региональных структур ЕС, страны Таможенного союза. Требования практически идентичны: привести ТК в соответствие международным нормам, которые предусматривают индивидуальную юридическую ответственность за правонарушения.
Опрошенные перевозчики оценивают ситуацию крайне жестко. Снижается динамика перевозок в Украину и транзитом как украинских, так и иностранных перевозчиков. А так как разрешения выдаются по результатам работы двусторонних межгосударственных смешанных комиссий на паритетных основах, то рассчитывать на увеличение иностранных квот не приходится. Также перевозчики жалуются, что в сложившейся ситуации их водители начали массово мигрировать за границу по приглашениям иностранных перевозчиков. В результате доля отечественных перевозчиков даже на отечественном рынке сократилась с 52% в 2010 г. до 46% на начало 2012 г.
Евгений Тур
28 февраля 2012 г.
Источник: Экономические Известия |