Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

22.10.2018 :: 11:06

Азовский судоремонтный завод вернут государству
22.10.2018 :: 10:43

Специалисты АМПУ обнаружили загрязнение акватории Мариупольского порта нефтепродуктами
22.10.2018 :: 10:17

Погода на 22 октября - в Украине преимущественно без осадков, температура до +17
22.10.2018 :: 10:10

Цены на нефть: баррель Brent - $80,12, WTI - $69,64
22.10.2018 :: 09:33

Ракетный комплекс «Ольха» поставили на серийное производство
22.10.2018 :: 09:18

Самолеты «Антонов» могут использоваться в Канаде - С.Кубив



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes.ua
08.12.2014 :: 10:45
Дешевая нефть и геополитика

За последние пять месяцев цены на нефть упали на четверть: сейчас они балансируют в районе отметки $70 за баррель. Сохранение цен на том же уровне повлечет для многих стран серьезные перемены. Для одних - положительные, для других - отрицательные. Если же стоимость «черного золота» обвалится еще сильнее (а вероятность такого сценария очень высока), геополитические последствия для ряда нефтедобывающих стран могут стать критическими.

Цена на нефть в любой момент времени зависит от ожиданий участников нефтяного рынка относительно будущего спроса и предложения. Именно столь высокая
роль ожиданий делает этот рынок очень не похожим на другие. Возьмем, к примеру, рынок свежих овощей. Цену там формирует предложение и спрос на текущий урожай. С нефтедобытчиками и другими игроками нефтерынка ситуация иная. Они могут ограничивать поставки, если ожидают повышения цен, либо увеличивать их, если считают, что нефть подешевеет.

Во всем мире нефтяные компании снижают поставки путем сокращения объема добычи. У производителей также есть возможность придерживать запасы сырья на морских танкерах или в резервуарах на суше. И напротив, увеличивать поставки они могут, наращивая добычу или продавая запасы.

Сегодняшние низкие цены на нефть - отражение того, что нефтетрейдеры ожидают сокращения спроса и роста предложения. Снижение потребности в нефти объясняется низкой экономической активностью, особенно в Европе и Китае. И, что более важно, совершенствованием технологий в долгосрочной перспективе. Автомобили становятся все более экономичными, а сфера применения солнечной и других альтернативных источников энергии расширяется. Растущие ожидания в плане предложения нефти - это еще и реакция на рост производства вследствие сланцевого бума в США, разработки нефтеносных песков в Канаде и решения Мексики допустить иностранные компании к своим месторождениям.

Эти изменения в балансе спроса и предложения подразумевают, что цена на нефть снизится еще сильнее, чем участники рынка ожидали еще несколько месяцев назад. Некоторые из событий, влияющих на этот баланс, можно было предвидеть заранее. Но есть один важный момент: никому не дано предугадать, когда будут меняться ожидания в отношении этих событий. Волатильность цен на нефть отражает и изменения объективной реальности, и психологические перемены.

Сегодняшние цены также связаны с ожиданиями в отношении уровня процентных ставок. Нефтедобытчики задаются вопросом: добывать и продавать больше сейчас, чтобы вкладывать выручку под нынешний долгосрочный процент, или сокращать добычу и не спешить с инвестированием? Из-за нынешних низких процентных ставок они могут склоняться ко второму варианту. В ближайшие годы ставки по долгосрочным обязательствам будут расти, и производителям станет выгоднее увеличить предложение и вкладывать доход под более высокий процент. Таким образом, при прочих равных рост процентных ставок еще больше обвалит стоимость нефти.

Дешевая нефть выгодна экономике США, поскольку в этом случае растут реальные доходы потребителей. В Соединенных Штатах низкие цены на нефтепродукты стимулируют платежеспособный спрос домохозяйств. По той же причине падение цен на нефть способствует росту совокупного спроса в Европе, Азии и других регионах-импортерах.

Страдают в этом случае страны, у которых есть трения с США и их союзниками: Венесуэла, Иран, Россия и другие. Госбюджеты этих государств зависят, главным образом, от нефтяных поступлений, особенно в части реализации крупных социальных программ. При цене даже $75-80 за баррель эти государства будут испытывать трудности с финансированием популистских инициатив, необходимых для поддержания лояльности к их режимам.

Хотя Саудовская Аравия и несколько других стран Персидского залива входят в число крупнейших экспортеров нефти, их экономика обладает двумя важными отличиями. Во-первых, себестоимость добычи в них чрезвычайно низка. А значит, они смогут рентабельно добывать нефть как при нынешних, так и при более низких ценах. Во-вторых, их огромные финансовые резервы дают им возможность финансировать внутреннюю и международную деятельность на протяжении длительного времени, пока они реформируют экономику, снижая зависимость от нефтедолларов.

Дальнейшее снижение цен на нефть обернется крупными геополитическими последствиями. В особенности в России, для которой цена в $60 за баррель создает серьезнейшие проблемы. Владимиру Путину будет трудно финансировать программы, обеспечивающие ему нынешнюю поддержку населения. Схожим образом это скажется на Иране с Венесуэлой.

Прогнозировать, сохранятся ли в этих странах их нынешние режимы, сложно. Зато очевидно, что государства - импортеры нефти останутся в большом выигрыше. Причем выгоду от ее удешевления они получают уже сейчас.

Печатается с разрешения project-syndicate.org

Мартин Фельдстейн - профессор экономики Гарвардского университета

8.12.2014 г.


Источник: Forbes.ua
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2018

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов