17.04.2014 :: 10:36
Дело - труба
На терминале «Невской трубопроводной компании» РФ (БТС-2) в порту Усть-Луга ожидается сокращение объемов перевалки нефти при одновременном росте отгрузок нефтепродуктов через «Усть-Луга Ойл». На этом фоне все активнее идут разговоры о перепрофилировании нефтяной трубы в нефтепродуктовую.
Руководство «Невской трубопроводной компании» (НТК, Усть-Луга, конечная точка БТС-2) прогнозирует сокращение объема экспортной перевалки российской нефти через терминал в 2014 году на 14% по сравнению с аналогичным показателем 2013 года - до 20 млн. тонн. При этом компания гарантирует, что НТК в любом случае «выполнит обязательства по всем контрактам». Даже в случае реализации самого пессимистичного прогноза и снижения объема перевалки до 12 млн. тонн компания «выйдет в ноль», но не уйдет в минус, рассказал журналистам генеральный директор НТК Константин Хамлай.
Среди крупнейших клиентов НТК - ОАО «НК «Роснефть». В период с 23 марта 2012 по 31 декабря 2013 года через НТК было отправлено на экспорт 10 млн. 304 тыс. 759 тонн нефти данной компании. Еще один крупный клиент - АО «КазТрансОйл». За указанный период через НТК было перевалено 7 млн. 970 тыс. 109 тонн нефти этой компании.
Между тем, нефтепродуктовый терминал «Усть-Луга Ойл» (бывший «Роснефтьбункер») напротив, рассчитывает увеличить объем экспортной перевалки российских нефтепродуктов в 2014 году на 27% - до 21,4 млн. тонн. В структуре грузооборота нефтепродуктов в 2014 году темные нефтепродукты составят примерно 55% от общего объема, светлые - 18%, стабильный газовый конденсат - 27%.
«Увеличение объемов перевалки произойдет за счет оптимизации процесса обработки груза на терминале, а также за счет улучшения внутренней логистики, - пояснил генеральный директор «Усть-Луга Ойл» Константин Хамлай. - Это напрямую отразится на финансовых результатах предприятия. По прогнозам, показатель EBITDA в 2014 году составит 6 млрд. 664,3 млн. руб. против 5 млрд. 738,3 млн. руб. в 2013 году».
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, с учётом последних политических событий, возможного ужесточения санкций против России, а также уже высказывавшихся в Евросоюзе мнений о постепенном уменьшении объёмов закупок российской нефти, с возможным полным отказом от неё в будущем, перспективы экспорта нефти через балтийские порты России становятся не столь очевидными.
По нашему мнению, помимо санкций на сокращение объемов экспорта нефти может оказать влияние государственная политика, стимулирующая внутреннюю переработку нефти, а также перенаправление экспортных объемов на дальневосточное направление (ВСТО и поставки на Китай).
Примечательно в этой связи, что в настоящее время рассматривается возможность перепрофилирования одной из двух ниток БТС под нефтепродукты. У «Транснефти» опыт перепрофилирования нефтяных труб под нефтепродукты уже имеется. Напомним, что одна нитка БТС выходит на порт Приморск, вторая - на Усть-Лугу на терминал НТК.
По данным за 2013 год объем перевалки нефти через порт Приморск снизился на 20% - до 54,52 млн. тонн, нефтепродуктов возрос на 43% - до 9,3 млн. тонн.
Объем перевалки нефти через порт Усть-Луга за тот же период возрос в 1,63 раза - до 23,3 млн. тонн, нефтепродуктов на 30% - до 16,37 млн. тонн.
Рост объемов перевалки нефти через Усть-Лугу в прошлом году можно объяснить частичным перераспределением объемов с Приморска.
Крупнейший и самый молодой нефтепродуктовый терминал в России «Усть-Луга Ойл» (прежнее название «Роснефтьбункер») с начала 2014 года обработал 5,8 млн. тонн российских нефтепродуктов. В том числе терминал обеспечил экспортную перевалку 3 млн. 853 тыс. тонн темных нефтепродуктов, 856 тыс. тонн светлых нефтепродуктов и 1 млн. 111 тыс. тонн стабильного газового конденсата.
Большая часть темных нефтепродуктов - 46% от общего объема - поступает на терминал «Усть-Луга Ойл» с Киришского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), 29% - с Ярославского и Рязанского НПЗ ОАО «НК «Роснефть» и 21% - с заводов ОАО «Газпромнефть». Основным поставщиком светлых нефтепродуктов является компания «Газпромэкспорт» (32%). Весь объем стабильного газового конденсата поставляет для последующей экспортной перевалки ОАО «НОВАТЭК».
Проектная мощность терминала составляет 30 млн. тонн в год (20 млн. тонн темных нефтепродуктов и 10 млн. тонн светлых нефтепродуктов). Резервуарный парк рассчитан на хранение около 1 млн. куб. м наливных грузов. Четыре железнодорожные эстакады обеспечивают выгрузку более 500 вагоно-цистерн одновременно. Для разогрева продукта построена автоматизированная котельная термального масла на 120 Мвт, которая не имеет в России аналогов по мощности. Суммарный фронт трех причалов составляет около 1 км. Терминал является стратегическим проектом Gunvor Group, который усиливает логистические возможности группы.
В настоящее время построено и введено в эксплуатацию три пусковых комплекса терминала. Запуск четвертого пускового комплекса запланирован на I квартал 2015 года.
Остановимся подробнее на производственных мощностях «Усть-Луга Ойл». Так, первый пусковой комплекс пропускной способностью 7 млн. тонн в год предназначен для обработки темных нефтепродуктов. Инфраструктура комплекса включает железнодорожную эстакаду №1 с возможностью одновременного слива 144 вагоно-цистерн, а также восемь резервуаров суммарной емкостью 240 тыс. куб. м для мазутов различных марок. Погрузка груза на танкеры дедвейтом до 166 тыс. тонн осуществляется на причале №2. Первый состав с продуктами комплекс принял в начале января 2011 года, первая отгрузка состоялась в конце января 2011 года на танкер SCF Neva.
Второй пусковой комплекс пропускной способностью 7 млн. тонн в год, также предназначенный для обработки темных нефтепродуктов, начал функционировать с октября 2011 года. Комплекс включает железнодорожную эстакаду №2 с возможностью одновременного слива 144 вагоно-цистерн, а также девять резервуаров суммарной емкостью 190 тыс. куб. м для мазутов различных марок. На причале №1 обеспечивается погрузка нефтепродуктов на танкеры дедвейтом до 115 тыс. тонн.
Третий пусковой комплекс, предназначенный для перевалки светлых нефтепродуктов, имеет пропускную способность 6 млн. тонн в год. Инфраструктура комплекса включает железнодорожную эстакаду №3 с возможностью одновременного слива 144 вагоно-цистерн, а также восемь резервуаров суммарной емкостью 240 тыс. куб. м для светлых нефтепродуктов. Погрузка груза на танкеры дедвейтом до 300 тыс. тонн осуществляется на причале № 3. Первый состав с дизельным топливом был принят 18 апреля 2013 года, первая отгрузка светлого продукта была произведена 8 мая 2013 года. Первая отгрузка на танкер стабильного газового конденсата состоялась 27 августа 2013 года.
После введения в эксплуатацию четвертого пускового комплекса в I квартале 2015 года общая проектная мощность терминала увеличится до 30 млн. тонн нефтепродуктов в год. Четвертый пусковой комплекс предназначен для обработки как темных (6 млн. тонн в год), так и светлых нефтепродуктов (4 млн. тонн в год). В составе четвертого пускового комплекса в конце 2014 - начале 2015 года будет построена и введена в эксплуатацию новая железнодорожная эстакада (№4) на 94 вагоно-цистерн. Кроме того, пусковой комплекс включает в себя резервуарный парк, рассчитанный на единовременное хранение 90 тыс. куб. м светлых нефтепродуктов и 200 тыс. куб. м темных нефтепродуктов.
«Мы возлагаем на эту эстакаду большие надежды в части увеличения объемов перевалки нефтепродуктов, особенно в зимнее время», - отметил Константин Хамлай.
При этом «Усть-Луга Ойл» планирует полностью сосредоточиться на перевалке нефтепродуктов и не намерена оказывать такие сопутствующие услуги, как бункеровка. «Мы рассматривали возможность осуществления бункеровочных операций на нашем терминале и пришли к выводу, что это направление для нас не имеет перспективы», - пояснил глава компании. Кроме того, учитывая насыщенность комплексной производственной программы, Константин Хамлай считает «излишними такого рода обязательства и риски, так как они могут тем или иным образом повлиять на производственную деятельность терминала».
Также в планах компании привлечение дополнительного финансирования. «Скорее всего, это будет не российский, а иностранный банк», - уточнил глава предприятия. По его словам, иностранный банк может предложить гораздо лучшие условия. Данные средства планируется направить на возврат займов акционеров и на операционную деятельность. Однако с суммой займа в компании пока не определились.
Между тем, гендиректор «Усть-Луга Ойл» озвучивает самые амбициозные планы компании. «Мы хотим стать самым эффективным терминалом в России», - заявляет он. Однако «в погоне за тоннами» он считает одной из основных задач обеспечение безопасности окружающей среды.
По его словам, одним из главных приоритетов «Усть-Луга Ойл» является исключение любого, даже самого минимального воздействия терминала на окружающую среду Усть-Лужской губы. Для реализации этой задачи на территории терминала построена площадка очистных сооружений, где производится многоступенчатая очистка сточных вод с применением осветлительных и сорбционных фильтров, а также ультрафиолетового обеззараживания.
Кроме того, на терминале осуществляется постоянный мониторинг состояния воздушного и водного пространства, для чего на объекте установлены особые датчики. Данные с датчиков круглосуточно обрабатывает специальная автоматизированная система, готовая при возникновении любой нештатной ситуации скорректировать работу всех служб терминала.
Для минимизации последствий в случае аварийного разлива нефти и нефтепродуктов разработан и утвержден план ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН), закуплено соответствующее оборудование. Также функционирует единственный в порту Усть-Луга причал для судов экологической флотилии.
Таким образом, можно сказать, что нефтетерминалы в Усть-Луге, строительство которых было определено их стратегическим положением на Балтике, продолжат играть одну из ключевых ролей нефтеналивной логистики в регионе. В перспективе можно ожидать дальнейшего снижения объемов перевалки нефти через порт Усть-Луга с одновременным ростом объемов обработки нефтепродуктов.
Маргарита Бабкова, Виталий Чернов
17.04.2014 г.
Источник: PortNews |