18.12.2013 :: 10:55
Дела Белкомурные
Северные регионы РФ продолжают лоббировать строительство Белкомура, Северного широтного хода и других проектов с целью создания единого «Арктического транспортного коридора». Даже Сабетту предполагается использовать, в том числе, как сухогрузный порт с годовым грузооборотом в 70 млн. тонн.
На прошедшей на днях в Санкт-Петербурге III Международной конференции «Арктика: настоящее и будущее», губернаторы северных регионов России предложили рассматривать проекты Белкомур, Северный широтный ход, Мурманский транспортный узел, строительство порта Сабетта и расширение порта Архангельск как взаимосвязанную инфраструктуру «Единой арктической транспортной системы». С этой целью губернатор Республики Коми Вячеслав Гайзер заявил о необходимости «синхронизировать» все данные проекты для их взаимоувязки.
По его словам, Республикой Коми и Мурманской областью создана совместная рабочая группа по синхронизации проектов. Уже подписано соглашение о совместной деятельности между проектными компаниями МК «Белкомур» и УК «Мурманский транспортный узел», проводится совместная работа с РЖД и российскими институтами по формированию единой транспортной системы и корреспонденции грузопотоков.
Аналогичная работа начата между Республикой Коми и ЯНАО, где совместная рабочая группа также должна в ближайшее время приступить к работе.
«Синхронизация реализации северных транспортных проектов формирует единую транспортную сеть Севера России, стимулирует развитие и совершенствование железнодорожной сети и грузовых портов как основы Северного морского пути, обеспечивает расширение пропускной способности действующих и создание новых железнодорожных линий и портовых мощностей», - уверен Вячеслав Гайзер.
Со своей стороны, губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин заявил, что потенциал порта Сабетта с учетом возможности перевалки в нем сухих грузов составляет более 70 млн. тонн в год. Однако данный порт строится инвесторами, в первую очередь, для отгрузки на экспорт сжиженного природного газа с ямальских месторождений.
Порт строится в крайне суровых условиях. Например, проектировщики планируют создать систему искусственного подогрева акватории порта, лазерной швартовки газовозов, которые будут строиться с учетом особенностей работы в Сабетте. Так, по словам главного инженера проекта «Порт Сабетта» ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» Алексея Чичеля, газовозы будут спроектированы таким образом, чтобы самостоятельно заходить в акваторию порта и также самостоятельно швартоваться с использованием подруливающих устройств. В связи с этим не очень понятно, какие балкеры смогут заходить в этот порт - ведь это должны быть крупные суда, иначе перевозка не окупится. Возможно, их, как и газовозы, придется строить специально, но для этого нужна стабильная грузовая база и значительные инвестиции.
Между тем неясно, на какие грузы рассчитывает Дмитрий Кобылкин. Если на грузы с предприятий Перми-Соликамска, то расстояние от них до Санкт-Петербурга и Усть-Луги, где уже успешно функционируют морские балкерные терминалы, примерно такое же, как и до Сабетты. Если же речь идет о грузах из более близких к Ямалу территорий, то их объемы вряд ли будут значительны. При этом весь Белкомур рассчитан на перевозку до 35 млн. тонн, при этом большая часть этого грузопотока пойдет не на Сабетту, а в Архангельск, Мурманск и Санкт-Петербург.
При этом при маршруте через Сабетту удлиняется и усложняется морской маршрут в западном направлении (к тому же он пролегает в арктических условиях). А в восточном направлении, если речь идет о перевозках в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, он возможен лишь в период летней навигации. Вряд ли для этого наберется такая грузовая база, о которой заявлено.
А ведь для реализации мечты губернатора Ямала необходимо еще построить железнодорожное ответвление от «газпромовской» ветки Обская-Бованенково а Сабетту, причем в условиях вечной мерзлоты с соответствующим объемом инвестиций.
Напомним, что разговор о диверсификации грузовой базы порта поднимался еще в ноябре 2012 года на встрече главы «НОВАТЭК» (инвестор порта Сабетта) Леонида Михельсона с президентом России Владимиром Путиным.
«Я обсуждал эту проблему с руководством «Газпрома» и полагаю, что можно было бы расширить возможности будущего порта, имея в виду, что он вполне мог бы быть многопрофильным», - отметил тогда глава государства.
В свою очередь, глава компании сказал, что рассматривается вопрос, «как в принципе сделать инвестиционный проект строительства железной дороги - от газпромовской до Бованенково отвод на поселок Сабетта (рядом с которым и создается завод)».
По его словам, вопрос состоит в том, чтобы был «единый тариф и за все перевозки отвечали РЖД».
«Если там будет железная дорога, то это будет многопрофильный порт», - добавил глава компании.
Вопрос лишь в том: за чей счет, а самое главное - под какую грузовую базу?
Проект Белкомур изначально был рассчитан на загрузку порта Архангельск. Ведь при его реализации грузы из района Перми и Соликамска ближе всего везти окажется именно в этот порт. Кроме того, Белкомур поможет развить лесоперерабатывающую промышленность Архангельской области, продукция которой также сможет вывозиться к порту.
Однако для этого необходимо создать в Архангельске глубоководный порт. Соответствующий инвестпроект уже имеется. Так, в ходе Петербургского международного экономического форума-2013 губернатор Архангельской области Игорь Орлов сообщил ИАА «ПортНьюс», что до конца 2013 года планируется создать Управляющую компанию глубоководного района порта Архангельск.
Глубоководный район планируется построить в 55 км севернее основной территории порта, что потребует подведения железнодорожной ветки. Проектом предусматривается максимальная осадка судов в 11 м (в настоящее время порт Архангельск обеспечивает прием судов осадкой до 9 м) и потенциальный грузооборот в 28 млн. тонн, из которых более 3,5 млн. тонн придется на уголь, 17,5 млн. тонн - на контейнерные грузы, 2,5 млн. тонн - на наливные. Расчетное время окупаемости проекта - 8 лет.
Между тем, потенциальные инвесторы глубоководного района порта ожидают определенности по Белкомуру. Получается своего рода замкнутый круг.
Что касается Мурманского транспортного узла, то ему, в принципе, неплохо живется и без Белкомура и «Единой арктической транспортной системы». Инвесторы здесь имеются - это «Порт Лавна» и «Роснефть», которая намерена построить на западном берегу Кольского залива нефтеналивной терминал, а также создать на базе 82 судоремонтного завода базу для освоения шельфовых месторождений.
Как только проект выйдет из Главгосэкспертизы, инвесторы приступят к его непосредственной реализации, сообщила губернатор.
Представляется, что Мурманску более важно провести модернизацию ветки Волховстрой-Мурманск. Продление Белкомура до Мурманска, конечно, тоже не помешает, но его отсутствие, с учетом модернизации Волховстрой-Мурманск, не будет критично.
По словам Вячеслава Гайзера, общая стоимость проекта Белкомур оценивается в 176 млрд. руб. в ценах 2012 года. Пропускная способность создаваемой линии - около 35 млн. тонн грузов в год. Основной объем грузовой базы по магистрали должны составить новые грузы. При этом доля возникающих непосредственно в полигоне тяготения магистрали грузов составляет порядка 40%.
Основные грузопотоки, по расчетам, будут формироваться такими грузами как: уголь, минеральные удобрения, нефтяные и лесные грузы, руды, строительные материалы, контейнеры в направлении к северным портам России - Мурманску, Архангельску, Беломорску, Санкт-Петербургу и возможно Сабетте.
Проект предполагается к реализации на принципах государственно-частного партнерства с участием Российской Федерации, российских и зарубежных строительных и финансовых институтов и организаций.
Срок проектирования и строительства магистрали - 5 лет. При запуске проекта в 2014 году, планируется ввести магистраль в эксплуатацию уже в 2018-2019 годах, сообщил Вячеслав Гайзер.
Виталий Чернов
18.12.2013 г.[AT]
Источник: PortNews |