Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Эксперт-Украина
29.04.2008 :: 10:52
Дали задний ход?

Отечественные автопроизводители умело воспользовались всеми существовавшими до сих пор государственными преференциями. Украинский автопром готов конкурировать с импортными машинами на внутреннем рынке, а также побороться за рынки стран ближнего зарубежья

Верховная Рада 10 апреля ратифицировала протокол о присоединении Украины к Всемирной торговой организации, и с 16 мая наша страна станет 152-м членом этого клуба. Согласно протоколу ВТО, Украина взяла на себя обязательства с 1 января 2009 года снизить ввозные пошлины на легковые автомобили с 25 до 10%. Соответствующие изменения в
Таможенный тариф находятся на рассмотрении в Верховной Раде.

Осознавая, что рынок будет открыт, основную подготовительную работу крупнейшие предприятия отрасли уже провели. Ведь в течение десяти лет украинский рынок был защищен от импорта высокими пошлинами, а крупные производители освобождены от уплаты некоторых налогов. За это время в Украине появилось три новых автомобильных завода: «Еврокар», Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ) и Херсонский автосборочный завод «Випос». На порядок увеличили свои производственные мощности, расширили продуктовую линейку, наладили сотрудничество с мировыми корпорациями и построенные еще в 60-х годах прошлого века предприятия: Запорожский автомобилестроительный завод (контролирует украинская автомобильная корпорация «УкрАвто») и Луцкий автомобилестроительный завод (входит в корпорацию «Богдан»). В 2003-м отечественные производители по объему продаж новых авто превзошли импортеров. По итогам прошлого года в Украине было продано 310,4 тыс. машин, собранных на отечественных предприятиях, а это 56% от общих продаж.

auto_structure_UA.gif

Город-ЗАЗ

Запорожье - город «Таврий» и «Ланосов». Эти автомобили всюду: на дорогах, парковках, у дворов частных домов. А местные таксисты, будто сговорившись, приспособили под перевозки пассажиров компактную модель «Славута». У центрального въезда на территорию Запорожского автомобильного завода припарковано множество транспортных средств рабочих - в разгаре вторая смена. Предприятие работает в три смены.

Производство начинается в прессовом цехе. Сначала штамповочная машина, высота которой достигает нескольких метров, из листа металла изготовляет крыло, крышу, днище автомобиля. Рабочие аккуратно их сортируют и укладывают на тележки. Эти детали отправляют в сварочный цех, где из них, словно из элементов детского конструктора, собирают единый каркас, который по конвейерной ленте отправляется на оцинковку, покраску и сборку. Такие этапы производства сохранились только на ЗАЗе - единственном в стране предприятии, имеющем полный цикл производства легковых авто. Оно стало ярким примером эффективного использования предоставленных государственных льгот и преференций. С 1998-го объемы производства машин на Запорожском заводе выросли почти в 12 раз (тогда с конвейера сошло 24 тыс. экземпляров, а в прошлом году - 282,3 тыс.).

В 2008-м ЗАЗ отпраздновал свое 145-летие. Завод, построенный голландцем Абрагамом Коопом для производства сельскохозяйственных машин и оборудования, впоследствии стал первым в стране предприятием, освоившим выпуск авто малого класса. С 1960-го, когда началось серийное производство самого знаменитого детища ЗАЗа - «Запорожца», - в Советском Союзе было продано около трех с половиной миллионов этих машин. В 1988 году завод приступил к серийному выпуску «Таврии», однако после распада СCCР производство этой марки начало стремительно сокращаться, и в 1993-м ЗАЗ оказался на грани остановки из-за срыва поставок комплектующих предприятиями Украины и России.

Выходом из кризиса стало создание совместного предприятия (СП) с корейским производителем Daewoo. Тогда же была начата крупноузловая сборка моделей Lanos, Nubira, Leganza. После банкротства корейского партнера и продажи его доли в СП швейцарской компании Hirsch & Cie, запорожский автозавод наладил сотрудничество с такими мировыми концернами, как General Motors (GM), Daewoo Auto & Technolody (GM DAT), Adam Opel, DaіmlerChrysler, Automobіle Dacіa S.A., TATA, Chery и «АвтоВАЗ».

Сейчас ЗАЗ выпускает автомобили «Славута», Sens, «Лада», Lanos, Opel, Chevrolet, Chery, Mercedes. По прогнозам, в этом году прирост производства составит 16,8%. Одно из самых больших достижений украинского производителя - значительное увеличение локализации автопроизводства.

Рекорды двух пятилеток

«Для ЗАЗа 2008-й будет очень важным. Мы намерены перейти рубеж в триста тысяч авто в год. На основном производстве, где завершается реструктуризация, выпуск увеличится до тридцати двух кузовов в час, и со сборочного конвейера каждый день будут сходить шестьсот сорок автомобилей», - рассказывает заместитель председателя правления по автомобильному производству украинской автомобильной корпорации «УкрАвто» Олег Папашев. За последние десять лет ЗАЗ инвеcтировал в модернизацию производства и создание новых мощностей 2,4 млрд. гривен. Собственники завода понимали, что если не обновить основные фонды и не улучшить качество продукции, авто запорожского предприятия исчезнут с рынка, как только будут сняты первые барьеры. Поэтому на ЗАЗе была проведена пошаговая реконструкция всех производственных звеньев.

В цехе окраски кузовов прошла масштабная модернизация. Вместо бортальных машин теперь используются окрасочные роботы французского производства, которые могут одновременно красить 12 кузовов в разные цвета. Применение современного оборудования позволило на 30% уменьшить расход эмали. В этом году открыт новый цех окраски пластмассовых деталей стоимостью более шести миллионов долларов. Приобретение линии порошковой окраски позволило обрабатывать детали, которые устанавливаются в моторном отсеке.

Цех сборки был обновлен и дооснащен специальными агрегатами регулировки развала-схождения колес, конвейерами снятия и установки дверей, автоматическими роботами для установки стекол. Внедрен постоянный контроль геометрических параметров корпуса авто, позволяющий оценить точность сваренного кузова в соответствии со стандартами концерна General Motors (этим требованиям отвечают все производственные процессы, их соответствие стандартам качества GM проверяется дважды в месяц).

Масштабная модернизация самого крупного и дорогостоящего цеха - прессового - началась три года назад и рассчитана до 2009-го. В ближайшее время на запорожском заводе одну линию крупной штамповки заменят полностью автоматизированной, что значительно повысит производительность на этом участке. В сварочном отделении новое оборудование обеспечило качественную сварку элементов конструкции, продольную и торцевую закатку швов корпусов резонатора и глушителя. Налажено производство крупных элементов: систем выхлопа, обивки авто, сидений, потолка, бампера, вставок в бамперы. Так, в сотрудничестве с фирмой Dipol запорожский завод освоил современное производство изделий из вспененного полипропилена. С 2007-го это позволило производить демпфирующие вставки, а также передний и задний бамперы. А совместно с фирмой «Боссал» на заводе создано производство элементов систем выхода отработанных газов. Это габаритные устройства, и транспортировать их на дальние расстояния было невыгодно.

Чтобы расширить локализацию производства, ЗАЗ начал сотрудничать почти с тысячей предприятий, выпускающих комплектующие (одно рабочее место на автозаводе позволяет создать еще семь в сопутствующей промышленности, а если добавить сеть обслуживания, получается десять рабочих мест). Всего за прошлый год локализовали 112 агрегатов, узлов и изделий, таких как система охлаждения, сиденья, модуль отопителя, система выхлопа, боковые двери, крышка капота и багажника, передняя подвеска, задняя балка и пр.

auto_produce_UA.gif

Модели Lanos уже комплектуются двигателем украинского производства: его делают на Мелитопольском моторном заводе (структурное подразделение ЗАЗ). А с мая в автомобиле будут устанавливать и отечественную модернизированную коробку передач, которая заменит румынскую.

Все это позволило Запорожскому автозаводу поднять локализацию производства выше 50%. А сделанный в Украине Chevrolet Lanos стал наиболее востребованной иномаркой в РФ (в прошлом году на российском рынке было продано около 50 тыс. этих машин). Высокая локализация производства позволяет украинским авто получать сертификат СТ-1 (указывает, что продукция произведена или подверглась достаточной обработке в государстве-участнике соглашения о свободной торговле между странами СНГ) и беспошлинно вывозить их в Россию.

«Помимо возможности экспорта, локализация дает серьезную экономическую выгоду, позволяя значительно уменьшить расходы на логистику. Раньше мы покупали бамперы в Польше, везли их в контейнерах в специальной таре, которая занимала много места. А в прошлом году сэкономили по двести пятьдесят долларов на каждом авто за счет размещения производства бамперов на заводе», - говорит председатель правления ЗАО «ЗАЗ» Николай Евдокименко.

Развитие по инерции

В ходе подготовки к вступлению в ВТО производители не только обновляли производственные цеха, повышали качество выпускаемой продукции, но и снижали издержки. В частности, ЗАЗ провел комплекс мероприятий по введению энергосберегающих технологий на своих предприятиях в Запорожье и Ильичевске: было установлено компрессорное оборудование, которое потребляет более дешевую электроэнергию первого класса, модернизированы системы отопления (большинство корпусов отапливается системой инфракрасного отопления, направленного на рабочие зоны), централизованное отопление заменили локальным, что позволило сократить потери при транспортировке энергоресурсов, а также эффективнее контролировать их расход. Это позволило снизить затраты на энергетику в структуре себестоимости машины.

Вместе с тем запорожский завод как самый крупный отечественный производитель легковых автомобилей намерен диверсифицировать продуктовый ряд, и с прошлого года начал активно усиливать другие направления автомобилестроения. На мощностях предприятия в Ильичевске запущен в производство городской автобус «I-Van» на 26 мест, созданный на базе модели индийской компании ТАТА (использована передняя подвеска, задний мост и двигатель). Пока этих машин выпускается немного - всего 50 штук в месяц. Но уже до конца 2008-го объем их производства утроится, а через пару лет составит до пяти тысяч автобусов в год. Воодушевленные успехом продаж модели Lanos, зазовцы подумывают о ее модернизации (итальянское конструкторское бюро уже разрабатывает дизайн нового кузова). Однако сроков запуска обновленной версии в производство компания пока не называет. Кроме того, через несколько лет корпорация «УкрАвто» намерена построить новый национальный автомобиль с двигателем, созданным украинскими конструкторами. Это дорогой инвестиционный проект стоимостью 720 млн. евро. Так, только в оборудование для выпуска одного из узлов для мотора объемом 1,5 литра нужно вложить 60 млн. евро. Чтобы появился новый силовой агрегат, необходимо разработать минимум 12 узлов. «Мы собираемся развивать автомобильное производство, поэтому хотим сами или совместно с какой-нибудь компанией спроектировать новый двигатель. Нам уже поступили интересные предложения от некоторых известных автоконцернов - они готовы подключиться к работе по созданию мотора и затем выпускать его на своих предприятиях в Европе», - рассказывает Олег Папашев.

auto_trade_UA.gif

ВТО не помеха

Ужесточение условий конкуренции для отечественных автопроизводителей после вступления Украины в ВТО отразится на динамике развития предприятий и автомобильном рынке в целом. Из-за снижения ввозных пошлин увеличится импорт подержанных автомобилей. К примеру, после того как Польша присоединилась к всемирному торговому клубу, продажи новых машин в этой стране снизились втрое. Эксперты прогнозируют, что у нас цены на импортные авто упадут на пять-семь процентов. Поэтому национальным производителям, чтобы сохранить прежние объемы продаж, придется уменьшать себестоимость производства за счет сокращения инвестиционных смет и прямых затрат. Многие заводы будут вынуждены сократить количество рабочих мест.

Однако наши автопредприятия не собираются сворачивать объемы производства, наоборот, у них есть долгосрочные стратегии по расширению мощностей. Так, в этом году корпорация «Богдан» собирается ввести в строй завод «Ротор» по выпуску легковушек. А запорожский автозавод обратился к местным властям с просьбой выделить 400 га земли. «Корпорация «УкрАвто» не собирается терять свою долю на рынке, - заявил Олег Папашев. - Для начала нам нужно восемьдесят гектаров земли, чтобы создать дополнительную очередь для выпуска ста двадцати тысяч машин. Мы также хотим привлечь мировых производителей комплектующих, чтобы они разместили свои мощности рядом с нашим предприятием».

Украинские корпорации будут усиливать свое присутствие и на внешних рынках. Так, в ноябре прошлого года компания «УкрАвто» приобрела завод в Польше и уже наладила на нем выпуск новой модели Chevrolet Aveo, предназначенной для европейских потребителей. Ежегодно с конвейера предприятия будет сходить по 70 тыс. машин этой марки и Daewoo Lanos, а также столько же машинокомплектов Chevrolet Aveo, которые пойдут на украинский сборочный завод в Запорожье. Кроме того, корпорация собирается построить завод в Нижнем Новгороде (Россия), где также намерена производить модель Chevrolet Aveo. Пока этот проект находится в стадии согласования с партнерами из General Motors. Учитывая амбициозные проекты по постройке новых автомобильных заводов в Европейской части РФ, своевременная организация производства в России позволит нашим производителям сохранить свою долю на рынке стран СНГ, а также обойти возможные торговые ограничения, к которым может прибегнуть Москва после вступления Украины в ВТО.

Законодательные и нормативно-правовые акты Украины, предоставлявшие льготы и преференции отечественным автопроизводителям

Закон «О стимулировании производства автомобилей в Украине» (действовал с 21.10.1997 г. по 01.01.2008 г.);

Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно финансирования дорожного хозяйства» (действует с 01.01.2000 г.);

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования рынка автомобилей в Украине» (действует с 19.02.2001 г.);

Закон «О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, ввозимых (пересылаемых) гражданами на таможенную территорию Украины» (действует с 23.11.2001 г.);

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственной поддержки автомобилестроительной промышленности Украины» (действует с 20.12.2001 г.);

Приказ Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции «О применении специальных мер относительно импорта в Украину новых легковых автомобилей происхождением из Российской Федерации» (действовал с 09.12.2002 г. по 08.12.2006 г.);

Закон «О развитии автомобильной промышленности Украины» (действует с 24.05.2004 г. по 01.01.2009 г.);

Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» (действует с 31.03.2005 г.);

Закон «О внесении изменений в Таможенный тариф Украины» (действует с 16.08.2005 г.);

Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины транспортных средств”« (с 01.01.2006 г. ввел нормы ЕВРО-2);

Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регистрации транспортных средств» (действует с 01.01.2007 г.).

Стабильность лучше льгот (Ефим Хазан, вице-президент ассоциации «Укравтопром»):

- В целом отечественные автопроизводители поддерживают вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию. Ведь в конечном итоге это позволит повысить конкурентоспособность их продукции. Главное, что необходимо национальному автопрому в связи с вступлением в ВТО, - это комплекс компенсаторных мер, которые смягчат процесс выхода на мировой рынок. По соглашению с Евросоюзом, после вступления в торговый клуб Украина должна снизить ставки таможенной пошлины на ввоз автомобилей (новых и подержанных). Из-за отмены восьмилетнего максимального срока эксплуатации ввозимых транспортных средств спрос может переориентироваться на эту категорию подержанных машин. Это приведет к реструктуризации авторынка в сторону снижения производства, а также вызовет негативные социальные и экологические последствия.

Реализовать новые задачи, стоящие перед автомобилестроением, невозможно без привлечения значительных инвестиций, однако несовершенство нашего налогового и таможенного законодательства не способствует их притоку. Поэтому в украинском законодательстве необходимо прописать систему компенсаций. В частности, внести изменения в Закон «О налогообложении прибыли предприятий», предусмотрев уменьшение или отмену налогообложения той части прибыли, которая направляется на поддержание основных фондов, а также ввести ускоренную амортизацию основных фондов. Нужны изменения и в Таможенном тарифе, к примеру, нулевая ставка на товары, которые предприятия импортируют для развития производства. Необходимо также на государственном уровне создать условия для применения финансового лизинга при производстве и реализации автотранспортных средств.

Светлана Плаксина

28.04.2008 г.


Источник: Эксперт-Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}