Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Взгляд
27.02.2013 :: 10:51
Чужой газ поможет своему

Газпром получил эксклюзивное право на продажу сжиженного природного газа с крупного месторождения в Израиле «Тамар». Это скрасило его неудачу с другим израильским месторождением «Левиафан». Газпром получил новый шанс закрепиться на рынке СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также убрать потенциального конкурента с европейского рынка.

Трейдинговая компания российского Газпрома Gazprom Marketing & Trading Switzerland договорилась об эксклюзивной продаже сжиженного природного газа (СПГ), который будет добываться на месторождениях «Тамар» и «Далит», сообщила
компания.

«С помощью «чужого» сжиженного газа шансы Газпрома занять более достойное место на рынке СПГ увеличиваются»

Соглашение подписано на 20 лет с компанией Levant LNG Marketing. Последняя была создана геологоразведочным консорциумом Tamar, владеющим правами на разработку одноименного газового месторождения. Компания Levant также сотрудничает с южнокорейской Daewoo, которая должна построить плавучий терминал для сжижения, хранения и транспортировки сжиженного газа. Газпром будет закупать топливо на этом плавучем СПГ-заводе и отвечать за поиск потребителей.

Объемы поставок российской монополии не уточняются. Однако известно, что начать поставки газа с месторождения «Тамар» мощностью 3 млн. тонн СПГ в год планируется с 2017 года. Всего планируется экспортировать на дальневосточные рынки сжиженного газа до 4,2 млрд. кубометров.

Месторождение «Тамар» является крупнейшим офшорным газовым месторождением Израиля, емкость которого оценивается в 274 млрд. кубометров. Запасы «Далита» оцениваются в 20 млрд. кубометров топлива.

Российские власти последний год активно призывают Газпром изменить экспортную стратегию и не упустить шанс закрепиться на рынке СПГ, доля РФ в котором пока крайне мала.

Однако экспансии Газпрома на рынке сжиженного газа в конце прошлого года помешала крупнейшая нефтегазовая компания Австралии Woodside Petroleum. Австралийцы договорились о покупке 30% другого еще более крупного израильского газового месторождения «Левиафан», запасы которого оцениваются в 481 млрд. кубометров.

Газпром, поставляющий до трети потребляемого в Европе газа, также претендовал на этот проект, предполагающий экспорт СПГ в Европу и Азию. Эта неудача может оказать влияние на долгосрочные позиции Газпрома на европейском рынке газа. В частности, в израильском СПГ будут заинтересованы юг Турции и Кипр. Потенциально в Европу могут быть поставлены 200 млрд. кубометров газа с израильского «Левиафана» в течение двух десятилетий. Это увеличит предложение на рынке СПГ и может привести к снижению цен на газ для европейских потребителей, говорили эксперты. Газпрому и так приходится в последнее время пересматривать газовые контракты.

Поэтому сотрудничество по другому израильскому месторождению очень важно для Газпрома. В газовой монополии считают, что новый контракт в Израиле по месторождению «Тамар» поможет укрепить позиции Газпрома на быстрорастущем рынке СПГ.

«Газпром активно ругают за то, что он не проявляет нужной гибкости и энергии на рынке СПГ. Невнимание к СПГ - это ошибка страны. Однако мы прекрасно понимаем, что в течение 2-3 лет у нас не будет нового СПГ-завода. Поэтому Газпром проводит разумную политику, пытаясь застолбить рынки АТР с помощью чужого сжиженного газа, войти на эти рынки как продавец, чтобы потом иметь возможность направлять туда уже свой сжиженный газ», - говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Есть несколько логистических путей по транспортировке газа с месторождения «Тамар». Один из них - это СПГ в страны АТР. Другой - строительство газопровода через Кипр, Крит, далее в Грецию и Италию. Если этот газ пойдет в Европу, то в перспективе может создать конкуренцию газпромовскому газу на рынке юга Европы», - отмечает Симонов.

Поэтому, по его словам, Газпром, войдя в израильский проект, пытается убить сразу двух зайцев. «С одной стороны, убрать израильский газ с европейского рынка, а с другой - пристроить его на азиатский рынок, куда затем должен прийти новый российский сжиженный газ», - поясняет Симонов.

«На рынке СПГ Газпром реализовал пока только один проект на Сахалине-2, но сейчас пытается наверстать упущенное. Газпром совершенно разумно вернулся к идее строительства третьей очереди СПГ-завода на Сахалине. На подходе строительство СПГ-завода под Владивостоком. В итоге к концу этого десятилетия появятся новые объемы российского СПГ», - говорит эксперт.

Пока продажи России занимают менее 5% от мировых продаж СПГ, которые оцениваются в более 300 млрд. кубометров, отмечает начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. Однако с помощью «чужого» сжиженного газа шансы Газпрома занять более достойное место на рынке СПГ увеличиваются, считает он.

По мнению Симонова, с точки зрения логистики и перспективности в первую очередь Газпрому стоит задуматься о поставках израильского газа на индийский рынок. «Все сейчас думают про Китай и Японию, а про Индию забывают, но это фактически энергетический близнец Китая. В Индии очень высокая доля угля, поэтому там будет очень быстро расти спрос на природный газ. При этом собственного газа в Индии нет», - объясняет эксперт.

«Рост потребления газа в Индии предопределен, поэтому надо этот рынок застолбить уже сейчас, пока с помощью чужого газа. Но уже со следующего десятилетия сможем поставлять на индийский рынок СПГ из Владивостока», - добавляет Симонов.

Газпром, сокращающий экспорт в Европу из-за высокой конкуренции, изучает высокодоходный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, но пока не имеет достаточных ресурсов для выхода на него. Основные объемы сжиженного газа российский газоэкспортный монополист берет с Сахалина, где работает подконтрольный ему единственный в России завод СПГ. Однако в 2012 году небольшие партии закупались в Египте и Нигерии. При этом 80% газа трейдерская компания Газпрома продает на азиатском рынке, а из европейских стран небольшие объемы в 2012 году поставлялись во Францию.

Сейчас на заводе «Сахалин-2» производится 9,6 млн. тонн СПГ в год. В планах Газпрома построить третью очередь и довести общую мощность завода до 14,5 млн. тонн.

К этому прибавится еще 15 млн. тонн СПГ к 2025 году (10 млн. к 2020 году) в Приморском крае. Причем ранее в «Газпром экспорте» не исключали, что мощность завода под Владивостоком может быть увеличена и до 20 млн. тонн в связи с ростом спроса со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Чтобы укрепить позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Газпром надеется также на возрождение замороженного Штокмановского проекта. Однако его перспективы пока непонятны. Но в конце прошлого года Газпром заявил об увеличении мощности будущего завода до 30 млн. тонн в год.

Независимые нефтяники также собираются строить заводы по СПГ. «Новатэк» вместе с Total готов инвестировать в завод «Ямал-СПГ», мощность которого составит 15 млн. тонн к 2018 году. Компания «Аллтек» хочет построить завод «Печора-СПГ» в Ненецком автономном округе мощностью 2,6 млн. тонн к 2018 году, однако потенциально она может быть увеличена до 8 млн. тонн, если позволит уровень добычи на месторождениях компании.

В итоге к 2020 году (если не считать Штокман) производство СПГ в России вырастет почти в четыре раза - до 38 млн. тонн, однако Россия так и не станет одним из ведущих игроков на этом рынке, считает аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг. Для сравнения: Япония, которая является крупнейшим в мире импортером СПГ, в 2011 году закупила за рубежом более 75 млн. тонн СПГ. В дальнейшем спрос на СПГ будет только расти, равно как и предложение со стороны ближневосточных стран и стран - экспортеров из АТР. Однако доля российских проектов по производству СПГ к 2020 году увеличится до 8-9%, отмечает Бирг.

Ольга Самофалова

27.02.2013 г.


Источник: Взгляд
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}