Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Зеркало недели
16.04.2013 :: 10:49
Что, собственно, будем продавать?

Сельское хозяйство - единственная отрасль, успешно сработавшая на Львовщине в прошлом году: в области произведено 1065,3 тыс. т зерна (110,8% к предыдущему году), 815,6 тыс. т сахарной свеклы (121,1%), 1830,8 тыс. т картофеля (100,3%), 471,3 тыс. т овощей (100,4%), 122,4 тыс. т рапса (141,8%), 93,9 тыс. т плодовоягодных культур (103,1%). Однако, вырастив рекордный урожай, предприниматели обнаружили, что его негде продать. И это несмотря на то, что спрос на украинскую продукцию за рубежом есть.

Как свидетельствуют статистические данные, больше всего своей продукции Украина
экспортирует в страны СНГ - 37%, Азии - 26,1%, Европы - 24,7%, Африки - 8,2%. Лидерами среди регионов являются Донецкая область - 21,2% всего экспорта, Киев - 17,8%, Днепропетровска область - 14,9%. Значительно уступают им Николаевская (3-6%), Полтавская, Запорожская, Луганская области. Что касается Львовщины, то ее доля в общегосударственном экспорте составляет всего 2%. По структуре - это растительное масло, лесоматериалы, частично зерно. А еще - овощи, фрукты, орехи. На экспорт отправлено более тысячи тонн корня петрушки, картофеля, орехов, почти 400 т грибов, ягод, тепличных овощей. Общая сумма полученных средств от экспорта - 1,5 млн. долл., при производстве в области картофеля, овощей, плодово-ягодных культур на сумму 375 млн. долл.

Крупнейшим торговым партнером Украины среди стран Центрально-Восточной Европы в 2012 г. была Республика Польша, занявшая пятое место среди стран мира.

Как сообщил корреспонденту ZN.UA советник-посланник, руководитель отдела по экономическим вопросам посольства Украины в Республике Польша Тарас Токарский, по результатам 2012 г. объемы внешней торговли товарами Украины с Республикой Польша составили 6143,3 млн. долл. США и, по сравнению с 2011 г., увеличились на 2,8%. При этом уровень украинского экспорта в РП составил 2576,2 млн. долл. и, по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., уменьшился на 7,8%. Уровень польского импорта в Украину возрос на 12,1% - до 3567,1 млн. долл.

Объемы внешней торговли услугами Украины с Республикой Польша по результатам 2012 г. возросли на 17,0% от уровня 2011 г. и составили 317,8 млн. долл. Уровень украинского экспорта услуг в РП составил 141,4 млн. долл., а уровень польского импорта услуг в Украину - 176,4 млн. долл.

Положительным фактором двусторонней торговли в 2012 г. является постепенное уменьшение доли сырья в структуре украинского экспорта и постепенный рост поставок в Польшу машин и механического оборудования, электрического оборудования (доля - 8%), мебели (2%). Кроме этого, за последние четыре года в структуре украинского экспорта существенно увеличилась доля сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности, в частности остатков и отходов пищевой промышленности, семена и плоды масличных растений, жиров и масел животного или растительного происхождения. Это позволяет сделать вывод о неиспользованном потенциале Украины, существующем в сфере углубленной переработки продукции сельскохозяйственного сектора.

Примером успешного завоевания экспортного рынка ЕС может быть швейное производство. Сегодня многие украинские малые и средние предприятия шьют продукцию для западных стран. Конечно, заказчиков привлекает в Украине низкая заработная плата швей, но все же решающим фактором выступают качество произведенной ими продукции и высокая квалификация работников. Указанная отрасль может планировать уверенное будущее работы с Евросоюзом. К сожалению, этого пока не скажешь об украинском сельском хозяйстве.

Мало вырастить хорошую продукцию, ее нужно уметь продать. Самостоятельно реализовать произведенное украинский бизнес пока не умеет. Механизмы продвижения на западные, а в ближайшее время - и на евроазиатский, рынки для многих предпринимателей все усложняются. Именно поэтому, по словам начальника отдела внешнеэкономической деятельности Львовской торгово-промышленной палаты (ТПП) Владимира Коруда, украинскому бизнесу проще работать дома. И прежде всего потому, что ему понятны правила игры, требования к продукту, который он продает. «Эту колбасу я хочу есть, и такую же хочет есть тот человек, которому я хочу ее продать», - говорят эти предприниматели. За рубежом для украинского бизнеса много неизвестного.

Функции продвижения украинских товаров и услуг прописаны в нормативных документах украинского МИД. Однако усилий министерства сегодня недостаточно. А если бы украинский МИД сумел открыть какой-либо рынок сбыта, возник бы вопрос: а что, собственно, можем продавать?

Продукции в Украине хватает, но она должна отвечать европейским требованиям. Последние же - довольно жесткие. Например, есть требование относительно прослеживания происхождения продукции. Прежде чем приобрести украинское молоко или какую-либо другую продукцию, покупатель хочет видеть всю цепочку ее производства. От того, что корова съела, где выращивали сено, в каких условиях она содержалась, - и до того, как молоко оказалось на полке магазина. Бизнесмен несет ответственность за качество и стандарты своей продукции. Сегодня пришло время говорить не столько о количественных показателях сельхозпродукции, сколько о ее качестве. А оно, по словам экспертов, часто недостаточное. Так, качественного картофеля очень мало. Львиная доля молока не отвечает западным стандартам. Поэтому крайне необходимы инвестиции в усовершенствование технологии производства агропродукции.

- Экспорт - это отражение ситуации на внутреннем рынке, - отмечает Иван Стефанишин, эксперт аграрного рынка. - Нужно кардинально менять подходы к внедрению новых технологий не только производства, но и «послеуборочной» обработки продукции, ее сортировки и упаковки, т.е. следует использовать максимальное количество цепочек добавленной стоимости. А это, в свою очередь, заставит искать организационные формы, которые бы могли обеспечить реализацию этих идей. Это и вопросы специализации, кооперирования материально-технических и финансовых ресурсов, управления процессами, кадровой политики и многие другие. Все это должно быть адаптировано к социально-экономическому состоянию, научно обосновано с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Самое главное для экспортера - доступ к ресурсам, содействие государственных учреждений и продвижение продукции на экспорт. В разных странах эта помощь разная. Как отмечает Владимир Коруд, «чаще всего это информационная поддержка. Одним из самых мощных маркетинговых мероприятий по продвижению товаров является участие в выставках. И потому в ряде западных стран правительство помогает бизнесу с финансированием участия в выставках. Например, в Польше существуют три уровня возмещений. В Украине Министерство сельского хозяйства организовывает поездки сельхозпредприятий на большие зарубежные выставки. Одна из них - «Зеленая неделя в Берлине», где у Украины есть хоть какой-то свой стенд. Пытаются самостоятельно работать регионы, особенно в сфере туризма. К примеру, Львов предпринимает попытки выставляться на больших туристических выставках в Берлине и Лондоне».

Однако есть и другие причины, сдерживающие отечественный экспорт.

Сегодня Украина не может поставлять за границу конкурентный товар, а лишь сырье. Не всегда надлежащего качества, как того требует внешний рынок. И ни один МИД здесь не поможет. В первую очередь, следует открыть возможности для функционирования внутреннего рынка, а уже излишки - экспортировать.

Чтобы выращивать конкурентную на Западе продукцию, бизнес должен располагать технологическими и финансовыми возможностями. А еще - к процессу выращивания и переработки продукции нужно привлекать качественную квалифицированную рабочую силу. По мнению львовского экономиста Владимира Щербины, она в Украине сейчас полностью дискредитирована.

Чтобы завоевать западный и российский рынки, малым и средним предприятиям прежде всего следует осознать: Украина «все умы не съела», и для того, чтобы принимать участие в глобальной конкуренции и побеждать, прежде всего, надо учиться. Обучение и построение инновационных путей на пересечении отраслей дадут основания для победы в глобальной конкуренции.

Сегодня границы размываются, экономика становится глобальной, и украинскому бизнесу это надо осознать. Участники мирового рынка должны следить за его новинками, тенденциями, играть на них и выигрывать конкуренцию.

Хотя в Украине все еще высокий уровень общего образования, но он немного перекошен. В Украине развалена система профессионально-технического образования, а взамен не создано ничего нового. Чтобы исправить ситуацию, по словам Владимира Коруда, Львовская ТПП постоянно проводит краткосрочные тренинги для малого и среднего бизнеса. В некоторых сферах, в частности таких, как сфера государственных закупок, они обязательны. Сложность в том, что качественное обучение стоит дорого. Поэтому украинский бизнес очень часто работает за рубежом, так сказать, вслепую. И, соответственно, теряет рынки.

В сфере профессионального обучения для Украины самым полезным может стать опыт Германии. Немецкая система профессионального обучения очень специфичная, но эффективная. Согласно законодательству, ответственность за подготовку и повышение квалификации кадров в Германии возложена на ТПП. Но есть разница между украинской и немецкой ТПП. Если, например, Львовская торгово-промышленная палата насчитывает менее 400 членов, то аналогичная структура в Германии - несколько десятков тысяч. Соответственно, ее возможности значительно больше.

В одном из интервью зарубежный специалист отметил, что в Украине очень хорошие программисты, но на 90% они сами этому научились. Поэтому зарубежные компании, как, например, Softserve, имеют в Украине свои учебные центры, где обучают как своих, так и чужих работников. А большинство украинского бизнеса только молча наблюдает за проникновением западных фирм на собственный рынок и мало что делает, чтобы перенимать чужой опыт.

Василий Худицкий

16.04.2013 г.


Источник: Зеркало недели
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}