Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Газета.ru
28.10.2014 :: 10:26
Четверо на энергомосту

Четыре компании - «Глобалэлектросервис» Зиявудина Магомедова, «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, «Технопромэкспорт» госкорпорации «Ростех» и «Гидроэлектромонтаж» - подали заявки на строительство подводного кабеля через Керченский пролив за 13,8 млрд. руб. «Газета.Ru» разбиралась, почему среди заявок нет иностранных компаний и как подводный кабель поможет Крыму.

3 октября ФСК ЕЭС объявила открытый конкурс на строительство подводного энергокабеля в Крым, оценив проект в 13,838 млрд. руб. Последний срок для подачи заявок наступил 24 октября. 27 октября на сайте госзакупок были опубликованы предложения конкурсантов. Всего от указанных выше компаний поступило шесть заявок.

«Глобалэлектросервис» предложил построить энергомост за 13,25 млрд. руб. «Стройтрансгаз» (две заявки) - за 13,826 млрд. руб. и 13,838 млрд. руб. «Технопромэкспорт» (две заявки) - за 13,816 млрд. руб. и 13,836 млрд. руб. «Гидроэлектромонтаж» оценил стоимость работ в 13,836 млрд. руб. Все компании предложили завершить работы в октябре 2016 года.

«Компании предложили практически одинаковую стоимость оказания услуг».

«Так как, судя по всему, в проекте уже заложена стоимость по минимуму, опускать ее еще ниже не имело смысла. Заработать на этом контракте вряд ли удастся - не уйти бы в минус. Поэтому возможно, что в итоге будет строить государственная компания», - отметил аналитик Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев.

Без иностранцев

По словам Пигарева, иностранные компании, имеющие активы в России, вроде E.On и Fortum, могут строить мощности дешевле и быстрее российских компаний, но от участия в проектах они отказались из-за риска попасть под санкции.

«Ждать энергетической независимости Крыма придется долго, и стоить она будет очень приличных денег», - считает Пигарев.

Строительство подводного кабеля будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию Крыма, где по статье «Развитие электроэнергетического комплекса» предусмотрено выделение 50,7 млрд. руб., из них 50 млрд. руб. - из федерального бюджета. По этой программе на проведение кабельного перехода через Керченский пролив зарезервировано до 13,5 млрд. руб. Согласно описанию проекта, длина проектируемого кабельного перехода составит примерно 15,1 км от Таманского полуострова по акватории пролива, береговой части и до переходного пункта в Крыму. Протяженность береговых кабельных сооружений на каждом берегу составит около 300 м.

Строительство первого этапа энергомоста с российской территории в Республику Крым планируется осуществить в 2016 году. На этот же год предусмотрено пиковое финансирование проекта - 9,5 млрд. руб. В 2015 году выделят 2,3 млрд. руб., а в 2017 году дойдут финальные 1,6 млрд. руб.

«Очевидно, что цена присоединения Крыма будет расти и дальше, а достижение окупаемости инвестиций на приемлемом уровне для компаний, участвующих в инфраструктурных проектах полуострова, возможно только при привлечении дешевых ресурсов от государства. Даже при условии отмены санкций западные банки не захотят финансировать подобные проекты», - отмечает Пигарев.

Почему подводный кабель?

«Для обеспечения энергетической независимости Крыма были рассмотрены различные варианты, в том числе создание связи между энергосистемами Крыма и ОЭС Юга, а также за счет увеличения местной генерации без получения дополнительной мощности по внешним электрическим сетям. Однако для покрытия прогнозируемой нагрузки Крымского полуострова только за счет местной генерации потребуется сооружение большого количества генерирующих мощностей. Поэтому вариант создания электрической связи между территориями наряду с развитием собственной генерации Крыма оказался приоритетным», - пояснили «Газете.Ru» в Минэнерго.

«Строительство собственных мощностей в Крыму может затянуться на два-три года. Провести кабель можно быстрее. В соответствии с постановлением правительства стоимость строительства новой газовой генерации более 250 МВт определяется из расчета 28,8 млн. руб. на возведение 1 МВт и 34,4 млн. руб. на 1 МВт, если мощность блока меньше. Таким образом, строительство трех ПГУ в Крыму исходя из типовых расценок российских ДПМ (договора на поставку мощности) по 250 МВт могло бы обойтись примерно в 21,6 млрд. руб. без коэффициентов на сейсмичность», - рассказал аналитик Deutsche Bank Дмитрий Булгаков.

Как пояснили «Газете.Ru» в «РАО Энергетические системы Востока» (занимается проектом подводного кабеля из России в Японию), сооружение подводного электрокабеля - это всегда вынужденная мера, когда нет возможности проложить линии электропередачи по суше. При этом, как правило, такая прокладка ЛЭП обходится на 30-50% дороже, чем сооружение воздушной ЛЭП.

В то же время в Минэнерго подчеркивают, что строительство подводного кабеля в случае с Крымом экономически более обосновано. «Воздушный переход через Керченский пролив имел бы ряд недостатков. Во-первых, более длительные сроки строительства, связанные с большим объемом строительных работ по устройству буронабивных свай и отсыпке островов в акватории Керченского пролива. Во-вторых, стоимость строительства воздушного перехода на 30% выше стоимости строительства подводного кабеля. Наконец, это обернулось бы большими затратами на эксплуатацию воздушной линии и снижением надежности линии электропередачи в связи со сложной штормовой обстановкой Керченского пролива».

«Логично, что решили строить подводный энергокабель, а не проводить линии по воздуху. Для этого пришлось бы ставить огромные опоры, что создало бы препятствия для судоходства в Керченском проливе. Кроме того, натянуть провод на такое расстояние просто невозможно, не бывает таких пролетов, тогда как подводный кабель не чинит проблем для судоходства, а технологии ремонта в случае аварии уже давно отработаны», - сказал «Газете.Ru» директор «СО ЕЭС» Кубанской РДУ Сергей Антипов.

Строительство подводных электрокабелей является распространенной мировой практикой, при этом их длина может составлять сотни километров. Тем не менее в России их немного. Первый подводный электрокабель Волховская ГЭС - Ленинград в нашей стране был построен в 1942 году для снабжения электроэнергией блокированного города. У ФСК ЕЭС имеется опыт реализации трех подводных энергомостов: в 2009 году - на острова Валаамского архипелага (почти 25 км по дну Ладожского озера), в 2012 году - через пролив Босфор Восточный (2,2 км, 2 цепи), в 2013 году - по дну Финского залива (4,8 км, 1 цепь).

Как поможет подводный кабель Крыму?

Согласно проектировкам, кабель должен обеспечить переток мощности из ОЭС Юга в Крым до 845 МВт.

«С учетом максимально допустимых перетоков мощности по линиям электропередачи покрытие потребностей полуострова может составить от 40 до 60% от его общего потребления», - надеются в Минэнерго. В Министерстве топлива и энергетики Республики Крым на кабель полагаются чуть меньше - согласно их стратегии деятельности до 2017 года, кабель обеспечит до 30% потребностей полуострова.

«В российской энергосистеме сейчас профицит мощностей. На 2015 год он прогнозируется в объеме 15 ГВт, так как строится много генерирующих мощностей, а спрос падает.

В европейской части России сейчас также наблюдается профицит. Сейчас там порядка 50% генерации обеспечивается за счет газа, следом идут атомная, гидро- и угольная энергетика», - рассказал Булгаков.

В то же время в Кубанской энергосистеме сейчас наблюдается дефицит электроэнергии. «Только 30% покрывается за счет собственной генерации», - отмечает директор Кубанской РДУ Сергей Антипов.

Под обеспечение дополнительной генерации в ОЭС Юга, а также распределение поступающей электроэнергии в крымской ФЦП заложены дополнительные средства. Так, планируется потратить 13,9 млрд. руб. на строительство электросетевых объектов в Крыму (провести и заменить несколько высоковольтных линий, а также возвести подстанцию Кафа в 220 кВ с возможностью расширения до 330 кВ). Кроме того, за 23,2 млрд. руб. на территории объединенной энергетической системы Юга построят несколько сетевых объектов для переброски электроэнергии в Крым.

«Потребуется реализация следующих мероприятий по развитию Юго-Западного района энергосистемы Краснодарского края и Республики Адыгея: строительство подстанции на Таманском полуострове, проведение двух высоковольтных линий, а также строительство ТЭС мощностью около 600 МВт в Юго-Западном районе энергосистемы Краснодарского края и Республики Адыгея», - рассказали в Минэнерго. В министерстве отметили, что намеченный в 2015 году ввод третьего блока Ростовской АЭС мощностью 1100 МВт также поможет обеспечить передачу мощности в Крым в запланированном объеме.

«Построенная на юге генерация в любом случае будет востребованной. Если к моменту окончания строительства кабеля переток из Украины будет нулевым, то большая часть генерации будет идти в Крым. А если переток со стороны Украины к тому времени все-таки будет осуществляться, то часть перетока пойдет на уменьшение дефицита Кубанской энергосистемы. Так что проект в целом универсальный», - считает Антипов.

Юлия Калачихина

28.10.2014 г.


Источник: Газета.ru
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}