Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
20.05.2013 :: 10:55
Чемодан. Вокзал. Кремль

В разгар третьего президентского срока Владимира Путина частные российские нефтяные компании не выдержали таможеннотарифных фокусов Кремля, имеющих целью принуждение Украины к вступлению во всякого рода «единые» пространства. Последней каплей стала нулевая ставка пошлин на импорт нефти, что сделало абсолютно бессмысленными любые инвестиции корпораций РФ, Казахстана и Беларуси в нефтеперерабатывающую промышленность Украины.

Первыми вероятность такого варианта развития событий еще восемь лет назад, в 2005 году, вычислили российские владельцы компании «Синтез Ойл», распоряжавшейся
Одесской нефтегаванью. Тогдашние собственники компании, британоподданные Александр Жуков, Михаил Гарбер и депутат Госдумы Александр Лебедев, решили избавиться от этого актива. Его промежуточным собственником стал израильтянин Михаил Некричь, распорядитель российского нефтяного терминала в Туапсе. Но после отнюдь неожесточенных судебных споров контроль над нефтегаванью Одессы перешел от россиян из британской и израильской диаспор в орбиту влияния совладельца ПриватБанка Игоря Коломойского. И именно с тех пор специалисты стали рассуждать о сокращении поставок российской нефти в Украину и транзита через ее территорию.

Следующий шаг сделал Казахстан, который в те годы слыл еще большим лоббистом создания Единого таможенного пространства, чем РФ. Еще до обнуления нефтяных пошлин главная государственная компания этой страны «КазМунайГаз» просчитала возможность грядущей нефтяной изоляции Украины и решила отказаться от своих украинских планов - Херсонского НПЗ, который тогда управлялся российской нефтекомпанией «Группа Альянс», и Феодосийской нефтегавани, через которую Казахстан отправлял свою нефть на экспорт и мечтал получить ее в свое управление. В 2007-2008 годах обнуление нефтяных пошлин в ЕврАзЭС уже стало вполне очевидной перспективой, после чего главным зарубежным инвестпроектом казахстанской корпорации стала ее дочерняя нефтекомпания Rompetrol и обслуживающий ее терминал в грузинском Батуми. В таких условиях российская «Группа Альянс» предпочла выкупить Херсонский НПЗ и затем перепродать его основателю украинской сети АЗС WOG Игорю Еремееву. А сбытовая сеть перешла от россиян к британской корпорации Shell.

Самые нерасторопные российские беглецы с украинского рынка нефтепереработки определились лишь в 2011-2012 годах, уже буквально под занавес создания российского Единого таможенного и энергетического пространства. Ими стали ТНКВР, ранее владевшая Лисичанским НПЗ, и «Лукойл», ранее владевший Одесским НПЗ. Формальные мотивы ухода этих компаний были проще - они отказывались полностью модернизировать принадлежащие им НПЗ без преференций в виде льгот на импорт оборудования. Заводы простаивали, владельцы использовали их как площадки для расширения сетей АЗС, а затем просто ушли из украинской нефтепереработки, даже не вспомнив об инвестиционных обязательствах. Они вложили в них в целом не более $170 миллионов, потратив за то же время миллиарды долларов на модернизацию ряда таких же предприятий, работающих в соседних с Украиной областях РФ, в Румынии и Италии. Сегодня, когда уход российских инвестиций из нефтяного сектора Украины стал свершившимся фактом, перед российскими нефтяными компаниями нарисовалась незавидная перспектива - Кремль, до тех пор пока Россией правит Владимир Путин, будет и дальше следовать «советской» стратегии подчинения соседних стран посредством ценовых или тарифных ограничений, налагаемых на поставки газа и нефти. А это грозит отбором соседних рынков конкурентами российских компаний.

Правда, кремлевские стратеги имеют более или менее реальный план победы в такой конкурентной борьбе. В последнее время прослеживается явное намерение сконцентрировать в направлении внешней экспансии силы тройки ведущих российских нефтяных компаний с госкапиталом - «Газпромнефти», «Роснефти» и «Татнефти». И подобный расчет пока не выглядит мифическим. Последняя компания все еще не прекращает попыток вернуть утраченный в 2009 году Кременчугский НПЗ. Или хотя бы его часть. В свою очередь, «Роснефть», новый собственник Лисичанского НПЗ, не спешит заявлять о продаже этого давно не работающего предприятия. «Газпромнефть» на украинском рынке пока не присутствует, однако все может измениться. Возможно, тогда «великая тройка» российских нефтяных гигантов возьмет реванш. И покажет сбежавшим из Украины инвесторам, как можно принуждать ее к миру во имя нефтяных и прочих евразийских ценностей.

Андрей Старостин

20.05.2013 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}