Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Экономические известия
27.09.2012 :: 10:34
Чего ждет Москва от Украины за доступ к туркменскому газу

Без присоединения к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана Украина не сможет использовать возможности по доступу к российской газотранспортной системе для транзита азиатского топлива, которые будут согласованы в рамках соглашения о зоне свободной торговли СНГ.

Правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества со странами СНГ Валерий Мунтиян сообщил о создании в ближайшее время Москвой и Киевом рабочих групп для переговоров о предоставлении Украине доступа к российской газотранспортной системе. Подписанное и ратифицированное Украиной соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ (ЗСТ СНГ) вступило в силу на прошлой неделе, 20 сентября. Это открыло возможности для начала переговоров по ГТС, которые, по словам Валерия Мунтияна, будут проведены в течение шести месяцев. «Чтобы Украина имела доступ к азиатскому газу и могла его транспортировать»,- отметил чиновник.

Но его российский коллега из правительства Дмитрия Медведева - замминистра экономического развития РФ Андрей Клепач - своим заявлением по поводу перспектив транзита азиатского газа на украинский рынок через российскую ГТС опроверг взаимосвязь такой возможности с присоединением Украины к ЗСТ СНГ.

Участия Киева в интеграционных планах Москвы для расширения перспектив по диверсификации поставок энергоресурсов недостаточно. Украина также должна присоединиться к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана (ТС). «Если говорить о соглашении по транзиту, то эти переговоры велись раньше и будут вестись дальше… Внутри Таможенного союза уже принят целый ряд решений по транзитным ставкам… Фактически будут единые правила и единая тарифная политика по перевозкам. Отсюда и движение товаров будет значительно свободнее»,- отметил Андрей Клепач. Он также акцентировал, что «эти действия будут реализовываться в рамках Таможенного союза».

Однако украинские власти настойчиво отказываются углублять интеграцию с Россией путем присоединения к ТС и заявляют о приоритетах развития сотрудничества с Евросоюзом. А обосновывая свою поддержку присоединения Украины к ЗСТ СНГ, они называли ключевым моментом как раз перспективу доступа к транзиту азиатского газа (прежде всего туркменского) по российской ГТС. Но именно членство в ТС, как отметил недавно зампредседателя правительства России Аркадий Дворкович, может поспособствовать решению газовых проблем Украины, а не присоединение к ЗСТ СНГ.

В Исполнительном комитете СНГ придерживаются более мягкой позиции. Директор экономического департамента данной структуры Андрей Кушниренко ссылается на текст соглашения о ЗСТ СНГ, в котором есть соответствующий пункт. «В нем сказано, что стороны не должны чинить никаких препятствий друг другу в отношении транзита товаров. При этом сделана оговорка, что под действие этой статьи не подпадает транзит трубопроводным транспортом. Но есть и следующая ремарка, что стороны в течение трех месяцев после вступления соглашения в силу приступят к переговорам о свободе транзита трубопроводным транспортом»,- пояснил Андрей Кушниренко.

Он считает, что переговоры в этой сфере не могут быть простыми и легкими, ведь речь идет о десятках миллиардов долларов. «Если страны-транзитеры, в данном случае Россия, не хотели бы договариваться на этот счет, они бы такое обязательство в договор не вписывали. Переговоры могут продлиться года три. Они, как любой компромисс, могут и не дать ответы на все вопросы, но какой-то прогресс будет обязательно достигнут. Ситуация на мировом энергетическом рынке не стоит на месте, поэтому с соседями надо договариваться»,- сказал чиновник. По его мнению, чтобы получить доступ к российской ГТС, Украина должна в ответ предложить что-то взаимовыгодное. А что именно - это вопрос переговоров.

Эксперты не исключают, что объектом такого предложения могут быть активы НАК «Нефтегаз Украины», в том числе газотранспортные, которые в перспективе станут доступны для приватизации.

Ожидается, что первая встреча рабочей группы для решения вопроса о доступе к трубопроводному транспорту на территории ЗСТ СНГ состоится в середине декабря.

В Туркменистане, который является ключевым игроком на азиатском нефтегазовом рынке, поддерживают идею о расширении возможностей для поставок своих энергоресурсов на внешние рынки. В начале сентября на заседании Экономического совета СНГ президент этой страны Гурбангулы Бердымухаммедов заявил о готовности развивать энергетическое сотрудничество на постсоветском пространстве и высказался за «установление тесных прямых контактов в топливно-энергетической и торгово-экономической сферах». Ашхабад, со своей стороны, готов рассмотреть предложения от потенциальных партнеров, заинтересованных в совместных проектах по разработке и добыче углеводородного сырья, строительству сопутствующей промышленной инфраструктуры, в том числе развитой сети трубопроводов.

________________________________________

В начале 2000-х гг. российский «Газпром» обеспечивал транзит туркменского газа с российской территории в Украину. Позднее Киев лишился прямых поставок туркменского газа и начал покупать весь необходимый газ у «Газпрома» через компанию RosUkrEnergo, соучредителем которой с украинской стороны выступали бизнесмены Дмитрий Фирташ (45%) и Иван Фурсин (5%). Сейчас основным покупателем туркменского газа является «Газпром», который затем перепродает его на европейские рынки. Прямого выхода на покупателей в Евросоюзе и странах СНГ у Ашхабада сейчас нет из-за отсутствия необходимой транспортной инфраструктуры.

Запасы Туркменистана на шельфе Каспия оцениваются западными экспертами в 11 млрд. т нефти и 5,5 трлн. куб. м газа.

Схема ГТС России

gazofrussia1.png

Светлана Долинчук

26 сентября 2012 г.


Источник: Экономические известия
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}