Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes Украина
04.04.2014 :: 11:08
Борьба за небо и порты Крыма: как это происходит

Самопровозглашенные власти Крыма объявили о «национализации» украинской госсобственности на территории полуострова. Сроки и вероятность возврата этих объектов под контроль Киева неочевидны. Но украинская власть уже позаботилась, чтобы захватчики не смогли полноценно воспользоваться транспортными предприятиями Крыма.

Одной из главных транспортных потерь для Украины являются морские торговые порты - Севастопольский, Ялтинский, Евпаторийский, Феодосийский и Керченский. Кроме того, захвачены Симферопольский международный аэропорт и аэродром в Бельбеке (Севастополь), а также Крымская
дирекция Приднепровской железной дороги.

С одной стороны, потери не критичны - крымские порты обеспечивали перевалку небольшой части общего грузопотока Украины. Их суммарный грузооборот за 2013 год составил 13,8 млн. тонн, то есть 9,1% от общего грузооборота всех украинских портов (151,6 млн. тонн). К тому же многие из них были убыточными. И убыток этот покрывался за счет государственного бюджета. Так, за 1-е полугодие 2013 года в числе убыточных оказались Керченский МТП, Севастопольский МТП и Феодосийский МТП, правда, Администрация морских портов не склонна публиковать точные суммы убытков.

С другой стороны, хотя оценка остаточной стоимости имущества никогда не проводилась, попытаться представить порядок сумм, о которых идет речь, все же можно. Морские порты, железная дорога и аэропорты в Украине не акционированы. Ближайший аналог - АО «Новороссийский морской торговый порт», чей оборот в 2013 году составил 112,6 млн. тонн - в 10 раз больше, чем все пять крымский портов. Его капитализация (на 02.04.2014) составила 43,76 млрд. рублей ($1,2 млрд.).

«Мирный захват» Россией объектов украинской инфраструктуры породил множество вопросов, ответов на которые мировая юридическая практика попросту не знает.

Дело в том, что само понятие войны и оккупации старо и хорошо описано. Основы правового статуса оккупированных территорий были заложены более века назад. Они регулируются нормами IV Гаагской Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны от 5 октября 1907 года (статьи LIII - LVI).

Кроме того, существует Конвенция о защите гражданского населения во время войны, принятая 12 августа 1949 года, в частности, ст. 53: «Всякое уничтожение оккупирующей державой движимого или недвижимого имущества, являющегося индивидуальной или коллективной собственностью частных лиц или государства, общин либо общественных или кооперативных организаций, которое не является абсолютно необходимым для военных операций, воспрещается».

Но Россия не объявляла Украине войны (и наоборот), страны не признают себя воюющими сторонами, а Украина не подписывала договор о капитуляции. Москва заявляет, что оккупационных войск в Крыму нет, и никогда не было. Украина, в свою очередь, закон «Об оккупированной территории» пока окончательно не приняла.

Тем не менее, 26 марта самопровозглашенным госсоветом Крыма было создано госпредприятие «Крымские морские порты», куда передано все имущество и оборудование крымских портов.

Однако свою собственную кадровую политику лидеру сепаратистов Сергею Аксенову проводить не доверили. И 28 марта приказом Федерального агентства морского и речного транспорта России в Крыму назначены капитаны морских портов. Согласно этому документу, капитанию морского порта Керчи возглавил Александр Бессонов, порта Феодосии - Александр Борыгин, порта Ялты - Валерий Надеждин, порта Евпатории - Сергей Левченко, порта Севастополя - Александр Стрижак.

Получается, что управленческие функции с захваченным имуществом выполняет именно правительство Российской Федерации, а не непризнанное «правительства Крыма».

Вернуть свою собственность силой Украина пока неспособна. Оспорить ее принадлежность в международных судах теоретически возможно, но процесс может затянуться на длительный период. Однако Украине вполне по силам добиться того, чтобы украденные объекты не приносили оккупантам ни копейки прибыли.

В пользу Украины работает то обстоятельство, что большая часть международных организаций, регулирующих авиационный и морской транспорт, подчинена Организации Объединенных Наций.

Как известно, Генеральная ассамблея ООН 27 марта отказалась признавать вхождение Крыма в состав России. И хотя решения ГА не являются обязательными к исполнению, именно они, скорее всего, станут основой для выработки позиции всех многочисленных учреждений, агентств и организаций, входящих в структуру ООН.

После месяца дипломатических протестов и нот украинская власть начала использовать свои управленческие полномочия. В Министерстве инфраструктуры 31 марта прошло межведомственное совещание по поводу ситуации в АР Крым и городе Севастополе.

«По результатам совещания принято решение обратиться в Минюст, МИД, СНБО и правительство в связи с отсутствием возможности обеспечить безопасность мореплавания из-за политической ситуации на крымском полуострове», - сообщила Forbes пресс-служба министерства.

Соответственно, правительством Украины будет приниматься ряд решений, в частности - информирование Международной морской организации о временном прекращении работы портов, расположенных на территории АРК и Севастополя. После этого заход любого иностранного судна в крымские порты становится крайне рискованным: ни одна серьезная судоходная компания не захочет вступать в конфликт с ММО. Что же касается российского судоходства, то паромы это решение, скорее всего, проигнорируют.

Решатся ли большие российские компании заходить в порты Крыма - тоже вопрос. Украина сможет объявить эти суда нарушителями и контрабандистами. Дело в том, что фактически Украина не осуществляет таможенного досмотра судов, которые заходят в/из портов Крыма. Перемещение грузов через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля является контрабандой. Таким образом Украина сможет информировать международные организации, компанию-судовладельца и правительства соответствующих государств о судах, которые, фактически, занимаются контрабандой.

Активность украинских властей уже дала некоторые результаты. Первыми отреагировали круизные компании. Это объяснимо: их деятельность крайне зарегулирована, а репутационные издержки принципиальны. Попросту говоря, ни одна страховая компания не допустит визита немецкого пенсионера на территорию с танками и БТРами на улицах городов, по которым бродят автоматчики в масках.

Мировой круизный лидер Costa Cruises уже вычеркнул Крым из своих маршрутов. Лайнер компании Costa Deliziosa не будет заходить в Ялту. Популярные круизные лайнеры Azamara, Oceania Cruises, Regent Seven Seas Cruises, Windstar Cruises и MSC Cruises также заменили Ялту и Севастополь на порты Турции, Румынии, Грузии и Болгарии.

Позаботилось украинское руководство и о безопасности воздушных путей. На сегодняшний день воздушное пространство выше 1000 м контролирует «Украэрорух». Министерство инфраструктуры (письмом от 14.03.2014) и Государственная авиационная служба (письмом от 17.03.2014) через Министерство иностранных дел и Посольство Украины в Канаде сообщили в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) и Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), штаб-квартиры которых находятся в Монреале (Канада), о ситуации в Автономной Республике Крым. В частности, о невозможности обеспечения Украиной надлежащего уровня безопасности полетов в регионе.

Кроме того, посольство Украины в Канаде направило в указанные международные организации ноты о выполнении Украиной всех обязательств, вытекающих из ее членства в ICAO, о статусе Автономной Республики Крым, об обеспечении надлежащего уровня безопасности международных полетов в рамках украинского района полетной информации, сообщили Forbes в пресс-службе Мининфраструктуры.

Также послом Украины в Канаде Вадимом Пристайко была проведена соответствующая беседа с генеральным секретарем ICAO Раймоном Бенжаменом.

Украина сообщила о нарушении некоторыми авиакомпаниями ряда положений Конвенции о гражданской авиации. И сейчас затронутые вопросы рассматриваются на высшем уровне в указанных международных организациях.

Следует заметить, что Россия также проявила активность в борьбе за небо Крыма. Обещаний обеспечить Крым туристами и дешевыми авиарейсами было дано множество. Правда, конкретных авиакомпаний, которые рискнули бы бросить вызов ICAO, нашлось немного. Это скандальная Red Wings (Ту-204 компании 29 декабря 2012 года разбился в аэропорту «Внуково», Москва) и «Грозный-авиа» (Чеченская республика).

Тем не менее, специалисты Росавиации, Министерства иностранных дел и правительства РФ пытались инициировать переговоры с Международной организацией гражданской авиации о перераспределении контроля над воздушным пространством Крыма и Черного моря. Переговоры, очевидно, прошли неудачно, так как несомненным успехом украинской власти по обеспечению законности в воздушном пространстве Крыма стало однозначное решение Европейской организации по безопасности аэронавигации.

Евроконтроль координирует и планирует управление воздушным движением по всей Европе. Его деятельность включает в себя стратегическое и тактическое управление потоками, подготовку диспетчеров, региональный контроль воздушного пространства, а также сбор аэронавигационных налогов. В рамках своих полномочий Евроконтроль запретил полеты в Крым, в частности, в Симферополь и Севастополь.

Формулировки запрета жесткие: «Евроконтроль, строго следуя Конвенции ICAO о международной гражданской авиации, не будет признавать любые односторонние декларации аэронавигационного обслуживания над какой-либо частью украинского воздушного пространства, изданных не украинской властью. По данным Евроконтроля, полеты в Симферополь и Севастополь запрещены до дальнейших уведомлений».

Кроме того, Евроконтроль посоветовал при выборе маршрутов, кроме закрытых, согласовать их с украинскими, румынскими, болгарскими и турецкими диспетчерскими центрами во избежание нарушений в воздушном движении.

Позаботилось министерство и о том, чтобы грузовой автомобильный транспорт как можно меньше нарушал покой крымчан. С 28 марта пункты выдачи разрешений «Евпатория» и «Севастополь» временно прекратили свою работу из-за «общественно-политической ситуации на Крымском полуострове». Причем Государственная инспекция Украины по безопасности на наземном транспорте уже попросила международных автомобильных перевозчиков учесть указанную информацию.

Таким образом Крым постепенно становится классической «серой зоной» - пространством конфликта, свободным от иностранного воздушного и морского транспорта.

Максим Гардус

04.04.2014 г.


Источник: Forbes Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}