Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
РИА Новости
05.03.2008 :: 11:30
Большие проблемы большого флота

В 2006 году в России была принята государственная программа вооружения, предусматривающая выделение в 2007-15 годах на переоснащение вооруженных сил новой техникой почти пяти триллионов рублей. В 2007 году руководство ВМФ России объявило о новой программе строительства большого флота, предусматривающей практически полное обновление ВМФ и пополнение его новыми кораблями океанской зоны, включая шесть авианосцев. При всей похвальности намерений, эта программа рискует остаться бумажным прожектом, в случае если не будут решены многие проблемы организационного характера, и в частности -
чрезвычайно долгие сроки строительства боевых кораблей.

Корабли в России строят (и строили) долго. Один из самых известных кораблей русского флота, крейсер «Аврора», заложенный 23 мая 1897 года, был спущен на воду только 11 мая 1900, а ввод «Авроры» в строй состоялся в июле 1903 года. Для сравнения - не менее известный «Варяг», близкий «Авроре» по размерам и значительно превосходящий ее по ТТХ, был заложен на верфи Крампа в Филадельфии (США) 10 мая 1899 года, спущен на воду через пять месяцев, а весной 1901 года вошел в строй. Еще более сильный крейсер - «Богатырь», также близкий к «Авроре» по размерам, был заложен на верфи «Вулкан» в Штеттине (нынешний Щецин) в декабре 1899 года, спущен на воду в январе 1901 и уже в августе 1902 года был в строю.

Причин такого отставания по срокам было много, но главная из них - недостаточная развитость отечественной промышленности. Нехватка инженеров и квалифицированных рабочих, примитивное оборудование, задержки смежников, недофинансирование - все это приводило к безбожному затягиванию строительства. В итоге, нехватку кораблей в составе Императорского флота на рубеже XIX-XX веков приходилось восполнять за счет активных заказов за рубежом - как самих кораблей, так и комплектующих для тех боевых единиц, что строились в России. Прежде всего это относилось к броневой стали, которую поставляли в Россию американские и французские фирмы, паровым машинам и котлам - английского, немецкого, реже - французского производства, оптике - немецкой и английской и радиотехнике - французской и немецкой.

Решать проблему всерьез начали уже после революции, в 20-30-х годах. Сроки строительства удалось значительно сократить, однако многие ключевые комплектующие, прежде всего - радиоэлектронное оборудование и оптика по-прежнему поставлялись из-за рубежа.

Значительный прогресс был достигнут во время Второй мировой войны и после нее - доступ к новейшему оборудованию, полученному по ленд-лизу из США и Великобритании, и в виде трофеев из Германии, позволил в короткие сроки наладить в СССР производство современной радиоэлектроники, и к началу 50-х годов достичь независимости в строительстве кораблей основных классов. Крейсера проектов 68К и 68бис, эсминцы проектов 30К и 30бис - многочисленные и довольно сложные по конструкции и оборудованию корабли строились достаточно быстро и качественно.

После смерти Сталина, и практически полного прекращения строительства крупных надводных кораблей в середине-конце 50-х годов, ряд технологий был утрачен, и в итоге, когда в конце 60-х годов в СССР возобновилось строительство крупного надводного флота, долгострой вновь стал обычным явлением. Крейсера проекта 1164 строились по 6-8 лет, эсминцы проекта 956 - 4-6 лет, тяжелые авианесущие крейсера - от 6 лет («Киев»), до 9 («Баку»). Из боевых единиц 1-2 ранга быстрее всего строились подводные лодки - некоторые АПЛ проекта 671, известные на Западе как V - Victor, прошли путь от закладки до сдачи флоту меньше чем за год.

После распада СССР ситуация усугубилась - крупные надводные корабли перестали строить вообще, закончив несколько единиц заложенных в советское время, а сроки строительства подлодок растянулись до неприличия - заложенный в 1995 году «Юрий Долгорукий» спустили со стапеля лишь в 2007 году, с перспективой ввода в строй в 2008-9 годах.

Очень долго стали строить и малые корабли, некогда пекшиеся в темпе блинов на хорошей кухне. Если не знать, что корабль проекта 20380 - это корвет в пару тысяч тонн водоизмещением и 105 метров длины, то по темпам ввода в строй первой серии - пять единиц в ближайшие пять лет, при 4-6 летнем сроке строительства каждого корабля, человек, привыкший к прежним темпам, может подумать, что это как минимум ракетный эсминец или БПК на 6-8 тысяч тонн и полторы сотни метров. Запредельные сроки строительства объясняются разными причинами - кадровый кризис промышленности, износ станочного парка, недоработки смежников, изменения в проект, вносимые в ходе строительства, неоправданное завышение цен верфью, но от того не становится легче - промышленно развитая страна не должна, не имеет права тратить столько времени на строительство корабля третьего ранга, пусть новейшего и головного в серии!

И без того неприятные ощущения, вызванные запредельным растягиванием сроков строительства кораблей, еще больше усугубляются при взгляде на темпы пополнения флотов основных политических соперников России. Скажем, Великобритания, флот которой в 70-х - начале 90-х годов по тоннажу не шел ни в какое сравнение с ВМФ СССР, планирует за три года - с 2009 по 2012 - ввести в состав флота шесть эсминцев, значительно больших чем корветы проекта 20380 по размеру, водоизмещению и объему установленного оборудования.

Сравнивать наши темпы с американскими еще грустнее. США с 2000 по 2007 год ввели в строй 23 эсминца типа «Оскар Остин» (модернизированный проект «Орли Берк») и намерены до 2011 года пополнить флот еще 11 (одиннадцатью) кораблями этого типа. И это в дополнение к 28 оригинальным «Беркам», введенным в строй с 1991 по 1999 год и 22 «Тикондерогам», вошедшим в состав флота в 1986-1994 годах.

Понятно, что нам не нужно столько ракетных кораблей первого ранга. Военно-морской флот России вполне устроили бы 20-25 ракетных эсминцев и крейсеров, которые позволили бы заменить построенные в 70-90-х годах 1134Б, 1155, 956, 1144 и 1164. Не нужно нам и 11-12 авианосцев под сто тысяч тонн каждый, вполне хватит 5-6 кораблей вдвое меньшего размера.

Вот только вопрос: сколько времени займет их строительство, если заложенный в 2001 году корвет «Стерегущий» передан флоту только этой зимой?

Илья Крамник, военный обозреватель

04.03.2008 г.


Источник: РИА Новости
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}