19.05.2014 :: 10:27
Битва за украинский атом: смогут ли американцы «подвинуть» РФ с ядерного рынка
В ближайшее время украинский ядерный комплекс станет менее зависимым от России. Как сообщило 13 мая издание «Украинская правда», Государственная инспекция по ядерному регулированию согласовала использование доработанного ядерного топлива производства американской компании Westinghouse (WEC) на 3-м энергоблоке Южно-Украинской атомной электростанции (АЭС). При этом предполагается, что до 2020 года американцы будут обеспечивать топливом все три реактора данной станции. Насколько экономически выгоден данный контракт нашему государству и изменит ли он соотношение сил на мировом рынке ядерного топлива?
Украинская ядерная энергетика - один из крупнейших рынков для поставок топлива в Европе. Здесь насчитывается 15 реакторов типа ВВЭР общей установленной мощностью в 13,835 ГВт. При этом ежегодная потребность в новых тепловыделяющих сборках оценивается в 620 единиц суммарной стоимостью около $600 млн. Однако специфика конструкции активной зоны реакторов советской конструкции позволяет использовать только шестигранные топливные сборки, монополию на производство которых долгое время удерживала Россия.
Украина начала использовать ядерное топливо (ЯТ) американского производства, адаптированное для украинских реакторов, в проектно-промышленном режиме с 2003 года. Уже в 2011 году НАЭК «Энергоатом» и Westinghouse подписали контракт на поставки свежего ЯТ для украинских АЭС. Впрочем, это никак не повлияло на давнишнего топливного монополиста для Украины в этой сфере - российское ОАО «ТВЭЛ», входящее в структуру госкорпорации «Росатом», с которым в июне 2010 года также был заключен долгосрочный контракт на поставки СЯТ для украинских атомных станций. Соотношение использования американского и российского топлива было неравномерным, о чем свидетельствуют статистические данные. Госстат указывает, что в 2011 году Украина закупила СЯТ у России на $451,29 млн., у американцев же - на $145,84 млн. В дальнейшие годы эта цифра сокращалась - в позапрошлом на Westinghouse наша страна потратила $44,98 млн. (против $555,36 млн. для ТВЭЛ). А вот в 2013 году «заокеанское» топливо и вовсе не поставлялось в Украину из-за выявленных повреждений ободов дистанцирующих решеток нескольких топливных сборок Westinghouse, эксплуатируемых на Южно-Украинской АЭС в опытно-промышленном режиме. Тогда было принято решение, что российские сборки «ни при чем» и работали в рамках технологических норм. В целом же за 2013-й «Энергоатом» потратил на российское СЯТ почти $600,6 млн.
Однако с приходом нового руководства ситуация изменилась. Westinghouse, столь немилый предыдущим руководителям ядерной отрасли, вновь вернулся на рынок, исправив ошибки предыдущих лет. По данным американцев, контракт обойдется «Энергоатому» около $100-200 млн., что вполне кореллирует с цифрами 2011 года. Согласно ему, «Вестингауз» до 2020 года сможет поставлять топливо для 25% украинских реакторов. Впрочем, четверть - не предел. Как сообщил Delo.UA вице-президент Westinghouse Майкл Кирст, если «Энергоатом» выразит желание, компания готова обеспечить Украину СЯТ на 100%. В самом же НАЭК отмечают - поставка модифицированных топливных сборок будет осуществляться в зависимости от опытной эксплуатации. «В связи с этим предусмотрено гибкий график поставок в пределах их общего объема, предусмотренного условиями контракта, заключенного между ГП «НАЭК «Энергоатом» и компанией «Вестингауз» в 2008 году. Поставка будет осуществляться в течение 2014-2020 годов», - уточнили Delo.UA в пресс-службе госкомпании.
В ответ в российской компании выразили недоумение в связи с возвращением к попытке диверсификации поставок ядерного топлива, хоть и отметили, что уважают решение разнообразить «меню». «Говоря о пролонгации контракта между Westinghouse и НАЭК, нам непонятно, как украинский партнер будет балансировать контрактные обязательства по двум контрактам», - отметили в пресс-службе «Росатома». Впрочем, в компании необходимые к закупке объемы тепловыделяющих сборок не уточнили.
Эксперты отмечают - фактически мощности американской компании в городе Вестерос (Швеция) недозагружены, и WEC могут полностью покрыть ежегодные потребности Украины в СЯТ. В самой же компании о перспективном количестве производимых сборок не говорят. Но вопрос стоимости и экономической целесообразности данного контракта все еще остается открытым. «Вряд ли сам контракт можно назвать экономически оптимальным для Украины», - отмечает медиа-директор «Украинского ядерного форума» (в который входит и НАЭК) Ольга Кошарная. По ее словам, топливные сборки производства американской компании, благодаря технологических новшествам, имеют большую стоимость, нежели их российские аналоги.
Коллеги Кошарной соглашаются: с учетом того, что WEC все же не работает с пост-советскими рынками, производство ТВС, необходимых для украинских АЭС, сравнимы с автомобилями ручной сборки. Однако такое сотрудничество даст возможность выйти «Вестингаузу» и на рынки других стран с ядерными реакторами «шестигранного» образца, если топливо позитивно зарекомендует себя в украинских реалиях, отмечают специалисты. Ранее «Вестингауз» делал попытки сотрудничества с Чехией и Финляндией, куда в данное время поставляется топливо производства «ТВЭЛ». «Успешное сотрудничество с Украиной поможет американцам вновь зарекомендовать себя на рынке как надежного поставщика», - резюмирует Кошарная.
Эксперты сходятся в одном мнении: старое-новое сотрудничество с США - контракт скорее политический, нежели экономический. Но технологический спор между «Росатомом» и WEC может сыграть на руку и украинской атомной энергетике. Один из источников нашего издания на рынке отметил - совместная работа этих компаний на территории нашей страны может стать триггером для технологического совершенствования топлива, а также снижения цены на него игроками. Украина также останется в выигрыше - американские поставки для трех энергоблоков смогут гарантировать безопасность эксплуатации АЭС.
Любомира Ремажевская
19.05.2014 г.
Источник: Дело |