Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
16.07.2013 :: 10:27
Бензиновые еврометания

С 1 июля в стране официально запрещено производство низкокачественного горючего, соответствующего нормам Евро-2 и Евро-3. Таким образом, Украина на шаг приблизилась к цивилизованным странам, давно отказавшимся от этого топлива. Но в их числе мы надолго не задержимся: уже в кратчайшей перспективе у нас вновь будет легализована торговля низкосортным горючим, которая откроет второе дыхание торговцам «бодяги».

Строго говоря, переход на повышенные стандарты качества нефтепродуктов - необходимость, навязанная экологами и автопроизводителями. Первым это нужно потому, что Евро-4 и Евро-5
ограничивают содержание в нефтепродуктах серы, ароматических углеводородов и других вредных веществ. Вторым - потому, что они выпускают технику, которая с каждым годом становится требовательнее к фракционному составу бензина и уровню цетанового числа дизтоплива. Несмотря на это, многие отечественные автомобилисты до последнего времени заправляли технику низкокачественным продуктом, тем самым сокращая срок ее службы. Но на прошлой неделе произошла настоящая революция: 1 июля истек срок действия двух ДСТУ, позволявших производить горючее по стандартам Евро-2 и Евро-3.

Теперь в Украине действует только два стандарта. Первым (ДСТУ 4839:2007) разрешено производство бензина повышенного качества, вторым (ДСТУ 4840:2007) - высококачественного дизеля. Парадокс, но отечественных нефтепереработчиков, которые столько лет лоббировали пролонгацию старых стандартов, это уже не пугает. Во-первых, потому, что в Украине уже более года простаивают пять из шести НПЗ (исключение - Кременчугский завод, работающий на 12% мощности). Во-вторых, участники рынка нефтепереработки наверняка осведомлены о планах правительства вернуть им право производства и продажи низкосортного продукта. На прошлой неделе глава Министерства энергетики Эдуард Ставицкий сообщил о готовности правительства продлить сроки действия старых норм. «По стандартам у нас уже есть программа, и я уверен, что гдето в течение месяца мы решим этот вопрос», - сказал чиновник.

В министерстве пока не разглашают подробную схему возврата к старым правилам игры на рынке. Как сообщил «k:» замглавы Минэнерго Андрей Бондаренко, «продление ДСТУ возможно только после принятия соответствующего решения на заседании экспертноаналитической группы по проработке вопросов функционирования рынка нефти и нефтепродуктов». При этом предполагается, что оборот бензина и дизельного топлива, соответствующих экологическому классу Евро-3, будет пролонгирован до 1 января 2016 года.

Причин возврата к старым нормам в Кабмине никто не объясняет, но можно предположить, что одной из них является желание подержать единственного государственного производителя нефтепродуктов - Шебелинский газоперерабатывающий завод. Его продукция не соответствует требованиям Евро-4 и Евро-5, поэтому с 1 июля производство светлых нефтепродуктов на нем прекращено.

Для того чтобы хоть както перекрыть убытки от вынужденного простоя завода, в «Укргаздобыче», владеющей «Шебелинкой» выставили на аукцион 40 тысяч тонн газового конденсата, который ГПЗ использует в качестве сырья. Но эта попытка оказалась неудачной: аукцион не состоялся изза отсутствия заявок покупателей на участие в торгах.

Восстановление устаревших стандартов будет хорошей новостью не только для сотрудников Шебелинского ГПЗ, а и для целого ряда других госструктур. Среди них можно выделить, например, Министерство инфраструктуры и Министерство обороны, в которых соответственно 1% и 15% подведомственного грузового и пассажирского транспорта удовлетворяют стандартам топлива Евро-4 и Евро-5. Но этот факт лишь подчеркивает близорукость власти, ведь для того, чтобы незаметно перевести страну на потребление качественного горючего, требовалось совсем немного: поэтапное обновление автопарка Мининфраструктуры и Минобороны, сопровождающееся закупкой необходимого им низкокачественного сырья по госзаказу. При этом правительству даже не нужно искать поставщика: источником могла оставаться Россия, которая до недавнего времени продавала нам около 100 тыс. т дизтоплива с высоким содержанием серы (отвечает стандарту Евро-3) по трубопроводу ДП «Прикарпатзападтранс».

В любом случае позитива для госструктур явно недостаточно, чтобы перекрыть минусы, которые влечет за собой возврат старых стандартов. Главным среди них является тот факт, что с возвратом устаревших норм качества Украина повышает конкурентоспособность теневых трейдеров: они используют низкокачественный бензин как один из компонентов в производстве «бодяги», конкурировать с которой официальным импортерам и местным производителям евротоплива невозможно. По оптимистичному сценарию это означает, что численность АЗС, реализующих топливо сомнительного качества, сохранится на нынешнем уровне в 20% розничного рынка. Но в действительности количество «бодяги» будет только расти, ведь с начала 2013 года к числу странсоседей, запретивших оборот нефтепродуктов ниже Евро-3, присоединилась и Россия, тем самым создавая условия для сбыта производимого на ее территории неликвида у нас.

Дмитрий Рясной

16.07.2013 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}