Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Экономические известия
05.04.2013 :: 10:13
«Бег в мешках» для «АэроСвита»

В середине марта в Киеве прошли два круглых стола, посвященных вопросам развития коммерческой авиации в Украине и существующим в отрасли проблемам. Прошли в первый раз за все годы независимости страны, хотя многие проблемы давно уже перешли из разряда «актуальные» в разряд «хронические».

Вероятно, подобные мероприятия не проводились бы и дальше, если бы не мощный катализатор - банкротство авиакомпании «АэроСвит». Произошедшее с одним из флагманов отрасли заставило других украинских авиаперевозчиков задуматься и попытаться извлечь уроки. В том числе из того, к чему могут привести
корпоративные конфликты.

На одном из круглых столов глава Наблюдательного совета «АэроСвита» Григорий Гуртовой сообщил, что 2007 г. стал последним прибыльным для авиакомпании. Впоследствии она ежегодно теряла деньги в разных объемах.

После таких слов возникает резонный вопрос: куда смотрели акционеры? Почему они ничего не предпринимали для изменения ситуации в своей компании, тем более что вовсю бушевал мировой кризис? Вот и тут начинается самое интересное.

Три с половиной года (с ноября 2009 г. по середину 2012 г.) «АэроСвиту» не удавалось провести ни одного из 55-ти запланированных общих собраний акционеров. Причина - отсутствие необходимого кворума в 60% владельцев акций. Когда же 56-я попытка наконец-то оказалась успешной, то было уже поздно.

27,41% акций авиакомпании (суммарно) принадлежат ООО «ГенАвиаИнвест» и «Hurst Overseas Ltd.» (обе контролируются Виктором Пинчуком). 22,4% акций владеет государство в лице Фонда госимущества (ФГИ). Именно эти два крупнейших акционера «АэроСвита» и срывали проведение общих собраний, не давая возможности принять решения, направленные на стабилизацию финансового положения авиакомпании.

«ГенАвиаИнвест» тогда мотивировала отказ от участия в собраниях акционеров необходимостью разрешения всех судебных споров о праве собственности на акции «АэроСвита», ФГИ в лице главы Александр Рябченко - необходимостью урегулирования с частными акционерами всех вопросов, касающихся будущего компании».

В управляющей активами Пинчука компании EastOne заявили, что «ГенАвиаИнвест» с мая 2012 г. полностью отстранена от участия в управлении «АэроСвитом», поскольку ее представители в наблюдательном совете «АэроСвита» были заменены на представителей других акционеров. «Таким образом, «ГенАвиаИнвест» не имеет никакого отношения к операционной деятельности и управлению компанией «АэроСвит» и не несет никакой ответственности за происходящее в компании «АэроСвит», - подчеркнули в EastOne. Однако это, повторимся, касается лишь периода после мая 2012 г. Как бы то ни было, тот факт, что «ГенАвиаИнвест» и ФГИ длительное время не принимали участия в собраниях акционеров явно не создавало предпосылок для нормального функционирования.

Многим, наверняка, знакома старинная забава «Бег в мешках», пользовавшаяся популярностью в советские времена. Бежать-то можно, но очень тяжело, неудобно, есть большой риск упасть. Так и «АэроСвит»: бежал, сколько мог, благодаря поддержке конструктивно настроенных акционеров, пока силы не иссякли.

А что же творцы того самого «мешка»? Виктор Пинчук на самом деле участвовал в деятельности «АэроСвита», но специфическим образом. В 2008 г. подконтрольное на тот момент ему руководство компании решило взять в принадлежащем Пинчуку банке «Кредит-Днепр» кредит на сумму $10 млн. сроком на всего на два месяца. В качестве залога выступали 37 га земли в поселке Форос и санаторный комплекс «Форос». Рыночная стоимость данных активов - $150 млн. Другие акционеры «АэроСвита» могли даже не узнать о случившемся. Но узнали и помешали.

Год спустя, в сентябре 2009 г. ФГИ выставил на продажу госпакет акций «АэроСвита». Малоизвестная консалтинговая фирма оценила 22,4% акций в 17 млн. грн. Т.е. вся авиакомпания «тянула» на 75,9 млн. грн., или $8,9 млн. (по тогдашнему курсу), хотя имела в собственности активы минимум на $150 млн. Предложения различных покупателей приобрести госпакет по реальной рыночной цене ФГИ решительно отметал. Когда же стало известно о готовящихся «дополнительных условиях» продажи, и о том, что им соответствует только ООО «ГенАвиаИнвест», все стало на свои места. Но ничего не получилось - запретил Окружной админсуд Киева.

Жаль, что ФГИ помогал бойкотировать собрания акционеров «АэроСвита». Вместо того, чтобы, как и положено госоргану, способствовать повышению эффективности работы компании с госдолей в капитале и созданию условий для наполнения госбюджета через получение дивидендов.

Если говорить о государстве, то не менее серьезная проблема в другом - в длительном безразличном отношении ко всей отрасли, к тенденциям в ее развитии и существующим проблемам. После случившегося с «АэроСвитом», авиационные власти наконец-то согласились, что не могут стоять в стороне от проблем рынка авиаперевозок, ограничиваясь лишь выдачей/невыдачей разрешений на эксплуатацию маршрутов.

Но вот что получается. За последние пять лет «АэроСвит» увеличил количество выполненных рейсов и перевезенных пассажиров в 1,5 раза, сохранил среднюю загрузку самолетов на уровне 73% (примерно соответствует среднему показателю для индустрии в мире), снизил удельные затраты на лизинг воздушных судов до 16% себестоимости, на авиатопливо - до 29% в удельных затратах. Доходы компании увеличились в 2,9 раза, а расходы возросли в 3,4 раза. Почему? Приведем несколько причин.

Госпредприятие «Украэрорух» во время кризиса дважды поднимало цены на аэронавигационное обслуживание в зоне аэропорта и по маршруту следования самолета, приравняв их к международным и установив цены в евро. Базовый для «АэроСвита» государственный аэропорт «Борисполь» увеличил аэропортовые сборы на 16%; пересмотрел структуру базового договора по наземному обслуживанию, исключив из него ряд услуг (за них пришлось платить отдельно) и одновременно повысил стоимость оставшихся; отменил скидки на пассажирский сбор, учитывавшие объемы перевозок (количество перевезенных пассажиров) и т.д.

Соответственно, расходы «АэроСвита» на аэронавигацию и аэропортовое обслуживание суммарно увеличились до 22%, удельные расходы на аэропортовое обслуживание по одному пассажиру выросли в четыре раза. Даже самая мощная авиакомпания ничего подобного не выдержала бы.

В сочетании с многолетней деструктивной позицией двух крупнейших акционеров, это и привело к известному результату. Кто-то сочувствует беде «АэроСвита», кто-то злорадствует. Но выводы обязательно нужно сделать всем, в особенности государству. Иначе «бег в мешках» станет украинской традицией.

Тем временем, 3 апреля состоялось общее собрание акционеров «АэроСвита». Виктор Пинчук не изменил себе - его представители снова не пришли на собрание акционеров. Даже в такой сложный момент.

Виктор Семенов

05.04.2013 г.


Источник: Экономические известия
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}