11.07.2008 :: 12:19
Авторынок дал газу
После резкого обвала продаж автомобилей в мае в прошлом месяце рынок начал выравниваться. Согласно опубликованным вчера данным AutoConsulting, в июне продано 51,2 тыс. новых легковых автомобилей - это на 3% больше, чем в мае, а выйти на показатели продаж апреля рынок сможет к сентябрю, говорят участники рынка. Падение продаж эксперты объясняют отложенным спросом, возникшим из-за попыток парламентариев перенести сроки снижения ввозных пошлин. Выиграли в этой ситуации импортеры, рискнувшие снизить цены, несмотря на неопределенность на рынке - Mitsubishi, Skoda и Nissan.
До сих пор украинский рынок автомобилей демонстрировал уверенный рост, и по итогам 2007 года вышел на второе место по темпам в Европе (46,2% по сравнению с 2006 годом). Но в мае этого года произошло самое большое за последние несколько лет падение продаж (см. график). В июне рынок начал выравниваться: в Украине продано около 51,2 тыс. новых легковых автомобилей, что на 3% больше, чем в мае, говорится в опубликованных вчера данных информационно-аналитической группы AutoConsulting. Хотя в сравнении с апрелем этого года (61 тыс.) нынешний объем продаж на 16% меньше.
Обвал рынка в мае участники рынка объясняют отложенным спросом. С 16 мая в связи со вступлением Украины в ВТО ввозные пошлины на автомобили снизились с 25% до 10%, что должно было привести к удешевлению автомобилей. Но 3 июня парламентарии приняли закон, которым снижение пошлины было перенесено на 2009 год (см. Ъ от 4 июня). А 20 июня президент наложил вето на закон. Впрочем, парламентарии намерены его преодолеть, и 24 июня профильный комитет вернул закон на рассмотрение парламента. Его рассмотрение возможно в сентябре на следующей пленарной сессии.
Потенциальные покупатели автомобилей решили подождать, когда станет понятно, подешевеют ли иномарки. «Если бы на рынке не было такой неопределенности, сейчас в месяц легко продавалось бы и 60 тыс., и 65 тыс. автомобилей»,- уверен Максим Рабинович, директор по стратегическому и корпоративному развитию концерна «Нико» (официальный импортер Mitsubishi). С ним соглашается и генеральный менеджер по продажам ПИИ «Тойота Украина» Роман Кузьмин. Его компания была в числе импортеров, которые решили подождать со снижением цен.
«Теперь импортеры, которые еще не снизили цены, скорее всего сделают это, что приведет к росту продаж»,- считает господин Рабинович. По его мнению, скорее всего депутаты откажутся от идеи вернуть старую пошлину и в сентябре - вводить ее на несколько месяцев смысла нет. К осени рынок вернется к апрельским объемам продаж, и до конца года будет продано около 700 тыс. новых автомобилей (+25% к 2007 году), прогнозируют в «Нико».
Полтора месяца действия 10-процентной пошлины показали: риск импортеров, решивших снизить цены, оправдался - продажи Citroen, Ford, Mazda, Mitsubishi, Peugeot и Skoda в этот период значительно выросли. Так, в июне Mitsubishi продал порядка 4 тыс. автомобилей, поднявшись в рейтинге продаж с пятого места на третье, подвинув одну из самых популярных марок отечественного производства Chevrolet.
Лидеры продаж легковых автомобилей
Май |
Июнь* |
# в рейтинге |
марка |
продажи, тыс. |
# в рейтинге |
марка |
1 |
ВАЗ |
9,191 |
1 |
ВАЗ |
2 |
Daewoo |
4,989 |
2 |
Daewoo |
3 |
Chevrolet |
4,311 |
3 |
Mitsubishi |
4 |
Hyundai |
3,785 |
4 |
Hyundai |
5 |
Mitsubishi |
2,819 |
5 |
Chevrolet |
6 |
Toyota |
2,644 |
6 |
Skoda |
7 |
Skoda |
2,604 |
7 |
Toyota |
8 |
Chery |
2,219 |
8 |
ЗАЗ |
9 |
Kia |
2,062 |
9 |
Chery |
10 |
ЗАЗ |
2,058 |
10 |
Nissan |
* Данные по продажам еще не опубликованы
Источник: AutoConsulting
Продажи новых легковых автомобилей за год, тыс.
Июнь 2007 |
42 |
Июль 2007 |
48 |
Август 2007 |
52 |
Сентябрь 2007 |
50 |
Октябрь 2007 |
57 |
Ноябрь 2007 |
58 |
Декабрь 2007 |
61 |
Январь 2008 |
57 |
Февраль 2008 |
55 |
Март 2008 |
54,6 |
Апрель 2008 |
61 |
Май 2008 |
49,7 |
Июнь 2008 |
51,2 |
Источник: AutoConsulting
Антон Семиженко
11.07.2008 г.
Источник: КоммерсантЪ-Украина |