Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Экономические Известия
22.06.2012 :: 10:22
Атомщикам следует сосредоточиться на корпоративной стратегии

Украинская энергетика остается структурно не готовой к привлечению инвестиций на фоне растущих финансово-коммерческих требований к АЭС в мировой ядерной отрасли

Мнение о том, что перспективы развития мировой атомной энергетики будут определяться исключительно уровнем радиофобии у населения, является ошибочным. Как следовало из выступлений экспертов и представителей ядерных держав на международном форуме «Атомэкспо 2012» в июне в Москве, первоопределяющим фактором при принятии решений о строительстве АЭС в большинстве стран мира на сегодня является технико-экономическая
целесообразность проектов.

К примеру, США не активизируют программы сооружения новых АЭС, поскольку на фоне возникшего в стране газового бума атомные энергоблоки пока не выдерживают конкуренции с газотурбинными. Существует обширная программа возведения новых АЭС в Великобритании, однако особо торопиться англичанам некуда по причине минимального роста потребления электроэнергии в западноевропейских экономиках.

В то же время динамично развивающаяся энергодефицитная Турция заинтересована в скорейшем сооружении АЭС «Аккую» и Синопской АЭС для покрытия базовой нагрузки и замещения угля. Схожая ситуация характерна для Китая и Индии. Оригинальный план задумали в Саудовской Аравии - 50% электричества вырабатывать на солнечных станциях и 50% - на АЭС, чтобы не сжигать нефть.

«Говорить о том, что развитие ядерной энергетики будет определять постфукусимский фактор - это неправильно»,- считает партнер отдела корпоративного консультирования KPMG Роберт Вартеванян.

По его мнению, ситуация с планами по сооружению новых ядерных энергоблоков в мире является позитивной, а атомная энергетика продолжает оставаться конкурентоспособной в сравнении с другими видами генераций. Тем не менее именно проекты по строительству АЭС являются наиболее трудными, с точки зрения обеспечения их финансирования. «Основная причина состоит в том, что перспектива возврата инвестиций выходит за все разумные рамки»,- говорит господин Вартеванян, называя среди возможных рисков инвестирования отказ заказчика от достройки объекта, а также снижение планируемой выручки оператора.

По словам замгендиректора ОАО «Росатом» Кирилла Комарова, успех реализации ядерного проекта сегодня зависит во многом от умения обеспечить его финансирование. При этом основной тенденцией в реализации проектов по сооружению АЭС является максимальная диверсификация источников инвестирования. В частности, помимо государственных кредитов и гарантий, в мировой практике широко используются такие инструменты, как синдицированные кредиты, еврооблигации, кредитование под покрытие экспортно-импортных агентств, собственные средства, ссуды акционеров. К примеру, структура финансирования проекта сооружения нового энергоблока на финской АЭС Олкилуото содержит в себе все перечисленные механизмы инвестирования.

Кроме того, правительства ряда стран с целью привлечения инвесторов в сооружение АЭС гарантируют операторам долгосрочные контракты на поставку электроэнергии, а также сохранение фиксированной цены киловатт-часа. К примеру, в Великобритании существует практика, когда правительство доплачивает оператору разницу между рыночной и фиксированной ценой.

Как известно, до настоящего времени «Росатом», портфель заказов которого насчитывает 21 энергоблок, реализовывал зарубежные проекты по сооружению новых станций в режиме государственных экспортных кредитов. В частности, Россия планирует выделить до $10 млрд. на строительство АЭС в Беларуси, до $8 млрд.- во Вьетнаме, $2,6 млрд.- в Индии, до $2 млрд.- в Китае. Однако, по словам господина Комарова, российский ядерный монополист в соответствии с мировыми тенденциями тоже ставит перед собой задачу диверсификации источников инвестирования своих проектов как за рубежом, так и внутри России.

«На сегодня нет единственного способа профинансировать строительство АЭС. Любой инвестор, который приходит в проект, сразу спрашивает: а кто третий инвестор?» - говорит господин Комаров.

Как заявил директор по специальным проектам - руководитель департамента специальных проектов «Интер РАО ЕЭС» Максим Козлов, первым проектом, открытым для иностранных инвесторов, станет Балтийская АЭС. Предусматривается и продажа 49% турецкой АЭС «Аккую», которую «Росатом» будет строить на условиях BOO (build-own-operate: строй-владей-эксплуатируй).

На фоне происходящих мировых процессов Украина олицетворяет собой заповедник провинциальной отсталости и постсоциалистического застоя. Начиная с 2008 г., Киев продолжает выпрашивать льготный кредит у России на достройку энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС, а предприятия отечественного ядерного энергопромышленного комплекса сохраняют государственную форму собственности, постоянно жалуясь на низкие тарифы и недостаточное бюджетное финансирование. Возможно, тарифы на атомный киловатт-час и нужно повысить, однако для этого необходимо располагать уверенностью в будущем эффективном освоении потребительских средств, гарантию чего НАЭК «Энергоатом» в своем нынешнем состоянии вряд ли способен предоставить. Для начала было бы неплохо увидеть хотя бы стратегию корпоративного развития эксплуатирующей организации - стратегию, о которой так много говорят в том же «Росатоме».

Кроме того, эффективные преобразования в самом «Энергоатоме» и предприятиях ядерного топливного цикла невозможны без завершения соответствующих структурных реформ в отрасли в целом - тарифной реформы, либерализации энергорынка, обеспечения реального независимого статуса отраслевого регулирующего органа. Насколько эффективно справится с выполнением перечисленных задач нынешняя власть, неизвестно. Однако те страны, которые привлекают инвестиции в энергетику, через упомянутые реформы прошли.

Олег Кильницкий

22 июня 2012 г.


Источник: Экономические Известия
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}