Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
10.03.2008 :: 13:30
Атомные подарки Тимошенко

В течение двух месяцев кабинету министров предстоит решить проблемы развития атомной промышленности, с которыми предыдущие правительства не могли справиться с 2005 года

Президент Украины своим указом ввел в действие решение СНБОУ от 1 февраля «О безопасности ядерной энергетики». Этим документом Генпрокуратуре, СБУ и МВД поручено (без указания сроков) провести проверку заключенных в 2006-2007 годах контрактов по снабжению топливом и обслуживанию предприятий НАЭК «Энергоатом». Глава государства не обошел вниманием и ситуацию с подбором кадров в атомной отрасли - «...отсутствие четко
обозначенных требований к руководителям оставляет высокую вероятность назначения на должности некомпетентных и политически заангажированных личностей». «Атомным» указом Ющенко поставил перед Кабинетом Министров три неотложных задания, которые правительству предстоит выполнить в срок от одного до двух месяцев. Исходя из этих поручений правительство должно решить дальнейшую судьбу украинского запаса оружейного урана-235 и использующих его ядерных исследовательских установок, а также содействовать закреплению на украинском рынке технологий американской компании Westinghouse и канадской государственной корпорации Atomic Energy Canada Ltd (АЕCL).

УРАН-235: ВЕРНУТЬ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Кабинет Министров к 1 мая должен определиться, что делать с украинским государственным резервом оружейного урана-235, хранящегося на мощностях ННЦ «Харьковский физико-технологический институт (ХФТИ)». В отличие от низкообогащенного урана-239, который служит наполнителем топливно-выделяющих сборок для АЭС, высокообогащенный уран-235 в гражданской атомной энергетике не применяется. Он используется либо как топливо исследовательских реакторов и линейных ускорителей, поддерживающих развитие «мирной» атомной энергетики, либо в оборонной промышленности - для производства зарядов-инициаторов атомных боеголовок.

Ввиду таких обстоятельств наличие у нашей страны запаса урана-235 является объектом внешнеполитических дискуссий, а именно: будет ли высшая государственная власть Украины действовать в русле положений Межправительственного соглашения от 27 мая 2004 года между РФ и США «О ввозе на территорию РФ при содействии МАГАТЭ ядерного топлива исследовательских реакторов, ранее произведенного в РФ». Этот договор, во-первых, предполагает замену оружейного урана 24 реакторов в 17 странах бывшего советского блока. Во-вторых, он предлагает за счет ассигнований США ($450 млн.) поставить научно-исследовательским центрам этих стран американские либо российские реакторы, которые сжигают более безопасный с точки зрения оборонных интересов США и РФ «стандартный» энергетический уран-239.

К настоящему времени принципиальное согласие переоснастить свои ядерно-исследовательские реакторы дали лишь 13 из 17 государств, охваченных соглашением, фактически же начали процесс вывоза лишь семь. Так, Латвия вернула РФ 2,5 кг урана-235,Чехия - 5,8 кг, Болгария - 6,2 кг, Румыния - 9 кг, Узбекистан - 11 кг, Ливия - 14 кг, Сербия - предположительно не менее 8 кг. Запасы Украины, по данным МАГАТЭ, составляют порядка 72 кг. Этих объемов достаточно для монтажа шести тактических ядерных боезарядов. К слову, на вооружении дислоцированной под Белой Церковью единственной в Украине ракетной бригады находится именно шесть пусковых установок оперативно-тактических ракет Scud.

УРАНОВАЯ «ПОДНОЖКА» ПРАВИТЕЛЬСТВУ

Украинские запасы рассчитаны на потребление учебного и исследовательского реакторов, расположенных в районе Багринова Гора в Киеве и на берегу бухты Голландия в Севастополе (их эксплуатируют Институт ядерной физики и Институт ядерной промышленности и энергетики соответственно). Теоретически их можно переоснастить, как предполагается российско-американским договором. Между тем в отличие от вышеперечисленных стран Украина не только эксплуатирует исследовательские реакторы, но и силами ХФТИ производит и испытывает ядерные ускорители. Для этого требуется, среди прочего, и высокообогащенный уран-235. Поэтому, условно говоря, данные установки нельзя «переоснастить», можно только уничтожить.

Уничтожение может спровоцировать как минимум отток физиков-ядерщиков ХФТИ в США, РФ, а также в третьи страны, например в Китай. Кроме этого, ликвидация ускорителей сделает невозможным безопасное обновление нынешнего реакторного парка АЭС Украины, ныне состоящего на 100% из российских технологий, на альтернативные реакторы (установки уран-дейтериевого или торий-уранового топливного циклов, которые составляют основу атомной энергетики Канады и Индии).

Эти и некоторые другие обстоятельства заставили Президента Украины еще весной 2005 года представить США мотивированный отказ от присоединения Киева к американо-российскому соглашению. Такой поворот не вызвал энтузиазма у Кремля. Что касается США, то американский министр энергетики Сэмюэл Бодман в целом согласился с доводами Украины, но поставил одно закономерное условие: Киев может не вывозить уран-235, но должен раскрыть перед МАГАТЭ свои потребности в нем.

Их можно оценить исходя из задач Государственной программы фундаментальных и прикладных ядерных исследований на период 2004-2010 годов, ради которой Украина в 2004 году создала Отделение ядерных исследований Национальной академии наук Украины (НАНУ). Ему же был переподчинен ННЦ ХФТИ (ранее промышленные установки ННЦ были подчинены Министерству науки и образования). В мае 2005 года Виктор Ющенко поручил правительству Юлии Тимошенко выделить «ядерному отделению» НАНУ средства для модернизации двух исследовательских реакторов, а также строительства еще одного реактора, принципиально нового и отвечающего современным критериям развития ядерной промышленности. Тимошенко заложила необходимые расходы в бюджет-2005, затем они были расписаны в принятой в 2006 году Энергетической стратегии Украины на период 2006-2030 годов, но в итоге в 2006-2007 годах НАНУ из-за перманентного политического кризиса в стране получала лишь малую толику от необходимого финансирования.

Таким образом, в мае правительство будет вынуждено доложить Президенту, что низкие темпы реализации программы ядерных исследований не отвечают существующим крупным запасам урана-235. Вполне возможно, что после этого Ющенко решит вернуть запасы РФ, возложив всю политическую ответственность за такое поражение на премьера Юлию Тимошенко.

ДИВЕРСИФИКАЦИИ БЕЗ ПОИСКА ДИВЕРСИЙ НЕ ВЫЙДЕТ

Еще две задачи, поставленные на февральском «атомном» заседании СНБОУ, касаются привлечения на украинский рынок новых атомных технологий. Согласно первой из них до 1 мая Кабинет Министров должен будет доложить о результатах работы созданной в 2007 году Межведомственной рабочей группы по изучению целесообразности использования в ядерной энергетике уран-дейтериевого реактора CANDU канадской государственной компании АЕCL.

Второе поручение обязывает правительство до 1 мая заключить под государственные гарантии долгосрочный договор между американской корпорацией Westinghouse Inc. и НАЭК «Энергоатом» на поставку ядерного топлива начиная с 2011 года. Согласно тексту документа объем поставок по этому контракту должен быть не меньшим, чем требуется для перезагрузки трех реакторов на Южно-Украинской АЭС (ЮУАЭС).

Как и в случае с проблемой резерва урана-235, оба вышеупомянутых поручения несут в себе заведомые риски. Дело в том, что Украина и Westinghouse начали проект квалификации американского топлива к украинским требованиям еще в 2001 году, при премьер-министре Викторе Ющенко. Его фактическая реализация стартовала лишь в 2005 году, когда Ющенко стал президентом. Столь растянутые сроки сделали невозможным промышленную сертификацию топлива. Его использование на ЮУАЭС до сих пор юридически проходит в рамках научно-промышленного эксперимента, что даст политическим оппонентам премьера Тимошенко почти идеальный повод для обвинений в «атомном авантюризме».

Подобного рода обвинения могут сопровождать и проект по изучению возможности привлечения в Украину технологий канадской АЕCL. Одним из ключевых моментов его экономической привлекательности является наличие в Украине законсервированных мощностей по производству дейтериевого замедлителя реакторов этого типа («тяжелой воды»). Летом 2005 года Ющенко поручил тогдашнему премьер-министру Юрию Еханурову подготовить эти мощности к расконсервации. Этого сделано не было. А к весне 2007 года правительство Виктора Януковича добилось от МАГАТЭ рекомендации о ликвидации дейтериевого каскада на днепродзержинском казенном предприятии «ЭкоАнтилед». Затем этот объект был скоропалительно включен в список предприятий, подлежащих приватизации в 2007 году. А что по этому поводу предстоит докладывать Ющенко Межведомственной рабочей группе по изучению целесообразности использования в ядерной энергетике уран-дейтериевого реактора CANDU, остается лишь догадываться.

НИ СЛОВА О ГЛАВНОМ

Стоит отметить, что в отличие от задач по продвижению на рынок АЕCL и Westinghouse и очень непростой «задачки» с ураном-235 нынешний указ СНБОУ практически не коснулся наиболее актуальной на сегодня проблемы ядерно-топливной промышленности - развития уранодобычи. А если говорить точнее, что необходимо вывести предприятия этой отрасли из ликвидированного в конце 2007 года концерна «Укратомпром» и включить их в состав нового концерна «Ядерное топливо Украины» (ЯТУ), создать который правительству предстоит в марте.

Правда, в преамбуле своего указа Виктор Ющенко отметил, что «в Украине до сих пор отсутствуют государственные программы, которые обозначают задачи развития всей атомной промышленности, включая и добычу-переработку урана, и использование отработанного топлива и ядерных отходов». Если в указе написано «отсутствуют» - значит, отсутствуют. Хотя еще 13 декабря 2004 года, в политически непростое время, правительство Виктора Януковича все же приняло постановление «О Государственной программе развития добычи и первичной переработки уранового сырья на 2006-2030 годы». В соответствии с этим документом так и не достроенный поныне Новоконстантиновско-Докучаевский ГОК должен был еще в 2004 году выйти на уровень добычи 100 тыс. т урановых руд.

Кроме этого Кабмину Тимошенко надо сделать следующий шаг - разработать новую концепцию развития добычи урановых руд, и особенно смежных аффинажных, фосфатных и фторных производств, потребности которых не были учтены при создании ликвидированного «Укратомпрома».

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЯТЦ (справка)

Звено №1 ядерно-топливной «цепочки» - добыча руды и ее первичное обогащение («желтые брикеты»), затем сернокислотное выщелачивание, концентрация в ионообменных смолах, осаживание в кислотных растворах и химическое пожигание уранилнитрата в автоклавах до уровня U308 (закись-окись урана).

Звено №2 - аффинажный завод: экстракция диоксида трибутилфосфатом и фторирование (порошок урана ядерного керамический сорт) или восстановление в расплаве калия или магния (металлический сорт).

Звено №3 - конверсионный завод: разделение порошка урана методом газовой диффузии тетрафторида через пористые мембраны либо его центрифужный разгон (гексафторид урана), затем электрохимический гидролиз фторида с борными соединениями редкоземельных элементов (ввод в топливо выгорающих поглотителей) и электротермическое прокаливание эпитаксильных матричных структур (топливные таблетки).

Звено №4 - фабрикация ядерного топлива (по схеме водо-водяного топливного цикла): монтаж топливных таблеток на стержни, погружение их в корпусы топливно-выделяющих элементов (чугунные стенки, ферросплав, сплав «никонель», трубный прокат ядерно-чистого циркония), монтаж стержней с графитовыми замедлителями, закрепление головных электромагнитных приводов.

Звено №5 - хранение выгоревшего топлива в бассейновом хранилище АЭС, перемещение в сухое хранилище, переработка и разделение изотопов.

Размещенные на территории Украина предприятия цепочки - ГП «Восточный ГОК» (руда, серная кислота, брикеты, закись-окись), ГП «Смолы» (ионообменные сорбенты), ЗАО «Днепровский завод минеральных удобрений» (уранилнитрат, трибутилфосфат).

В 2004-2006 годах государство утратило контроль над ГП «Приднепровский гидрометаллургический завод» (сырье для производства регулирующих стрежней из металлов цезий-иттриевой группы), который находится в санации компанией Ferrexpo - соучредителя ООО «Схид-Руда» при Восточном ГОКе (производство ванадия и скандия).

В 2006 году утрачен контроль государства над ГП «Полихим» (конверсия фторидов урана), которое ликвидировано Минтопэнерго в результате санации киевской компанией ООО «Полихимпром». «Циркониевую ветвь» цепочки представляет ГП «Вольногорский ГМК», который в 2004 году передан в аренду ЗАО «Крымский Титан» (добыча циркониевых руд). Кроме него, металлургию циркония представляют ГП «Днепропетровский завод прецизионных труб» (циркониевый прокат) и ГП «Цирконий» (диоксид циркония). «Графитовую ветвь» цепочки производства топлива для реакторов на быстрых нейтронах представляет ОАО «Завальевский ГОК», которое наряду с основной продукцией производит графитовое сырье для производства замедлителей.

Андрей Старостин

07.03.2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}