13.08.2012 :: 10:05
Американцы уменьшили «самолет будущего» в 12 раз
NASA и Boeing разработали принципиально новую конструкцию серийного пассажирского самолета
Помимо NASA в проекте принимают участие специалисты британской компании Cranfield Aerospace и инженеры Исследовательской лаборатории ВВС США.
Испытания первой действующей модели уникального лайнера состоялись 7 августа 2012 года на площадке летно-исследовательского центра Драйдена на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. По словам разработчиков, испытания X-48C прошли успешно, хотя полет продолжался лишь 9 минут, а не час, как было запланировано.
Длина тест-модели составляет 6,4 метра, а масса - 226,8 килограмма. X-48C в настоящее время представляет собой беспилотную копию в масштабе 8,5%от размеров перспективного самолета.
Самолет будущего создан по схеме «смешанного крыла» (Blended Wing Body, разновидность компоновки «летающего крыла»). Инженеры, отступив от канона самолетных форм, выиграли в скорости, эффективности использования подъемной силы и вместительности, сократив к тому же шум.
Новейшее поколение «боингов» отличается отсутствием рулей на кончиках крыльев, двумя элевонами (аэродинамические органы управления самолётом) и двумя турбореактивными двигателями. Кроме того, благодаря применению схемы «смешанного крыла» Boeing рассчитывает существенно снизить потребление топлива. Как сообщил главный инженер проекта Нормал Принцен, эффективность потребления топлива в современных самолетах по сравнению с моделями середины XX века выросла на 50%, но чтобы двигаться дальше, необходимы «кардинальные изменения формы». Ради новых рекордов разработчики пожертвовали пассажирскими местами у окон.
Крылья сместились в верхнюю часть фюзеляжа, стали значительно шире, начинаясь в носовой части и заканчиваясь практически у хвоста, по сути, форма позаимствована у самолетов-шпионов. X-48C может развивать скорость до 225,3 километра в час и совершать полеты на высоте до трех тысяч метров. Аппарат собран в Великобритании компанией Cranfield Aerospace Ltd.
Проект X-48C является продолжением проекта X-48B (модель совершила 92 полета за 2007-2010 год), который в свою очередь базируется на наработках, полученных в рамках программы X-48A, закрытой в 2001 году. Разработка NASA и Boeing может служить как для военных целей, так и для гражданских авиаперевозок.
Тестовые полеты X-48C планируются продолжаться весь 2012 год. Однако массовое производство дозвукового самолета большой грузоподъемности с размахом «летающего крыла» в 73 метра топ-менеджеры авиаконцерна рассчитывают начать лишь через 15-20 лет.
Василий Рудольф
13 августа 2012 г.
Источник: Гудок |