Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

17.06.2019 :: 06:56

Конвенции «Укрзализныци» на 17 июня 2019 г. ©
17.06.2019 :: 06:27

За прошедшую неделю Шанхайский контейнерный фрахтовый индекс упал на 3,92 пункта ©
15.06.2019 :: 16:04

АМПУ постоянно осуществляет экологический мониторинг акватории портов ©
15.06.2019 :: 11:22

Оккупанты в Крыму передали Украине капитана Новицкого
15.06.2019 :: 11:17

Атака на танкеры - Генсек ООН хочет независимого расследования
15.06.2019 :: 11:11

Иран пытался сбить беспилотник США перед атакой на танкеры - CNN



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes.ua
30.10.2014 :: 10:41
Африканская жара: Украина начинает жечь импортные угли

В Ильичевском порту идет разгрузка первого судна TX Scotian Express с южноафриканским углем в объеме 84 205 метрических тонн, которое прибыло 23 октября. К концу этой недели, 31 октября, планируется его полная отгрузка. А 2 ноября первые партии, до 55 вагонов в сутки, пойдут на склады Трипольской и Змиевской ТЕС: 34 200 тонн и 50 000 тонн соответственно. Об этом объявил собственник угля - компания «Укринтерэнерго».

Завтра-послезавтра ожидается прибытие второго судна MBAFuture из ЮАР с почти 79 000 тонн угля на борту. А третье судно Bottiglieri Challenger с 85 000 тонн угля должно
прибыть 8-9 ноября. Ежемесячно в Украину будет поступать до 250 000 тонн этого топлива согласно соглашению с компанией Steel Mont Trading Ltd о поставке 1 млн. тонн южно-африканского угля антрацитовой группы.

Уголь преломления

В 2014 году, впервые за последние 15 лет, Украина вынуждена импортировать энергетический уголь. Причиной тому послужила оккупация и военные действия на территории Донецкого угольного бассейна, расположенного на части территорий Донецкой и Луганской областей. Общие запасы энергетических углей, куда входят угли газовой группы и антрациты, в Донецком бассейне составляют 31 млрд. тонн.

Сегодня специалисты Министерства энергетики и угольной промышленности проводят подсчеты и пытаются определить, какие запасы и каких марок угля остались на территориях, подконтрольных Украине. К сожалению, практически все шахты, добывающие антрацит, остались на территории так называемых ДНР-ЛНР, и уголь оттуда в Украину не поступает.

По данным министерства, в январе-сентябре текущего года добыча угля угольными предприятиями всех форм собственности сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,2%, или почти на 8,1 млн. тонн - до 53,4 млн. тонн. Как заявил профильный министр Юрий Продан, в результате боевых действий на востоке Украина потеряет в годовом объеме порядка 30 млн. тонн угля.

Фактически, Украина вошла в зимний сезон с огромным дефицитом топлива на складах ТЭС, которые производят до 45% электроэнергии в стране. По последним данным «Укрэнерго», на 20 октября запасы энергетического угля составили 1,76 млн. тонн. Сколько из них антрацита - не уточняется. Тем не менее, это в два раза меньше, чем обычно находилось на складах все последние годы.

Каждую неделю сокращение запасов идет на 5-6%, несмотря на то, что его стараются экономить всеми возможными способами. Только в сентябре потребление угля снизилось больше чем на 35%. При этом, по словам Юрия Продана, Украина увеличила выработку электроэнергии на энергоблоках, которые используют профицитные марки угля газовой группы.

Яйца в разных корзинах

Сегодня в Украине на угле полностью или частично работают все 14 тепловых электростанций (ТЭС). Из них 7 - на углях газовой группы «Д» и «Г», и 7 - на углях антрацитовой группы «А» и «Т». Принцип их строительства в свое время был простой: откуда какой уголь было дешевле завезти по логистике, такие блоки и ставились.

Проще всего станциям ДТЭК «Западэнерго». Они спроектированы для потребления угля Львовско-Волынского бассейна, а там добывается только газовая группа. Одна проблема - очень небольшие объемы, всего 1,6-2 млн. тонн в год. Делегация министерства уже была в объединении «Львовуголь» и изучала возможности увеличения добычи еще на 400 000 тонн в год. При небольших капиталовложениях это можно сделать довольно быстро. К тому же газовый уголь можно достаточно легко купить в той же Польше.

Добывается он и на шахтах в Днепропетровской области. Вот только востребованность его ограничена. Кроме трех западноукраинских ТЭС, потребляющих эти марки, остается четыре ТЭС на востоке и в центре. Из них две - Зуевская и Кураховская - сейчас находятся на оккупированной территории, и две - Запорожская и Углегорская - на свободной.

Зато в зону ответственности Украины попадает 6 ТЭС, работающих на антраците. И только одна - хотя и очень крупная - Старобешевская ТЭС находится в зоне контроля незаконных вооруженных формирований.

Юрий Продан недавно сообщил, что в министерстве изучают вопрос перевода блоков ТЭС с дефицитных марок угля «А» и «Т» на доступные угли газовой группы. «Сейчас специалисты в институтах прорабатывают вопрос перевода блоков на другие марки угля… Но нужно понимать, что это невозможно сделать в ближайшие дни. Для такой реконструкции необходимо останавливать блоки, этим мы будет заниматься уже после прохождения осенне-зимнего периода», - сказал министр. При этом добавил, что стоимость реконструкции одного котла для перевода с угля марок «А» и «Т» на уголь газовой группы оценивается в 20-30 млн. грн.

Замена есть

Forbes поинтересовался, насколько возможна такая реконструкция, и сколько она будет стоить. А также, в чем разница между углями газовой группы и антрацитами.

Отличие заключается в необходимости соблюдения условий по взрыво- и пожаробезопасности системы топливоподготовки. «Станции, которые сжигают угли газовой группы, для сушки используют дымовые газы. В системе подачи этого «дымгаза» существует ограничение на содержание кислорода, то есть такая система не взорвется. На станциях, которые сжигают антрацит и тощий уголь, сушка осуществляется нагретым до 400 градусов по Цельсию воздухом, в котором содержится 21% кислорода», - поясняет Александр Топал, завотделом процессов горения и газификации угля Института угольных энерготехнологий.

Поэтому просто так заменить антрацит на каменный уголь не получится. Уголь при подаче в топку измельчается до размера менее 90 микрон (до 95% по массе для антрацита), что увеличивает его взрывоопасность. А угольная пыль сама по себе взрывоопасна. Фактически, мы можем получить технологические нарушения, как это случилось 29 марта 2013 года на Углегорской ТЭС, когда взорвалось сразу 4 блока, поясняет специалист. Но замена и реконструкция оборудования не такая сложная.

«Надо врезаться в отводящий дымовые газы канал, настраивать всю систему с учетом балансов давлений и расходов перерабатываемого топлива, и завернуть часть системы - сделать рециркуляцию дымовых газов на вход системы топливоподготовки, осушки. Наши проектные организации это вполне могут сделать, а наши заводы - изготовить соответствующие газоходы для рециркуляции дымовых газов», - подчеркивает Топал.

По его подсчетам, проектирование, утверждение проекта, изготовление и настройка займут где-то 4, максимум 6 месяцев. Стоимость всей процедуры для одного котла - несколько миллионов грн., в зависимости от объема реконструкции. Если сейчас этим заняться, то после окончания отопительного сезона за полгода-год Украина могла бы перейти на газовые угли.

Другое дело, стоит ли это делать, если сейчас можно спокойно купить антрацит на мировом рынке. И даже дешевле, чем покупали на Донбассе. Рано или поздно ситуация урегулируется, и Украина получит свой антрацит, ведь больше его продавать особо некуда при такой стоимости.

Есть и резервы

Однако всецело полагаться на импорт вряд ли стоит - и цены, и логистика тоже имеют свойство изменяться. На сегодня, по данным Минэнергоугля, государственные и частные предприятия страны подписали соглашения о поставке 5,6 млн. тонн импортного угля до конца 2015 года.

С одной стороны, стоимость антрацита, купленного Украиной в ЮАР, составляет $86-91 за тонну (цена не является стабильной, а будет корректироваться каждый месяц). Стоимость разгрузки-погрузки плюс транспортировка к складам ТЭС - $18-21 за тонну. Это чуть меньше, чем себестоимость угля на некоторых шахтах, но не намного. К тому же отечественные порты могут принять лишь 300 000 тонн угля в месяц. И это нужно учитывать. Да и производство угля антрацитовых марок на мировом рынке ограничено. Большая часть его добывается в России.

С другой стороны, в каком состоянии Украина получит свои шахты после освобождения оккупированных территорий, большой вопрос. По состоянию на 9 октября министр Юрий Продан заявлял, что 83 из 155 угольных шахт находятся на подконтрольных самопровозглашенным ДНР и ЛНР территориях. В сентябре были сообщения, что на оккупированной территории 7 шахт уничтожены полностью, а 60 - работают только на откачку воды. Хватит ли у них сил продержаться до освобождения или они будут затоплены окончательно, на сегодня - вопрос без ответа.

Вместе с тем в Украине есть запасы угля, достойные внимания. Украинские ученые о них давно знают, и, по мнению Александра Топала, в данный момент заслуживают практического внимания.

Это бурый уголь в Центральной Украине. Подтвержденные его запасы - порядка 2,4 млрд. тонн, прогнозные - 8 млрд. тонн. Когда-то его уже пытались разрабатывать, но без энтузиазма, он достаточно «влажный» и требует усиленной сушки. Хотя в Польше и Германии крупнейшие ТЭС работают именно на буром угле, так что технологии его использования вполне доступны, и не придется ничего изобретать.

Второй резервный вариант - так называемый «засоленный» уголь. В Днепропетровской области его залежи составляют до 7,6 млрд. тонн. Толщина пластов 3-6 метров, глубина залегания - 600 метров. Его очистка и обработка требуют больших усилий. И инвесторы пока не рассматривают эти проекты, потому что нет детальной проработки разрезов. Но Днепропетровская область уже имеет определенную угольную инфраструктуру, промышленные и человеческие ресурсы, чтобы развивать новое направление и обеспечивать рабочими местами шахтеров.

Рано или поздно эти проблемы Украине придется решать. Вне зависимости от геополитической обстановки.

Инна Коваль

30.10.2014 г.


Источник: Forbes.ua
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов