Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Зеркало недели
25.11.2013 :: 10:58
75 атмосфер - дорогое удовольствие, или Зачем политически усиливают физическое давление на/в трубопроводах

Без запаха. Без формы. Без цвета. Природный газ. Его наличие традиционно определяют по горящему факелу на скважине, даже если она нефтеносная. Неэкологический и небезопасный способ. Но если горит, значит, есть газ. Это видимо и зачастую слышимо.

Сколько газа в трубопроводе, определяют на газоизмерительных станциях (ГИС) согласно маркерам, т.е. специфическим формулам. Без факелов. Газ при этом не виден. Но его присутствие определяют не вслепую - по четким физическим параметрам, определяющий из них - давление. В магистральном газопроводе это 75 атмосфер.

В газораспределительные сети и каждому частному покупателю подается «ароматизированный газ». Он «пахнет» при утечке: если «запахло газом», срочно вызывайте спасателей и одновременно открывайте все окна, пока нет огня.

Сколько газа в магистральных экспортных трубопроводах Украины в каждый конкретный час, сколько в подземных хранилищах газа (ПХГ), сколько, когда, где и кому передают и транспортируют, в частности газпромовский газ, об этом доподлинно известно только инженерам диспетчерских служб газотранспортных компаний. То есть операторам газотранспортных потоков России, Украины, Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Молдовы и Беларуси. Когда речь идет о транзите российского газа, топ-менеджеры, а тем более владельцы европейских компаний-газооператоров в этом смысле неразговорчивы. С «Нафтогазом Украины» и газооператором - «Укртрансгазом» публично диалог тоже никто не афиширует. Кроме «Газпрома».

Тем не менее информированные источники ZN.UA в Минэнергоугольпроме сообщили, что с начала 2013 г. и по 19 ноября транзит российского газа составил 72,1 млрд. кубометров (за аналогичный период 2012-го - 70,1 млрд. кубометров). Потребление газа в Украине за этот период составило 41,5 млрд. кубометров (в 2012-м - 44,4 млрд.). Отбор газа из подземных хранилищ с начала сезона аналогичен объему за такой же период прошлого сезона - 0,8 млрд. кубометров.

Запасы газа в украинских ПХГ особо интересуют «Газпром». И не случайно. Основной российский газоэкспорт в страны ЕС осуществляется через газотранспортную систему Украины, физическим оператором которой является ПАО «Укртрансгаз». По данным этой компании, в 2012-м транзит российского газа в Европу составил 81,2 млрд. кубометров. В 2013 г., по информации заместителя главного инженера «Укртрансгаза» Олега Михалевича, может быть транспортировано 86 млрд. кубометров.

Схема экспорта российского газа и, соответственно, транзита через украинскую ГТС оговорена в контракте, заключенном между «Нафтогазом» и «Газпромом». Выглядит она так. «Газпром» (ее дочерняя компания «Газпром экспорт») согласно контрактам и текущим заявкам европейских импортеров заявляет и поставляет «Укртрансгазу» среднестатистический объем экспортного газа (еженедельный, ежемесячный) на российско-украинскую границу. Без максимального учета ежесуточного температурного режима.

Физический транзитный путь российского экспортного газа от восточных до западных границ Украины составляет 36 часов. Но в «транзитном» контракте и составляющих его документах значится и 24 часа. Для расчета это «контрактные сутки».

«Укртрансгаз» как технический оператор транспортирует заявленный «Газпромом» объем до западных границ Украины согласно условиям «транзитного» контракта между «Нафтогазом» и «Газпромом» от 19 января 2009 г. Основным параметром «транзитного» контракта с «Газпромом» является соответствие объема и качества газа как на входе в украинскую ГТС, так и на выходе, в основном через газоизмерительную станцию в районе Ужгорода. Это так называемое условие вход-выход.

В упомянутом «транзитном» контракте (статья 3 «Объемы транзита природного газа») все рассчитано исходя из условий 2009 г. Объем транзита - 120 млрд. кубометров, в 2010-м и далее - 110 млрд. кубометров. Указаны и штрафы для обеих сторон на случай несоблюдения контрактных условий. Но с тех пор реальные условия изменились. И «Газпром» не направляет ежегодно транзитом 110 млрд. кубометров газа через украинскую ГТС. И «Нафтогаз» не закупает и не хранит для транзитных нужд «Газпрома» резервный газ.

Пункт 4.5 «транзитного» контракта гласит: «Исполнитель («Нафтогаз Украины». - А.Е.) несет ответственность за обеспечение надежного и бесперебойного функционирования ГТС Украины, в том числе за своевременное и полное ее обеспечение техническим газом, а также за любые потери передаваемого заказчиком («Газпромом». - А.Е) для транзита природного газа на территории Украины».

Но в «транзитном» контракте это условие до буковки не прописано. Как нечетко определены объемы транзита, исходя из газотранзитной практики последних почти пяти лет.

Нет и обязательств «Нафтогаза» как контрагента оплачивать стоимость резервного газа в ПХГ и его обслуживания.

Зато в этом коммерческом документе есть два принципиальных определения - «Разумный и предусмотрительный оператор» и «Техническое соглашение». Последнее является составной частью «транзитного» контракта. Как и все предполагаемые последующие дополнения.

Но Техническое соглашение, текстом которого располагает редакция ZN.UA, было подписано в том же 2009-м вместе с «транзитным» контрактом. И «разумный и предусмотрительный оператор» («Укртрансгаз», надо понимать) сегодня транспортирует российский газ, исходя из условий Технического соглашения от января 2009 г. В этом документе ни слова не сказано о том, что «Укртрансгаз» как оператор или «Нафтогаз» обязаны за свой счет и в обязательном порядке, как того требует «Газпром», резервировать около 5 млрд. кубометров газа в ПХГ на случай резкого похолодания, чтобы поддержать именно газотранзитную дееспособность ГТС.

Между тем российский премьер Д.Медведев и топ-менеджеры «Газпрома» настаивают на том, что резервный газ и его хранение должна обеспечить украинская сторона. То есть «Нафтогаз». Мол, согласно условиям «транзитного» контракта.

Но нет в контракте таких жестких условий. Нет их и в Техническом соглашении. Не обязаны ни «Нафтогаз», ни «Укртрансгаз» за свой счет обеспечивать российский газовый транзит.

Тем не менее оператор украинской ГТС в прошлом осенне-зимнем сезоне резкого похолодания поддержал российский транзит за свой счет. «Газпром» расплатился за прошлогоднюю услугу «Укртрансгаза». Но запаса на текущий осенне-зимний сезон не сделал. И теперь больше месяца россияне требовали пополнить украинские ПХГ резервными 5 млрд. кубометров «подземного» газа. За счет «Нафтогаза». НАК отказалась (скорее всего, за неимением средств). Министр Э.Ставицкий даже пригрозил, что до конца 2013-го «Нафтогаз» перестанет закупать «газпромовский» газ по долгосрочному контракту.

Но после недельного перерыва импорт «газпромовского» газа был возобновлен. И на минувшей неделе, с учетом температурного графика, ежесуточно НАК получала импортный газ. Например, 19 ноября в адрес «Нафтогаза» «Газпром» поставил 93 млн. кубометров, в адрес Osthem Дмитрия Фирташа - 15 млн.

«Газпром» прекрасно осознает, что без своего запаса газа в ПХГ Украины, которые расположены вблизи границ ЕС, беспроблемным экспорт газа и грядущей зимой не будет. Но платить по полной программе за стабильность газопоставок «Газпром» не стал. Но все же подстраховался: если верить Д.Фирташу, холдинг Osthem переоформил 5 млрд. кубометров газа, хранящихся в украинских ПХГ, на себя (в основном на свои химические предприятия) по цене 260 долл. за тысячу кубометров. Для «Нафтогаза» цена была бы около 410 долл. Российский Газпромбанк прокредитовал Фирташа, на каких условиях - известно только им.

В итоге холдинг Фирташа, переоформив на себя 5 млрд. кубометров газа в ПХГ «Укртрансгаза», заплатит почти вдвое меньший НДС, чем если бы этот газ закупил «Нафтогаз». А почем Osthem продаст этот ресурс в период пикового спроса, можно только догадываться.

Будет ли этот газовый резерв использован для поддержки рабочего давления в экспортных газопроводах, предстоящая зима покажет. Но от изменения собственника газа его физический объем в украинских ПХГ не изменился: как было на 20 ноября около 17 млрд. кубометров, так и осталось. И отбор «подземного» газа в Украине не превышал нормы, диктуемой Цельсием. Только НАКу из этого объема принадлежит около 8,2 млрд. кубометров, фирташевскому Osthem - 5,2 млрд. И этот объем, как сообщил ZN.UA информированный источник в Минэнергоугольпроме, уже в основном распределен между химическими предприятиями. Так что в случае резкого похолодания все претензии - к Д.Фирташу. А он будет вынужден либо остановить часть своих химпроизводств, либо объясняться с «Газпромом».

Существенный плюс от «испарения» газа в пользу холдинга Osthem имеется. И не только для «Газпрома». Это касается обязанности оператора украинской ГТС «Укртрансгаза» и «Нафтогаза» (первый - фактический оператор ГТС, второй - юридический) закачивать газ в ПХГ для обеспечения транзита российского газа.

Александр Малиновский, юрист, не понаслышке знакомый с внешнеэкономическими спорами в той же газовой отрасли, акцентирует внимание на том, что ключевое положение - это пункт 2.8 Технического соглашения от 6 апреля 2009 г.: «Объем Природного газа, подаваемого Исполнителем в каждые Контрактные сутки на пунктах выхода из газотранспортной системы (далее «ГТС») Украины на западной границе Украины после его транзита по территории Украины должен быть равен объему Природного газа, поданного Заказчиком на пунктах входа в ГТС Украины в те же Контрактные сутки».

Выше уже говорилось о том, что контрактные сутки (24 часа) и период транзита через территорию Украины (36 часов) не совпадают на 12 часов. Это существенный момент, так как зимой имеют место пиковые нагрузки на ГТС, когда возрастает (зачастую на непрогнозируемой заранее основе) объем отбора газа европейскими компаниями на западной границе Украины.

Условный пример: вчера вечером «Газпром» получил заявку от европейской компании (и не одной) о том, что она хочет увеличить объем отбора в словацком пункте передачи газа Велке Капушаны; утром сегодня «Газпром» увеличивает подачу газа до заявленного объема с тем, чтобы сегодня этот объем был отобран его клиентом. Но технически увеличенный объем «доедет» до западной границы Украины через 36 часов, т.е. физически в «те же контрактные сутки» никак не уложится. Поэтому «Укртрансгаз» поднимает дополнительные объемы из ПХГ с тем, чтобы уложиться в «те же контрактные сутки», а дополнительно поданные «Газпромом» объемы используются украинскими потребителями на Востоке Украины. Это своего рода виртуальный транзит, элементарная схема замещения объемов газа. И в таком случае «Газпром» ничего против «виртуальности» не имеет.

Вышеуказанное положение пункта 2.8 Технического соглашения означает, что наличие в ПХГ газа в объеме, достаточном для того, чтобы выполнять транзит в течение «одних и тех же контрактных суток» (т.е. чтобы «отдать» на западной границе те же транзитные объемы, полученные от «Газпрома» на восточной границе в пределах одних контрактных суток), - это действительно юридическая обязанность «Укртрансгаза"/"Нафтогаза». А.Малиновский считает (я и многие специалисты отрасли с ним согласны), что в этом отношении пункт 2.8 Технического соглашения создает для украинской стороны дополнительную финансовую нагрузку (поскольку нужны резервные объемы газа в ПХГ, чтобы отдавать весь полученный транзитный газ в рамках одних контрактных суток). Независимо от страховочного резерва «Газпрома» в украинских ПХГ.

Со справедливостью такого подхода можно не соглашаться. Но украинская сторона, подписав Техническое соглашение в январе 2009-го, приняла на себя соответствующие юридические обязательства и должна их выполнять.

Но есть нюанс, замечает А.Малиновский. В зимний период европейские компании могут просить (и настоятельно просят) в одни контрактные сутки больше газа, чем «Газпром» может физически поставить на восточную границу Украины в те же контрактные сутки. То есть возникает ситуация, когда «отдавать» на западной границе нужно объемы, превышающие фактически полученные от «Газпрома» на восточной границе в пределах одних контрактных суток. (Такая ситуация возникает, когда физические объемы газа, добываемого «Газпромом» за одни сутки, меньше, чем совокупный объем внутрироссийских и экспортных поставок «Газпрома».) Эта разница, опять-таки, компенсируется из запасов газа украинских ПХГ: «Газпром» потом поставляет (компенсирует «Нафтогазу») недостающие объемы. Компенсирует потом, когда эти объемы уже физически отобраны европейскими компаниями на западной границе Украины. В самый нужный для «Газпрома» момент.

Описанная ситуация выходит за рамки подписанного Технического соглашения. «Укртрансгаз» («Нафтогаз») не обязан закачивать в ПХГ те объемы газа, которые гарантировали бы возможность в пределах одних и тех же контрактных суток отдавать на западной границе больше газа, чем фактически получает «Укртрансгаз» на восточной границе Украины. Для этого «Газпром» должен сам закачать газ в ПХГ на коммерческой основе, но он этого не делает. Он сделает это руками Фирташа. И при первой же возможности затраты перенесет на Украину. Как пытался сделать это предыдущей зимой.

В итоге, можно предположить:

- когда украинская сторона говорит, что объемов газа в ПХГ достаточно, вероятно, имеется в виду, что их достаточно для выполнения пункта 2.8 Технического соглашения, т.е. достаточно для того, чтобы на западной границе отдать в течение контрактных суток ровно столько газа, сколько фактически получено от «Газпрома» на восточной границе в те же контрактные сутки;

- когда российская сторона говорит, что объемов в ПХГ недостаточно, вероятно, имеется в виду, что таких объемов может быть и достаточно для выполнения пункта 2.8 Технического соглашения, но недостаточно для того, чтобы на западной границе отдать в течение контрактных суток (для удовлетворения заявок европейских клиентов «Газпрома») больше газа, чем фактически получено от «Газпрома» на восточной границе Украины в те же контрактные сутки (ведь в этом случае пострадает репутация «Газпрома» как надежного поставщика газа).

В общем итоге, оценивая «достаточность» объемов газа, закачанного в ПХГ, украинская сторона базируется на необходимости выполнять свои «технические» обязанности по Техническому соглашению, а «Газпром» - на необходимости поддержания своей репутации как надежного поставщика. И хотя поддержание такой репутации требует финансовых вложений (в частности, для хранения газа в украинских ПХГ), «Газпром» предпочитает, чтобы за его «надежную» репутацию рассчитывалась украинская сторона.

Алла Еременко

25.11.2013 г.


Источник: Зеркало недели
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}