22.09.2011 :: 17:23
Зерно и фрахты
Валерий Войниченко
В связи со снижением объемов экспорта зерна из США, Канады и ЕС, у стран Причерноморья появился шанс значительно увеличить поставки зерновых на экспорт. Однако, похоже, что данной ситуацией успешно пользуется только РФ. Украина и Казахстан из-за политических и инфраструктурных проблем могут оказаться «за бортом».
Этот обзор первоначально задумывался как исследование фрахтового рынка зерновых перевозок из портов Азово-Черноморского бассейна. Однако, учитывая, что фрахтовые ставки неразрывно связаны с объемами перевозок, а также ценами на зерно, возникла необходимость рассмотреть и этот аспект, весьма важный для процессов формирования морских фрахтов.
Для понимания роли и места зерна из стран Причерноморья, под которыми в дальнейшем будем рассматривать РФ, Украину и Казахстан (Болгария и Румыния вошли в Еврозону, а Турция и страны Закавказья являются традиционным импортером зерновых), воспользуемся статистикой Clarksons Research Services по объемам экспорта зерна за последние 4 года.
Объемы экспорта зерновых ведущими мировыми поставщиками в 2008-2011* гг.
Поставщики |
2008 |
2009 |
2010 |
2011* |
США (без сои) |
90,3 |
73,2 |
83,6 |
91,3 |
Канада |
20,9 |
22,5 |
20,0 |
20,4 |
Австралия |
13,1 |
19,9 |
20,4 |
24,1 |
Аргентина (без сои) |
26,5 |
16,7 |
25,4 |
26,0 |
Страны ЕС |
24,9 |
24,3 |
27,2 |
21,5 |
ВСЕГО |
175,8 |
156,6 |
176,7 |
183,4 |
* - прогноз по состоянию на начало сентября 2011 г.
Источник: Clarksons Research Services
Эта статистика предоставляет данные по зерновому экспорту ведущих мировых игроков данного рынка, включая США, Канаду, Аргентину, Австралию и страны Евросоюза, не выделяя в их числе страны Причерноморья. Возможно, это связано с непредсказуемостью экспорта из этих стран. Тем не менее, зерно из стран Причерноморья играет существенную роль в мировой торговле, а в годы высоких урожаев РФ и Украина, по отдельным позициям зернового экспорта (пшеница или ячмень), входят в пятерку мировых лидеров. Экспертная оценка экспортного потенциала стран Причерноморья на 2011/2012 маркетинговый год (МГ), показывает, что с июля 2011 г. по июнь 2012 г. РФ, Украина и Казахстан потенциально могут поставить на мировые рынки от 50 до 60 млн. т зерновых. Появление таких колоссальных объемов зерна в Азово-Черноморском бассейне, безусловно, может оказать весьма существенное влияние на данный сегмент фрахтового рынка.
Экспертная оценка урожая и экспортного потенциала зерновых в РФ, Украине и Казахстане в 2011/2012 МГ
Страны |
Прогноз урожая зерновых, млн. т |
Прогноз экспортного потенциала в 2011/12 МГ, млн. т |
РФ |
88,0-90,0 |
21,0-26,0 |
Украина |
48,0-50,0 |
21,0-24,0 |
Казахстан |
18,0-18,9 |
8,0-10,0 |
Всего |
154,0-158,9 |
50,0-60,0 |
Другой вопрос насколько эти объемы реальны, как с точки зрения их востребованности со стороны стран импортеров (платежеспособный спрос), так и физической возможности их вывоза (инфраструктура стран экспортеров, таможенная политика, поддержка экспортеров и сельхозпроизводителей, тарифная политика на железной дороге и в портах и т.д.).
Баланс спроса и предложения
Достаточно неприятной новостью для традиционных покупателей американского зерна явился августовский прогноз экспорта зерновых, составленный Департаментом сельского хозяйства США (USDA). Согласно этим данным экспорт основных зерновых культур из США в 2011/2012 МГ сократится на 7,1 млн. т по сравнению с предыдущим прогнозом и на 2,7 млн. т - по сравнению с 2010/2012 МГ (за счет пшеницы).
Объемы экспорта зерновых из США
Маркетинговые года* |
Экспортные культуры, млн. т |
Кукуруза |
Соя |
Пшеница |
2008/2009 МГ |
47,0 |
34,8 |
27,6 |
2009/2010 МГ |
50,3 |
40,2 |
23,9 |
2010/2011 МГ |
46,4 |
40,7 |
35,2 |
2011/2012 МГ
(июльский прогноз) |
47,5 |
40,7 |
31,4 |
2011/2012 МГ
(августовский прогноз) |
44,5 |
32,1 |
29,9 |
Разница между августовским и июльским прогнозом |
-3,0 |
-2,6 |
-1,5 |
Всего разница |
-7,1 |
* - МГ для сои и кукурузы в США с сентября по август, а для пшеницы - с июня по май
Источник: Fairplay
Ожидается, что экспорт пшеницы Европейским Союзом (в первую очередь, за счет французского зерна), из-за неблагоприятных погодных условий, снизится с 22 млн. т в 2010/2011 МГ до 13-14 млн. т в нынешнем МГ. По мнению USDA уменьшение экспортных поставок пшеницы из США и стран ЕС будет полностью компенсировано за счет причерноморского зерна.
В то же время, по оценкам USDA, мировой спрос на пшеницу в 2011/2012 МГ вырастет всего на 3% и составит 675 млн. т. Высокие урожаи в Китае, Индии и Египте, на которые приходится более трети мирового потребления пшеницы, окажут стабилизирующее воздействие на зерновой рынок и, соответственно цены. Благодаря неплохому урожаю и накопленным запасам крупнейший импортер пшеницы - Египет, в нынешнем МГ по данным USDA закупит до 10 млн. т этой культуры, что является наименьшим показателем за последние три года. В связи с хорошими видами на урожай этого года и накопленными запасами предполагается, что Марокко в 2011/2012 МГ закупит 2,1 млн. т (3,9 млн. т в 2010/2011 МГ), а Тунис - 1,5 млн. т (1,6 млн. т в 2010/2011 МГ). Импорт зерновых Турцией (еще одним важным покупателем причерноморского рынка) прогнозируется на уровне 3,1 млн. т, что является самым низким показателем с 2006/2007 МГ.
По данным Australian Bureau of Agricultural&Resource Economics and Sciences, в зерновом сезоне, начинающемся с 1 октября, Австралия намерена экспортировать 20,4 млн. т пшеницы, что на 9,4% (+1,92 млн. т) больше, чем в предыдущем сезоне и на 1,5% (+0,3 млн. т) выше по сравнению с июньским прогнозом. Таким образом, Австралия потеснит страны ЕС, как второго мирового поставщика этой культуры на третью позицию. По мнению Bloomberg, это еще более повысит давление на экспортные цены, которые после сообщения о возвращении РФ с 1 июля на зерновой рынок и так уменьшились на 19%. Кроме того, после 4-х летнего запрета правительство Индии в начале сентября 2011 г. разрешило своим трейдерам экспортировать 2 млн. т пшеницы и 2,1 млн. т риса, поскольку накопила достаточно большие запасы этих культур. Тем самым предложение пшеницы на мировых рынках еще более возросло, что не преминуло сказаться на ее цене.
В итоге, прогноз предложения пшеницы в текущем сезоне в мире был повышен на 7,6 млн. т. При этом, еще и запасы пшеницы составят по прогнозу 194,6 млн. т, что на 5,7 млн. т выше прошлых показателей. Именно поэтому наблюдается снижение мировых цен на зерновые. Не останавливаясь пока на ценах, а исходя лишь из спроса на зерно, отметим, что востребованность всего экспортного потенциала стран Причерноморья по зерну вызывает определенные сомнения. Это в отношении спроса. Теперь подробнее рассмотрим возможное предложение зерна со стороны РФ, Украины и Казахстана, а также возникающие при этом проблемы.
Россия
По официальным данным с 1 июля по 13 сентября Россия уже экспортировала более 7,2 млн. т зерна и не собирается снижать темпы отгрузок, которые являются самыми высокими за последние пять лет. По мнению правительства РФ в течение сентября - декабря страна может реально экспортировать еще по три с лишним миллиона тонн зерна в месяц, т.е. до января 2012 г. российские экспортеры намерены поставить на внешний рынок свыше 16 млн. т зерна. Тем самым может быть установлен рекордный объем экспорта российских зерновых.
Стоит отметить, что россиянам удалось добиться практически невозможного - в кратчайшие сроки, после почти годового отсутствия на зерновом рынке, полностью восстановить свой статус. Если в июле для этого пришлось изрядно демпинговать (предлагая зерно на 30-50 $/т дешевле французского), то сейчас российское зерно приобретается практически по мировым ценам. Такому быстрому восстановлению позиций, способствовало и то обстоятельство, что некоторые зернотрейдеры начали заключать форвардные контракты на экспорт продовольственной пшеницы нового урожая еще в конце мая - начале июня 2011 г., не дожидаясь официальной отмены запрета на экспорт.
Египет, который дважды игнорировал заявки российских экспортеров, затем начал активно закупать пшеницу из РФ. Тем самым опасения того, что РФ не сможет вернуться на свои традиционные рынки сбыта, оказались, мягко говоря, преувеличенными. Озвученные журналом Fairplay достаточно низкие прогнозы Зернового Союза (ЗС) РФ по объемам экспорта пшеницы (июль - 1,5 млн. т, август - 2,0 млн. т и сентябрь - 1,5 млн. т) оказались явно заниженными, и фактические результаты экспорта значительно превзошли эти пессимистические ожидания. Объем одних только тендерных поставок из РФ в сентябре составит 1,08 млн. т против 595 тыс. т в августе. Экспорт зерна из РФ в течение июля-августа осуществлялся в 34 страны мира, но ключевыми направлениями поставок оставались Турция, Египет, Саудовская Аравия и Израиль.
По данным августовского прогноза IGC, экспорт пшеницы из РФ в 2011/2012 МГ поднимется почти в четыре раза и составит 15,5 млн. т, и РФ вновь опередит Францию по этому показателю. По прогнозу ЗАО «Русагротранс» экспортный потенциал страны в этом МГ может превысить 23 млн. т зерновых, в т.ч. 18,5-19 млн. т пшеницы и муки, 1,5 млн. т кукурузы и 2,5-3 млн. т ячменя. Согласно новому прогнозу ЗС, экспорт зерна из РФ в 2011/2012 МГ может достигнуть рекордных 23,5 млн. т. По сравнению с 2009/2010 МГ, когда экспорт зерновых из РФ составил 18,2 млн. т, это действительно серьезный прирост (+29,1%), не говоря уже о 2010/2011 МГ, когда десять с половиной месяцев действовал запрет на вывоз зерна.
Правда, по мнению экспертов Института маркетинговых исследований РФ, более реалистичным является прогноз зернового экспорта из РФ на уровне 20-21 млн. т, поскольку более высокие цифры не учитывают конкуренции со стороны Украины и Казахстана, а также инфраструктурных проблем с вывозом зерновых. С таким подходом трудно не согласиться, хотя разница в 1,5-2,5 млн. т, отдаваемая на конкуренцию и инфраструктуру вызывает сомнения.
В августе объемы отгрузок через порты РФ и погранпереходы составили порядка 3,2 млн. т, в частности, из Новороссийского порта было вывезено более 1 млн. т зерновых против 830,5 тыс. т месяцем ранее. Но, свои проблемы с экспортом зерна возникают и в РФ. В конце августа, из-за инфраструктурных проблем, РФ в очередной раз (впервые в этом году, но регулярно в пик отгрузок в предыдущие годы) была вынуждена притормозить экспортные поставки зерна через главный глубоководный порт РФ - Новороссийск, на который с 27 августа начала действовать железнодорожная конвенция. Усугубила ситуацию штормовая погода, которая мешала судам покидать порт.
По мнению аналитиков французской консалтинговой фирмы Offre et Demande Agricole, даже кратковременные задержки в поставках российского зерна на мировые рынки, из-за «железнодорожной пробки», стимулировали рост экспорта пшеницы из ЕС. Так, по данным агентства Bloomberg за первую неделю сентября (как раз в период действия конвенции в Новороссийске) обязательства ЕС по поставке мягких сортов пшеницы подскочили на 50%, до 415 тыс. т. И тут же в РФ пошли разговоры об альтернативных схемах поставки с использованием перевалочных мощностей Украины и Прибалтийских стран. В этой связи заслуживает внимания сообщение о том, что после четырехлетнего перерыва зерновой терминал порта Вентспилс (Латвия) возобновил приемку российского зерна. Это стало возможным благодаря подписанию контракта на поставку зерновых грузов из РФ и Казахстана в текущем маркетинговом году в объеме 700 тыс. т.
Украина
По данным основных сельскохозяйственных регионов, в нынешнем году в Украине прогнозируется валовой сбор зерна в объемах около 50 млн. т. При этом, Украина сможет поставить на экспорт до 10 млн. т пшеницы, около 3,3 млн. т ячменя и 8,1 млн. т кукурузы; т.е. общие объемы экспорта могут достичь 23 млн. т. В 2010/11 МГ Украина экспортировала порядка 12 млн. т зерновых, притом, что вывоз зерна квотировался. В 2008/2009 МГ Украина поставила на внешние рынки рекордные 25,2 млн. т.
По оценкам USDA, экспорт украинской пшеницы в 2011/2012 МГ составит 9 млн. т, что в принципе совпадает со средне оптимистичными оценками. Несмотря на достаточно высокие прогнозы, реальные объемы экспорта зерновых из Украины за первые два месяца нового сезона не превышают 1,8 млн. т (-22% к показателям аналогичного периода 2010 г.), в т.ч. экспортировано 1 млн. т ячменя и около 700 тыс. т пшеницы. В украинских МТП июльские объемы перевалки зерновых и хлебных грузов снизились до минимального за последние пять лет уровня - 456 тыс. т.
В июле зерновой терминал компании «Нибулон» снизил отгрузки с 299 до 9 тыс. т, а стивидорная компания «ТИС-Зерно» не перевалила в июле ни одной тонны, хотя в июне с ее причалов ушло 285 тыс. т зерновых. В первую очередь это связано с тем, что в июле 2011 г. украинские экспортеры зерна получили тройной удар: спровоцированный возвратом РФ на зерновой рынок обвал цен, ввод экспортных пошлин и невозврат НДС. По мнению аналитиков, экспортные пошлины спровоцировали дополнительное давление на зерновой рынок и привели к сокращению запланированных объемов продаж. Неудивительно, что в этих условиях объемы украинского экспорта зерновых в июле буквально обвалились, что наглядно представлено на графике, показывающем динамику объемов перевалки зерновых грузов в украинских и российских портах. Более того, резко уменьшились и внутренние цены на зерновые, что ударило уже не по трейдерам, а по самим украинским аграриям.
Тем не менее, действие пошлин на экспорт зерна, скорее всего, сохранится до конца 2011 г., поскольку сильно уж велик соблазн получить в бюджет более 4 млрд. грн. от расчетного экспорта 24 млн. т зерна. Исходя из этой цифры, Украина должна ежемесячно (включая зиму) экспортировать 2 млн. т зерновых. По итогам июля - августа имеет место более чем 2-х кратное отставание и дальнейшая ситуация будет зависеть от конкурентоспособности украинского зерна. Пока что, украинское зерно уступает в конкурентной борьбе российскому, во всяком случае, по продовольственной пшенице.
Рассматривая объемы перевалки зерновых в портах Украины и РФ, уместно вспомнить, что политика РФ в отношении внешнеторговых грузопотоков и отечественных портов уже давно обнародована и ни для кого не является секретом: «российские грузы должны идти через российские порты». Нужно отметить, что этот постулат не только провозглашен и возведен в ранг государственной политики, но и успешно реализуется, поскольку в последние годы грузооборот портов РФ постоянно растет, а транзит через Украину и Прибалтику постоянно сокращается.
Причем достигается это не всегда за счет свободной конкуренции и рыночных механизмов. Достаточно вспомнить пресловутые «заградительные» железнодорожные тарифы, при отправках ряда грузов не на российские порты, а на сухопутные погранпереходы, когда даже нулевой тариф «Укрзализныци» не компенсирует искусственно завышенную ставку на российском участке перевозки. Но, бывают отдельные моменты, когда во имя более высоких стратегических целей, этот принцип ненадолго забывается.
На данный момент, для РФ такой целью является восстановление имиджа на мировом зерновом рынке и гарантированное обеспечение экспорта зерновых на уровне не менее 20 млн. т. Учитывая, что самим портам РФ с этой задачей вряд ли удастся справиться, можно вспомнить о существовании украинских и прибалтийских портов. Объективно заинтересованные в наращивании транзита украинские порты вряд ли откажутся от подобной перспективы, тем более, что собственный зерновой экспорт пока что не налажен. Но, если украинское зерно начнет продаваться на внешние рынки в докризисных объемах, наложение экспортного и транзитного зерновых потоков может заметно усложнить ситуацию с обработкой флота в МТП Украины, что тут же отразится и на фрахтовом рынке и на ставках демереджа.
Сегодня, экспортируя через украинские порты, российские компании, по данным некоторых операторов, теряют до 20-25 $/т на каждой тонне. При желании, слегка подправив тарифную политику, этот недостаток легко устраняется… Уже поступает информация о том, что правительство РФ к концу сентября может ввести понижающие коэффициенты на железнодорожные перевозки зерна на экспорт.
Правда, это всего лишь один из возможных сценариев дальнейшего развития рынка. Пока что заметного притока российского зерна в украинских портах не видно за исключением рейдовой перевалки в Керчи. Одна только компания «Трансшип», прочно занявшая лидирующие позиции в перевалке различных грузов на керченском рейде, только за август нынешнего года перевалила на балкера 525 тыс. т российского зерна, доставленного судами «река-море» из портов Ростов-на-Дону, Азов, Ейск и Таганрог (нужно понимать, что это никакой не транзит через Украину, а чистый экспорт). И это притом, что фрахтовая ставка только за доставку зерна из азовских портов на рейд Керчи с учетом отсутствия дисбурсментских расходов доходила до 20-22 $/т (разница между ценой зерна в мелководных и глубоководных российских портах вполне это вполне позволяет). Но, в разгар осеннее - зимнего периода рейдовая перевалка зерна будет существенно ограничена, и груз будет в основном отправляться с причалов незамерзающих портов.
Казахстан
Согласно прогнозам Министерства сельского хозяйства Казахстана, составит 19 млн. т, может стать настоящей головной болью для компаний, занимающихся отгрузкой зерна за пределы РК. По оценкам Минсельхоза, экспорт зерна может достичь 8 млн. т, хотя есть прогнозы, по которым Казахстан способен экспортировать порядка 10 млн. т зерновых.
Но, за первые восемь месяцев этого года на экспорт было поставлено всего 1018 тыс. т, против 3531 тыс. т в 2010 г. При этом, в августе текущего года на экспорт было поставлено всего 154,6 тыс. т (в 2010 г. - 388,8 тыс. т). В июле на экспорт удалось отгрузить 236,3 тыс. т зерна. А с 12 сентября Минсельхоз Казахстана практически остановил экспорт зерна. Проблема заключается в нехватке железнодорожных вагонов для перевозки зерна. С учетом 500 тыс. т зерна, которые необходимо срочно переместить в южные регионы страны, по подсчетам экспертов, нужно иметь свыше 7 тыс. зерновозов, но по факту КТЖ имеет в наличии всего 5214 зерновозов.
В связи с этим многие трейдеры приостановили закупку зерна, несмотря на резко снизившиеся в августе этого года внутренние цены. Обеспокоенность судьбой нового урожая в Казахстане связана с наличием зернохранилищ и подвижного состава для вывоза зерна. Тем не менее, правительство Казахстана как и прежде, намерено субсидировать поставки зерна в направлении Черного и Балтийского морей.
Говоря о причерноморском зерне в целом, следует отметить, что первые два месяца нового зернового сезона показали разновекторную направленность объемов перевалки в украинских, казахских и российских и портах. Несмотря на это, в целом по портам Азово-Черноморского бассейна сохранился повышательный тренд объемов перевалки зерновых грузов (благодаря портам РФ).
Только в сентябре 2011 г. международные аналитики оценивают зерновой экспортный потенциал Азово-Черноморского бассейна на уровне 4,5 млн. т. Всего, в нынешнем маркетинговом году, РФ и Украина потенциально могут экспортировать свыше 20 млн. т зерна каждая. Плюс порядка 8,0-10,0 млн. т зерна может поставить на внешние рынки Казахстан. Разница заключается в том, что если РФ всерьез занялась решением этой задачи, то в отношении Украины и Казахстана этого не скажешь. Это даже не назовешь игрой в поддавки. Представляется, что просто отсутствует умение (желание?) оперативно и гибко реагировать на изменяющуюся ситуацию и вовремя принимать необходимые решения.
Иначе никак не объяснишь сложившиеся объемы экспорта зерновых из этих стран. И закончиться это может весьма печально. Пройдя точку невозврата, когда уже будет поздно восполнить упущенные объемы экспорта и, не имея достаточных мощностей для хранения, зерно может потерять кондиции или просто сгнить. При этом, бюджет не получит пресловутые вывозные пошлины, фермеры безвозвратно потеряют вложенные средства и не смогут подготовиться к новой посевной, что аукнется еще и в следующем зерновом сезоне, ну а фрахтовый рынок не получит дополнительных объемов, что снизит спрос на тоннаж и, соответственно ставки.
Цена и фрахтовая составляющая
В 2010 г. неблагоприятные погодные условия в РФ, Украине, Казахстане, странах ЕС, а также Канаде привели к ажиотажному спросу, вызванному опасениями на нехватку предложения зерна на мировом рынке, что привело к резкому росту цен (не преминувшему сказаться и на уровне фрахтовых ставок). Цены на пшеницу на Чикагской зерновой бирже в течение июля 2010 г. выросли на 33%, что явилось рекордным ростом с августа 1973 г. Не последнюю роль в этом скачке цен сыграла угроза запрета вывоза российского зерна, что и произошло 15 августа 2010 г. Примерно тогда же в Украине заговорили о квотировании экспорта либо установлении временной вывозной пошлины, способной ограничить зерновой экспорт. Победили сторонники первого варианта, ну а вторая опция была реализована почти год спустя и уж явно не для пользы дела.
Анализ цен предложения на продовольственную пшеницу в российских и украинских портах Черного моря в 2009-2011 гг. показывает, что в июле 2010 г. цены подскочили на 43-45%, а в августе - еще на 12,0-12,5%, что неудивительно с учетом ввода запрета в РФ и квотирования в Украине. При этом обращает внимание, что в 2009-2010 гг. до ввода ограничительных мер, украинские цены постоянно были на 5-20 $/т ниже российских. Но, в условиях отсутствия предложения российского зерна к маю - июню 2011 г. украинские цены подскочили до 335-350 $/т. И это несмотря на то, что в течение июня мягкая американская пшеница подешевела до 245 $/т, снизившись сразу на 89 $/т или 26,6%.
Экспортные цены предложения на продовольственную пшеницу в глубоководных портах РФ и Украины в 2009-2011 гг., цена fob, $/т
Месяц |
2009 |
2010 |
2011 |
РФ |
Украина |
РФ |
Украина |
РФ |
Украина |
май |
170-200 |
165-190 |
175-180 |
170-180 |
– |
345-350 |
июнь |
195-205 |
175-190 |
160-180 |
155-180 |
– |
335-350 |
июль |
165-185 |
165-180 |
160-230* |
155-225* |
225-245 |
235-300** |
август |
170-185 |
165-180 |
240-270 |
250-280 |
237-256 |
235-255 |
сентябрь |
160-180 |
155-175 |
– |
250-285 |
260-280 |
260-285 |
* - со второй половины июля 2010 г. после сообщения о возможном запрете на экспорт зерновых в РФ и квотировании в Украине;
** - в начале июля 2011 г.
Источник: Промышленные грузы
В июле 2011 г., РФ вернулась на рынок с ценой 225-245 $/т, по сути, с тех же позиций, с которых ушла в августе 2010 г. Эти ценовые параметры вполне позволяли успешно конкурировать с французской пшеницей, и в то же время, были на 12,5-53,2% выше цен на продовольственную пшеницу в мае - сентябре 2009 г. и мае - июне 2010 г. В этих условиях украинским экспортерам пришлось спуститься с небес на землю и следовать в фарватере российских цен, которые в течение августа выросли на 23-26 $/т, поднявшись до 260 $/т (FOB - глубоководные порты Черного моря РФ).
За первые две недели сентября цены подскочили до 280 $/т. Но, как отмечают аналитики, фундаментальных факторов для роста цен на пшеницу в мире нет, поскольку предложение пока вполне удовлетворяет спрос. Поэтому, с середины сентября, цены на пшеницу вновь пошли вниз, показав на Чикагской бирже снижение на 3,6%. РФ, опять таки, оперативно на это отреагировала, победив по данным «Украгроконсалт» на последнем (и самом крупном) тендере в Египте со средней ценой в 278,40 $/т, что на 12 $/т ниже, чем на последнем тендере, когда Египет также закупал российскую пшеницу. При этом, французская пшеница предлагалась по цене 283,95 $/т, плюс дополнительные расходы в 5 $/т при отгрузке. Как видно, разница весьма незначительная, в связи с чем, большое значение начинает приобретать фрахтовая составляющая, которая в последнее время так же прописывается в закупочных контрактах.
При сравнении фрахтовых ставок в августе 2011 г. на перевозку одинаковой партии зерновых (25, тыс. т) на Алжир из разных регионов отправки, видно, что из портов Аргентины они составляют 49 $/т, Франции (Дюнкерк) - 23 $/т и Украины (Севастополь) - 30 $/т. Таким образом, сегодняшний уровень фрахтовых ставок при, допустим, равной цене FOB зерна в портах отправления в размере 300 $/т, дает весьма незначительный диапазон разбега фрахтовой составляющей в цене C&F на уровне 7,1% - 9,1% для французского и украинского зерна, в то время как для аргентинского зерна этот показатель достигает 14%. Соответственно, чтобы быть конкурентоспособным на алжирском рынке, зерно из Аргентины изначально должно быть на 26 $/т дешевле французского и на 19 $/т - украинского.
Фрахтовые ставки
Говоря о сухогрузном рынке в целом, следует отметить, что отнюдь не зерновые грузы, а перевозки руды и угля играют в нем доминирующую роль. Но, это справедливо главным образом для крупнотоннажных балкеров «кейпсайз» и «панамакс». В отношении балкеров «хендисайз», а также коастерного тоннажа и судов «река-море», на рынке установились несколько иные закономерности, при которых объемы производства и экспорта зерновых играют определяющую роль в том или ином уровне фрахтовых ставок и их динамике.
Введенный РФ в середине августа 2010 г. запрет на экспорт зерна после непродолжительного всплеска, связанного с ускоренным вывозом зерна из российских портов до 15-го августа, затем буквально обрушил коастерный рынок в Азово-Черноморском регионе. По мнению многих брокеров даже кризис 2008 г. в меньшей степени обвалил данный сегмент фрахтового рынка. По подсчетам аналитиков, ушедшие с рынка 8 млн. т зерна привели к тому, что уже к середине осени фрахтовые ставки в ряде случаев снизились настолько, что стали ниже себестоимости перевозок. Этот грузопоток так и не смог быть восполнен никакими другими товарами, несмотря на определенный рост отправок некоторых других товарных групп (удобрения, металлургическое сырье и т.д.). Затишье наблюдалось и на рынке балкеров «хенди». Освобождающиеся на Черном море балкера «хендимакс» вынуждены следовать в балласте в направлении Гибралтара.
В лучшую сторону ситуация изменилась лишь в июне 2011 г. Одно только сообщение об отмене запрета на экспорт зерновых из РФ и снятии квот в Украине, сыграли роль катализатора для существенного подъема фрахтовых ставок. Особенно заметно по сравнению с маем выросли рейсовые и тайм-чартерные ставки на суда «река - море». И наоборот, более чем двукратное снижение объемов экспортных поставок французского зерна из порта Руан во 2-ом квартале 2011 г. дало основания морским аналитикам прогнозировать снижение фрахтовых ставок на перевозки балкерами «хендисайз» в 3-м квартале до 25%.
Возвращаясь к нашему региону, отметим, что благодаря резко возросшим отгрузкам зерна, тон фрахтового рынка в Азово-Черноморском бассейне, в отличие от остальных сегментов коастерного рынка, в июле 2011 г. заметно улучшился. Фрахтовые ставки на перевозку 3 тыс. т зерна из Ростова-на-Дону в Александрию достигли 64 $/т, а в Ашдод - 61-62 $/т. Такого высокого уровня фрахта коастерный рынок не видел с осени 2008 г.
Но, наблюдавшаяся в июне - июле 2011 г. эйфория и игра судовладельцев на повышение (по мнению некоторых брокеров, фрахтовые ставки на Египет должны были достичь 70 $/т и более) продолжались недолго и, в итоге не оправдались, слишком оптимистичные прогнозы на то, что контрактные ставки на перевозку зерновых в августе - сентябре достигнут заоблачных высот. Достаточно сказать, что во второй половине сентября фрахтовые ставки из Азова на Израиль снизились до 52 $/т, т.е. на 10 $/т (точно в фарватере снижения цен на зерно). Поэтому, если очередной этап фрахтового бума в Азово-Черноморском бассейне, благодаря росту отгрузок зерна, и состоится, то, скорее всего, это произойдет уже в октябре 2011 г.
Все будет зависеть от конкретной рыночной обстановки, включая фактические объемы экспорта, инфраструктурных моментов в портах (загруженность элеваторов, подвоз зерна автотранспортом и его предпродажная подготовка, скопление судов и т.д.) и ситуации на железной дороге. Если отгрузки украинского зерна все же активизируются, то это, безусловно, окажет дополнительную поддержку фрахтовому рынку (в первую очередь, в сегменте балкерного тоннажа). При благоприятном для судовладельцев сценарии, фрахтовые ставки могут иметь твердый тон вплоть до конца декабря 2011 г., а затем постепенно снижаться до июня 2012 г. Как это уже имело место в 2002/2003 МГ, когда наблюдался аналогичная ситуация на фрахтовом рынке и фактический урожай соответствовал сегодняшним прогнозным величинам.
В заключение отметим, что настоящий обзор не претендует на какое-либо законченное исследование процессов, происходящих на зерновом рынке Причерноморских стран. В нем лишь обобщены последние события и сделана попытка увязать их с фрахтовым рынком. Для того, чтобы правильно оценить конкурентоспособность, скажем украинского зерна на мировом рынке, необходимо более глубокое и предметное исследование, учитывающее железнодорожную или авто составляющую, стоимость предпродажной подготовки, ставки стивидорных работ, портовые тарифы на сборы и услуги и т.д. Это может стать предметом рассмотрения в следующем обзоре. Но, в любом случае хотелось бы пожелать и РФ, и Украине, и Казахстану сделать все возможное, чтобы полностью реализовать самые высокие экспортные прогнозы в условиях честной рыночной конкуренции. Чтобы не сгнило где-то на элеваторах или неподготовленных складских площадях «лишнее» зерно, аграрии смогли подготовиться к новому зерновому сезону, а флот и порты - получить столь необходимую дополнительную загрузку. |