09.05.2017 :: 07:26
Зачем Украина «продавала» курдам ПТУРСы
Андрей Старостин
Политическая конъюнктура военно-технического сотрудничества между Украиной и Турцией переживает коренные изменения, к которым производители вооружений РФ оказались не готовы.
В Стамбуле 9 - 12 мая 2017 г. состоится Международная ярмарка вооружений IDEF-2017, которая обещает стать переломным моментом для взаимоотношений в сфере ОПК между Украиной и Турцией. В ходе подготовки IDEF-2017, 28 апреля Киев посетил глава комитета оборонной промышленности Турции Исмаил Демир, который заверил представителей СМИ, что украинский и турецкий ОПК ожидает развитие новых направлений интеграции: «Мы видим, что наши страны могут обеспечить реализацию многих масштабных проектов. Это даст синергию и укрепит оборонный потенциал».
В тоже время, в отличие от быстрого продвижения Украины на рынок турецкой оборонной промышленности, никакого оптимизма для роста позиций РФ в этой стране нет. Учитывая большие амбиции Турции в сфере ОПК, определенную перспективу имеют несколько российско-турецких совместных проектов. Однако для того, чтобы они начали работать, должны сложиться соответствующие политические условия. А именно их и нет. В частности, за месяц до IDEF-2017, должностные лица новой администрации США предупредили РФ о недопустимости поставок российского оружия формированию «Талибан» в Афганистане. Затем, в апреле, суд балканской Республики Черногория обвинил нескольких граждан РФ в попытке вооруженного переворота в стране, и покушении на премьер-министра.
После этого феерического российского провала на Балканах, пришла очередь Сирии. Уже в мае, Нuman Rights Watch (HRW) обвинила власти РФ в том, что те имели прямое отношение к гуманитарным военным преступлениям в этой стране - поставили новые взрыватели к химическим авиабомбам советского образца, ХАБ 250 и ХАБ 100, которые были на вооружении армии сирийского режима. HRW заявила, что с декабря 2016 г. сирийская армия как минимум 4 раза применяла авиабомбы с отравляющими веществами, а также распыляла газы с вертолетов. Химическое оружие - неизбирательное оружие массового поражения. Ввиду этого, международные инстанции следят за этой сферой с собой тщательностью. Международная Организация по запрещению химического оружия, ОЗХО, установила, что во время удара, сирийской правительственной авиации по городу Хан-Шейхун, 4 апреля, мирное население пострадало от газа зарин или его модификаций.
Здесь стоит напомнить, что основной нюанс с засветившимися в Сирии триггерами авиабомб российского производства состоит в том, что РФ наряду с США была гарантом проведенного в 2011 - 2013 гг. процесса разоружения химических войск Сирии. Москва принимала участие в операции по ликвидации якобы всего сирийского химического ОМП, а теперь выясняется, что российские и сирийские власти шли на сознательный обман.
Могут ли подобные политические обстоятельства деятельности РФ на Ближнем и Среднем Востоке стать стимулом для развития отношений РФ и Турции в оборонно-промышленной сфере? Вряд ли. И даже наоборот, всплывающие с завидным постоянством то в Афганистане, то в Черногории, то в Сирии «перлы» российской внешней политики играют роль тормоза. Они останавливают то, что в Анкаре и Москве продолжают называть «российско-турецкой нормализацией».
Украина активно пользуется ущербностью российской внешней политики. Позиции РФ в этом регионе последнее время откровенно проседают. Они тонут под давлением авантюр, затеянных Москвой на Балканах, в Афганистане и Сирии. Это играет на руку планам украино-турецкой интеграции в сфере совместного производства некоторых видов оружия и спецтехники. Украинская промышленность сумела сохранить достаточный технологический потенциал, чтобы заинтересовать турецкие оружейные компании проектами в сферах бронетанковой промышленности, авиа- и ракетостроения, производства систем ПВО.
Запутавшись в экспансии по периметру границ Турции, у РФ остается единственный инструмент, чтобы подпортить украино-турецкие перспективы - он состоит в провоцировании скандалов вокруг украинского оружейного экспорта. По традиции, с тех времен, когда Киев послушно плелся в политической орбите Москвы, инспирированные ею оружейные скандалы всегда были инструментом целой медиа-индустрии подрыва доверия к украинским экспортерам. Богатая практика компрометации Украины базировалась на четырех аспектах. Во-первых, - Украина была и остается основным и главным соперником РФ на мировом рынке «постсоветских» вооружений, и ухудшение позиций Киева попросту финансово выгодно Кремлю. Во-вторых, - Украина обладала специализированным морским портом для перевалки вооружений, портом Ольвия (бывший Октябрьск). Через который переваливались значительные объемы военных грузов РФ. Это обстоятельство значительно облегчало задачу по шифровке поставок, а, в случае их провала, помогало перекладывать на Украину вину, и ее же дискредитировать. В-третьих, - втягивание Украины в перманентные скандалы с нелегальными поставками вооружений не способствовали ее сближению с США и ЕС, вынуждая украинское руководство дрейфовать в сторону РФ. И, в четвертых - инспирированные РФ оружейные скандалы с Украиной отвлекали внимание мирового сообщества от нелегальных поставок РФ вооружений в страны, находящиеся под действием ограничений и санкций.
Ныне, когда роль Украины как сателлита РФ полностью ушла в прошлое, поменялись и российские методы. Например, отпала необходимость осуществлять поставки российского оружия Сирии и Ирану нелегально, через третьи страны. Сейчас Кремль предоставляет свою военно-транспортную авиацию для переброски оружия из Ирана в Сирию. Наряду с поставками авиации и бронетехники, поставляются такие серьезные типы вооружений, как зенитно-ракетные комплексы С-300. Что касается нелегальных поставок, то они не прекращены, а просто поменяли маршрут. Вместо Ирана и Сирии, РФ поставляет оружие боевикам «Хезболла» и РПК (Рабочей Партии Курдистана).
Последняя ведет открытую подрывную деятельность в Турции и систематически работает на дестабилизацию обстановки в юго-восточных турецких регионах. При этом Москва откровенно шантажирует Анкару обещаниями «прекратить поддержку» курдов в случае, если Турция за это щедро заплатит, то есть, купит какое-нибудь российское оружие, например, зенитные ракетные комплексы.
Следовательно, курдский вопрос - для Кремля достаточно важен, при чем до такой степени, что она готова бросать значительные кадровые и денежные ресурсы для того, чтобы создать иллюзию поставок оружия из Украины для нужд РПК. Недавно, например, российская пресса в один голос начала уверять, что силовым структурам Турции удалось пресечь нелегальную поставку с украинской территории в Сирию… дефицитных в самой Украине ПТУР «Фагот», которые востребованы украинской армией для отражения российской же агрессии в приграничных районах нашей страны.
В ходе этих и других попыток, россияне активно продолжают использовать наработанные и замусоленные российскими масс-медиа еще со времен «Арабской весны» темы поставок оружия и наемников из Украины в зоны военных конфликтов в Сирии, Ливии и Йемене. Именно с этого, «арабо-весеннего» периода, создание террористических организаций и поддержка сепаратистских формирований по всему миру стали одним из главных атрибутов кремлевской экспансии: это и финансовая составляющая, и поставка вооружений.
Прежний «список» скандалов связанных с якобы нелегальной продажей украинских вооружений в разные страны впечатляет - Ливия (1996 г.), афганские талибы (1998 г.), страны Африки (1997 - 2000 гг.), Ирак (2002 г., - громкое дело «Кольчуги»), Грузия (2008 - 2009 гг.), Судан, Армения и Сирия (2012 г.). Ни одна из перечисленных трансакций не была даже фактически доказана, не говоря уже о судебных разбирательствах, до которых дело так и не доходило.
Сегодня, на фоне растущей украино-турецкой интеграции в оборонной сфере, ставки РФ в игре существенно выросли. Поэтому, и до ярмарки IDEF-2017 и после нее, Киеву и Анкаре следует ожидать новой волны российской пропаганды. С одной стороны, эта волна должна дискредитировать возможности Украины как надежного партнера Турции. И с другой стороны, российские медиа будут стараться всеми способами переключить внимание международного сообщества на Украину, чтобы затенить откровенные российские внешнеполитические провалы на Балканах и Сирии. |