Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Грузопотоки
18.09.2017 :: 18:47
Зачем «Нафтогазу Украины» нужен танкерный ажиотаж
Андрей Старостин

В сентябре 2017 г. МНТ «Южный» заработал впервые за пять лет - без его запуска вряд ли можно провести намеченный на эту осень раздел активов главной украинской нефтегазовой монополии.

В начале сентября Украина повторила прошлогоднюю попытку по развитию транзита нефти в Беларусь из порта Южный - этот порт решением Кабмина получил 75%-ную скидку для танкеров с транзитной сырой нефтью. Скидка необходима для повышения коммерческой привлекательности трубопроводного маршрута Одесса - Броды - Мозырь. Из-за низких мировых цен и роста прибыльности предприятий нефтепереработки, в этом году к этому маршруту начали вновь проявлять интерес три ведущие нефтеторговые компании Швейцарии, Азербайджана и Ирана.

Эпицентры нефтяной конкуренции

Если судить по позициям в переработке и сетях АЗС в регионе Восточной Европы, самым крупным из этих трех торговых игроков выглядит швейцарская KMGI, KazMunaуGaz International. Этой компанией владеют одноименная государственная корпорация Казахстана, и частная китайская корпорация CEFC. Главным активом KMGI в сфере поставок нефти для Восточной Европы являются принадлежащие ей нефтяные терминалы в порту Батуми (Грузия), и Констанца (Румыния). Их мощность, соответственно, составляет 15 млн. т и 30 млн. т в год.

Собственная добыча нефти и конденсата группы компаний KMG в прошлом году составила 22,6 млн. т. В Украине основным активом KMGI считается компания «Ромпетрол Украина», и небольшой нефтепродуктовый терминал в порту Измаил. В результате состоявшейся в 2015 - 2016 гг. смены собственников KMGI и прихода китайских инвестиций, эти украинские нефтяные активы на время сбавили свои обороты.

Второй крупный игрок на рынке Восточной Европы, это азербайджанская государственная «Socar». Ей принадлежит терминал Кулеви в Грузии мощностью 3 млн. т нефти и 7 млн. нефтепродуктов. Добыча нефти этой компанией составила 7,5млн. т. До середины 2017 г., в орбиту интересов азербайджанской компании входила аренда части активов нефтегавани Одесского морского торгового порта.

И третий, сравнительно новый игрок на рынке сырой нефти Восточной Европы, - это иранская NIOC, которая обладает растущим ресурсом добычи нефти более 150 млн. т. Ведущая швейцарская дочерняя компания NIOC, Naftiran Intertradе, специализируется на своп-сделках в портах Черного моря. Эта компания отгружает для Азербайджана и Казахстана нефть для клиентов этих стран на Дальнем Востоке, и взамен получает от них каспийскую нефть для поставки в Европу по Азово-Каспийскому танкерному пути. До 2016 г., главным клиентом Naftiran Intertradе по своп-операциях в Черном море был главный трейдер российского «Лукойл», швейцарская Litasco. Она ежегодно закупала у иранских владельцев до 2 млн. т каспийской нефти для снабжения НПЗ «Лукойл» в Румынии. В редкие годы, часть потребностей этого НПЗ снабжалась не из Костанцы, а по железной дороге из Украины и по нефтепроводу «Дружба».

Азербайджанский транзит

На украинском направлении взаимной конкуренции этих трех игроков, наибольшую активность начала проявлять «Socar». 1 сентября, например, эта компания приняла в порту «Южном» танкер с 80 тыс. т нефти сорта Urals. 250 тыс. т этой нефти прошлой весной было вытеснено из нефтепровода Августовка - Кременчуг для замены на нефть азербайджанского сорта, и транспортировано на одну из ниток трубопровода Броды - Мозырь. Несколькими днями позже, порт Одессы принял очередной танкер с нефтью сорта Azeri Light для снабжения единственного работающего крупного предприятия украинской нефтепереработки, Кременчугского НПЗ.

Дальнейшее вытеснение нефти российского сорта из украинских трубопроводов подразумевает покупку госкомпанией «Укртранснафта» технической Azeri Light для того, чтобы, без прекращения транзита из РФ на Венгрию, заполнить ею одну из ниток многониточного участка на маршрутах Одесса - Броды - Мозырь и Одесса - Броды - Кралупы (Чехия). Такая операция позволит компаниям Украины и Азербайджана разморозить соглашение 2011 г. о поставке в Беларусь 15 млн. т азербайджанской нефти в год. На случай если Минск не устроят цены азербайджанских продавцов, предполагается заключать договора с НПЗ компании Orlen в Чехии, или НПЗ компании Венгрии и Словакии.

Транзит и раздел активов «Нафтогаза»

В целом, трубопроводная монополия «Уктранснафта» и ее владелец, НАК «Нафтогаз Украины», могут благодаря активности азербайджанских партнеров достичь стратегической цели - увеличить более чем в два раза транзит нефти через Украину с нынешних 12 млн. т в год. Это мизерный объем. Поскольку Украина имеет очень большие проектные мощности перекачки. Это 15 млн. т нефти из Южного на Броды, 30 млню т из Мозыря на Ужгород, и еще 30 млн. т по реверсному направлению Кременчуг - Одесса. Недозагрузка этих гигантских мощностей сулит украинской власти драматические последствия. Работа на неполную мощность, в частности, может крайне негативно повлиять на запланированный в 2018 г. окончательный раздел активов НАК на отдельные государственные торговые и транспортные компании.

При слабой загрузке, разделяемые активы могут быть оценены ниже своей фактической стоимости. Чтобы эффективно разделить активы НАК, трубопроводам однозначно нужен рост объемов на их транзитные мощности. В противном случае, раздел активов может привести к непредсказуемым последствиям. Но как раз между заказчиками к 2017 г. усилилась конкуренция, которая выросла из-за низких мировых цен, и борьбой нефтекомпаний за самые аппетитные и динамичные рынки.

Самый высокий уровень прибыльности в нефтяной отрасли из сектора добычи перешел на транспорт и переработку нефти. Ценность нефтепроводов и НПЗ растет, разогревая борьбу различных игроков рынка за эти сектора. Парадокс ситуации заключается в том, что когда в Украине в 2014 г. запланировали реформу госактивов в этих секторах именно на 2017 - 2018 гг., никто не задумался, как вообще можно будет эффективно реформировать простаивающие мощности.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}