10.03.2008 :: 09:17
Винский не пускает «Укрзализныцю» в Европу
Анатолий Николаев
Минтранссвязи подозрительно долго думает о целесообразности проекта строительства железной дороги европейской ширины от границы с Польшей до Львова
Министр транспорта и связи Иосиф Винский почти месяц не может определиться, нужна ли Украине прямая беспересадочная железная дорога европейской ширины от границы с Польшей до Львова. По крайней мере, как сообщили tbu.com.ua во Львовской мэрии, необходимая информация министру была давно передана. А в середине февраля после встречи Президента с мэрами городов, принимающих Евро-2012, министру транспорта было дано поручение создать рабочую группу по данному проекту.
Проект «EuroRailLviv» предполагает строительство 80-км участка железной дороги европейской ширины (1435 мм) от польского Пшемысля до Львова со скоростью движения свыше 200 км/ч. В перспективе рассматриваются варианты продления линии до Киева и Черновцов (и дальше на Румынию). Проект также включает строительство во Львове нового терминала с расположением «европейских» путей в подземном уровне вблизи существующего вокзала, а также продление линии до аэропорта.
В зависимости от выбранного варианта проект оценивается в EUR500-700 млн. Его реализация позволит избежать потери времени на перестановку вагонов на границе. При этом использование комфортного подвижного состава европейских железных дорог привлечет туристов во Львов даже без привязки к Евро-2012. И кроме экономии времени на перестановку вагонов с «советского» (1520 мм) на европейский путь (1435 мм), не будет остановок при проведении пограничного и таможенного контроля.
Инициаторы проекта рассматривают организацию движения поездов по маршрутам Берлин-Львов (6 часов в пути, средняя цена EUR100), Львов - Брно - Братислава - Вена (5,5 часов, EUR100) и Варшава - Львов (4 часа, EUR50), а также по 2 кругорейса в день (рельсовый автобус) по маршрутам Львов - Краков (3 часа, EUR20), Львов - Люблин (3 часа, EUR20) и Львов - Жешув (2 часа, EUR10). Теоретически при наличии такого пути можно наладить сообщение даже с Лондоном или Лиссабоном. Очень показательно, что при сопоставимом туристическом потенциале Краков в прошлом году посетило 10 млн. туристов, а Львов - 450 тыс.
Проект продления европейской колеи до Львова обсуждался еще в середине 1990-х и даже были сделаны проектные разработки во времена, когда Львовскую железную дорогу возглавлял Георгий Кирпа. При этом Г.Кирпа собирался после строительства автобана Киев - Одесса вплотную заняться эти проектом. Новый толчок идея получила в связи с чемпионатом Европы по футболу 2012 г. В частности этот проект заложен во Львовскую региональную программу подготовки к Евро. Его стоимость оценена в программе в 5 млрд. грн. за счет средств инвесторов.
Проект поддерживают министерство транспорта Польши и Польская железная дорога. В частности и потому, что в Польше уже проводится модернизация пути на участке Краков - Пшемысль. Будет очень странно, если скоростная линия на польской территории будет заканчиваться в маленьком провинциальном Пшемысле. Помощь в реализации проекта может оказать его сторонник - экс-премьер министр Польши Казимеж Марцинкевич, входящий сейчас в Совет директоров ЕБРР. О своем интересе также заявляла Бельгийская железная дорога, реализовавшая аналогичный проект в Литве с доведением европейского пути до Вильнюса. В Украине кроме местных властей в реализации проекта участвует львовская финансово-промышленная группа «Росан» (транспортные перевозки, турбизнес, финансовые услуги).
Что интересно, в начале февраля о поддержке проекта львовские власти проинформировал вице-президент Еврокомиссии Жак Барро, который предложил украинской стороне провести встречу в Амстердаме 17-19 марта во время 6-го Международного конгресса по развитию скоростного движения UIC Highspeed. Об этом были проинформированы МИД Украины и Минтранссвязи. Но как сообщил источник в Минтранссвязи, на конгресс в Амстердам никто не едет. По одной простой причине - «Укрзализныця» начала экономить на загранкомандировках. При этом в Амстердаме по этому проекту намечены переговоры представителей железных дорог Польши и Германии.
Неявка украинской делегации на конгресс в Амстердам будет не понята еще и потому, что 25 февраля в Лондоне под эгидой Европейской бизнес-ассоциации и ЕБРР уже состоялась презентация проекта. Украинскую делегацию возглавлял вице-премьер Григорий Немыря, а в Амстердаме уже можно было приступить к обсуждению конкретики.
Для реализации проекта планируется создание международного консорциума. По имеющимся данным ЕБРР и Европейский инвестиционный банк готовы профинансировать до 80% инфраструктурной составляющей проекта.
Правда для Украины существует одна, пока теоретическая, опасность. В том случае, если европуть будет продлен до Черновцов с дальнейшим выходом на Румынию. Как ни странно, но главными жертвами станут украинские порты одесского региона, ведь это кратчайший путь из Констанцы через Польшу в страны Западной и Северной Европы. Ради такого Евросоюз может даже полностью за свои средства построить эту железную дорогу до границы с Румынией в придачу с новым вокзалом во Львове. И тогда во многом потеряет смысл транзитный коридор Одесса/Ильичевск - терминалы Польши. Особенно в контексте намеченного развития контейнерных терминалов в одесских портах с последующей доставкой в центральную Европу.
И от того, насколько европейские структуры при создании консорциума будут настаивать на продлении европейской колеи не только до Львова, станет понятно, связана ли готовность финансирования проекта только с Евро-2012.
Стоит сказать, что после Г.Кирпы «Укрзализныця» выступала против строительства такого участка от Львова до границы. Вряд ли это было связано с вышеописанной геополитической будущей опасностью для одесских портов. Да, при создании консорциума и использовании на этой линии вагонов и локомотивов европейской колеи, «Укрзализныця» может надеяться разве что на «роялти» за проезд по территории. К тому же румынский грузопоток приведет к дополнительной нагрузке на погранпереходы с Польшей.
Но реальная причина кроется в нехватке средств и нежелании заниматься поиском инвестиций. Правда, железнодорожники правы в том, что нужно строить новую линию с территории Польши, а не продлевать уже существующую от Мостиски. Пропускная способность этой перегрузочной станции уже на пределе. Впрочем, судя по заявленной стоимости проекта, речь идет именно о строительстве новой линии. Оптимальным называется не существующий вариант Пшемысль - Мостиска - Львов, а новый Пшемысль - Краковец - Львов.
Еще одной причиной можно назвать то, что возможность захода в Украину европейских поездов скомпрометирует отечественную железнодорожную «пассажирскую мафию». Ведь, например, на поезд Львов - Берлин билет можно будет забронировать через Интернет или купить в любом турагентстве. Существование двух систем продаж явно будет не в пользу архаичной системы нынешних железнодорожных касс. Да и декларируемый уровень убыточности пассажирских перевозок также будет поставлен под сомнение. |