Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

17.06.2019 :: 06:56

Конвенции «Укрзализныци» на 17 июня 2019 г. ©
15.06.2019 :: 16:04

АМПУ постоянно осуществляет экологический мониторинг акватории портов ©
14.06.2019 :: 16:33

В Одесском порту начался «высокий сезон» пассажирских перевозок
14.06.2019 :: 14:38

Ernest Airlines начнет базировать два самолета в Украине
14.06.2019 :: 11:22

Авиакомпания SkyUp осенью запускает маршрут Киев - Львов
14.06.2019 :: 10:17

Оперативная информация о работе морских портов и каналов по состоянию на 14 июня 2019 г. ©



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Рынки и компании
23.02.2011 :: 16:43
В Украине банки расширяют ассортимент «услуг»
Владислав Ивченко

Один из ведущих украинских банков оказался втянутым в рейдерскую схему по захвату и уничтожению национального железнодорожного оператора.

18 февраля Федерация работодателей транспорта Украины высказала обеспокоенность по поводу нескольких судебных решений и причастности менеджмента ПАО «OTP Bank» к уничтожению одного из самых динамично развивавшихся до кризиса железнодорожных операторов ООО «Инвестиционная транспортная компания» (ИТК). Уже через год после создания, в парке компании было 449 грузовых вагонов. А стоимость всех активов, которыми управляла
ИТК, составила около 100 млн. грн. Сегодня этой компании нет. Свою позицию по поводу действий, о которых речь пойдет ниже, федерация высказала в своих обращениях в Генпрокуратуру, НБУ, руководителям парламентских комитетов по вопросам правосудия и по вопросам финансов и банковской деятельности. А также к председателю правления ПАО «OTP Bank» Дмитрию Зинкову.

Но вначале небольшой экскурс в историю. ИТК была зарегистрирована в феврале 2007 г. в Соломенском районе Киева. Соучредителями выступили физические лица - совладельцы ЗАО «Страховая компания «Каштан» братья Ростислав и Орест Захаркивы (по 25%) и известный в транспортной отрасли топ-менеджер Эльбрус Абдуллаев (50%).

Напомним, что Э. Абдуллаев в начале 1990-х был первым руководителем департамента железнодорожного транспорта Украины, затем работал на руководящих должностях в Ровенской области, госсекретарем Минтранса в 2002-03 гг. Собственно участие Э.Абдуллаева делает эту историю резонансной, поскольку подобных ситуаций с участием «маленьких украинцев» в нашей стране тысячи.

Вторым знаковым моментом, является факт участия в подобных схемах совладельцев страховой компании и менеджмента одного из ведущих банков страны. Как известно, для таких структур репутация является не последней составляющей для успешного ведения бизнеса.

Проблемы в ИТК начались летом 2008 г. Так часто бывает, когда бизнес начинает успешно развиваться, но ни одна из сторон не имеет контрольного пакета акций. 22 августа братья Захаркивы потребовали досрочного возврата финансовой помощи в сумме 5,8 млн. грн., внесенной весной 2007 г. для пополнения оборотных средств. Не дождавшись истечения семидневного срока, уже 26 августа права требования финпомощи были переуступлены в пользу ЧП «Компания «Ютал-Транс» (владелец Р.Захаркив). А через два дня «Ютал-Транс» подала иск в Хозяйственный суд Киева «о принудительном выполнении обязательства в натуре». И уже на следующий день суд принял решение об обеспечении иска путем наложения ареста на счета ИТК. На предложения разделить бизнес «по-мирному» реакции не последовало. Финпомощь была возвращена 3 сентября. Затем было еще несколько судебных исков.

Более того, Соломенский райотдел милиции даже возбудил уголовное дело в отношении менеджмента ИТК по фактам мошенничества и присвоения средств, но факты не подтвердились. 15 января 2009 г. решение о незаконном возбуждении дел принял Соломенский районный суд. Ситуация стала известна даже СБУ. В итоге Служба безопасности провела свое расследование и признала возбуждение дел незаконным. Как нам сообщили в Федерации работодателей транспорта, на «беседе» в СБУ сторонам конфликта предложили рассматривать спор в рамках гражданско-хозяйственного законодательства, провести независимый аудит, разделить активы и разойтись по-хорошему.

Братья Захаркивы отказались от этих предложений. Опустим другие детали этого конфликта, поскольку подобными ситуациями в наше время никого не удивишь. В начале 2009 г. ситуацию усугубил кризис. Объемы железнодорожных перевозок сократились более чем на 40%, арендные ставки для частных вагонов сократились с $25-30/сут. до $10/сут. Из-за этого ИТК, как и многие другие украинские собственники вагонов, приобретавшие их за счет валютных кредитов или на условиях лизинга, не смогли своевременно выполнять свои обязательства. И естественно, на финансовое положение компании повлиял конфликт акционеров.

Поэтому уже в апреле-июне 2009 г. пришлось вернуть 65 грузовых вагонов лизинговым компаниям. В феврале 2010 г., в счет погашения задолженности перед «Проминвестбанком», пришлось вернуть 184 вагона. А в августе 2010 г. Хозсуд Киева признал ИТК банкротом и открыл процедуру ликвидации общества.

На тот момент основным кредитором ИТК остался только ПАО «OTP Bank». В апреле-мае 2008 г. банк выделил два кредита на покупку 120 полувагонов на общую сумму $8830 тыс. сроком на семь лет. На момент предоставления кредитов рыночная стоимость этих, остававшихся в залоге у банка, новых вагонов составляла около $10 млн. Дополнительно в залог было передано 80 бывших в эксплуатации вагонов стоимостью более $2 млн. Кроме того, банк еще и потребовал гарантии поручителей - юридических и физических лиц, в т.ч. Э.Абдуллаева и Р.Захаркива (последний поручился квартирой в Киеве стоимостью более $1 млн.). Плюс в залог банка перешли имущественные права ИТК, в частности контракты на перевозки. На тот момент это выглядело как лишняя перестраховка и банковская бюрократическая волокита, но в итоге именно менеджмент ПАО «OTP Bank» спровоцировал неплатежеспособность ИТК.

Как отмечается в обращениях Федерации работодателей, с начала 2009 г. братья Захаркивы - «вступившие в сговор с ОТП-Банком преднамеренно совершали действия, неправленые на ухудшение финансового положения ООО «ИТК» с целью доведения компании до банкротства и завладения имуществом.

В частности:

- банк отказал в предоставлении каникул по выплате кредита;

- Захаркивы не подписывали протоколы собраний учредителей с предложением о реструктуризации кредитов;

- банк не разрешал использовать деньги на проведения ремонтов вагонов, в результате чего ИТК недополучила доход в размере около 400 тыс. грн;

- банк отказался забрать залоговое имущество в счет погашения долга по кредитам, несмотря на то, что согласно залоговых договоров на вагоны, стоимость имущества полностью соответствует размеру долговых обязательств».

После этого, в июне-августе 2009 г., банк предъявил требование к ИТК, «МЭК» и Э.Абдуллаеву о досрочном возврате кредитов. Р.Захаркив в этом требовании, почему-то указан не был.

Затем происходят еще более странные события. 29 сентября 2009 г. банк обратился в Печерский суд Киева с иском о взыскании солидарно с ООО «ИТК», Э.Абдуллаева и ООО «МЭК» $7565195,73. Но позже подает заявление об отзыве иска. Еще до отзыва иска из Печерского суда, такой же подается в Соломенский райсуд, но уже на сумму $8875714,37. Пока продолжалось рассмотрение дела, ИТК было признано банкротом, а комитет кредиторов возглавил ПАО «OTP Bank». Но за это время начислялась пеня и штрафы и затягивание дела только увеличивало сумму обязательств ИТК. В итоге банк реализовал 200 залоговых вагонов только в сентябре 2010 г. А покупателем стала уже упоминавшаяся компания «Ютал-транс». При чем именно «OTP Bank» предоставил кредит для этой покупки.

А дальше начинается полный абсурд. 27 октября 2010 г., уже после того, как банк получил свои деньги, Соломенский, суд выносит решение, которым удовлетворяет требования банка о взыскании долга с ИТК, Э.Абдуллаева и ООО «МЭК» на сумму 68000110,70 грн. Ответчики обращаются в Апелляционный суд Киева, который 9 февраля 2011 г. выносит вообще уникальную «ухвалу». Решение Соломенского суда было отменено в части требований банка о взыскании долга с ИТК как основного должника и «МЭК», но в отношении поручителя Э.Абдуллаева как физлица требования по взысканию сумы в размере 68000110,70 грн. оставить в силе. И это несмотря на то, что эта сумма уже была перечислена банку осенью прошлого года. Причем все операции происходили внутри одного банка, но его представитель в судебных заседаниях заявлял, что не имеет информации о погашении задолженности и эту информацию нужно проверять.

Желание любого банка заработать понятно. Но надо же думать и о деловой репутации. Согласно кредитным договорам с ИТК «OTP Bank» предоставив кредит в $8,83 млн. должен был получить за семь лет чуть более $11 млн. В итоге, после вышеупомянутых операций получил $11,028 млн. за два года.

Как отмечается в упомянутых обращениях Федерации работодателей: «Такое поведение менеджмента Банка подрывает имидж и авторитет ПАО «OTP Bank», как иностранного банка, учредителями которого являются субъекты Евросоюза, и который, наоборот, должен быть примером по отношению к конституционным правам граждан Украины».

Отметим, что до появления в конфликте этого банка ситуацию можно было рассматривать лишь как обычные «разборки» между акционерами ИТК. С другой стороны, если некие влиятельные в Соломенском районе Киева структуры могут организовать подобное в отношении влиятельного в транспортной отрасли человека, то, что говорить о «простых гражданах», не имеющих ни средств на адвокатов, ни возможностей привлечения «админресурса» к защите своих прав. А ведь в этом конфликте судебные и «правоохранительные» органы нарушили положения нескольких кодексов и законов. Не говоря уже о Конституции.

И так, в итоге - прекратила существование национальная вагонная компания, которая до 2015 г. планировала наращивать парк вагонов, заработать около $20 млн., вернуть кредиты, иметь в активах около $8 млн. валовой прибыли и парк в 500 грузовых вагонов. И это еще один негативный сигнал для инвесторов, желающих вкладывать деньги в железнодорожный операторский бизнес Украины.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов