10.01.2011 :: 10:34
«Укрзализныця» не смогла «договориться с таможней»
Василий Бондарь
ГТСУ предпринимает очередные действия по ужесточению системы финансовых гарантий при транзите, из-за которых потери железных дорог Украины только в этом году могут составить 1,5 млрд. грн.
5 января пресс-центр «Укрзализныци» распространил информацию о том, что за первые четыре дня января на пограничных передаточных станциях было задержано более 400 цистерн со сжиженным газом. В основном это транзитный газ (350 цистерн), а крупнейшее скопление произошло на станции Красная Могила с 250-ми цистернами из Казахстана. В сообщении отмечается, что работа этого пункта пропуска парализована. А общие убытки за первые дни января составили около 150 тыс. грн.
Проблема заключается в том, что с 1 января 2011 г. вступил в силу новый Налоговый кодекс, в котором сжиженный газ отнесен к группе подакцизных товаров. И теперь, при транзите через Украину, для него необходимо предоставление финансовых гарантий таможенным органам в отношении доставки на таможни назначения.
Стоит напомнить, что система финансовых гарантий, как инструмент борьбы с контрабандой, в форме прерванного транзита, была введена еще в апреле 1997 г. Были применены такие виды гарантий по обязательной доставке товаров до таможен назначения как денежный залог, банковская гарантия и страхование финансовой ответственности перевозчика через независимых финансовых посредников. Первым финансовым посредником стала компания «Гарант-Сервис», которую связывали с именем тогдашнего главы ГТСУ Леонида Деркача.
С 1 января 2004 г. в новом Таможенном кодексе было ведено понятие «таможенного перевозчика», который мог сам выступать гарантом. Тогда же железные дороги Украины получили лицензии таможенных перевозчиков, и в отличие от финансовых посредников, не брали деньги за эту услугу. Но уже в апреле 2005 г. ГТСУ лишила их этого статуса. Поводом стали свыше 100 нарушений таможенных правил. Хотя все они были связаны с человеческим фактором, в основном попытками проводников провезти сверх разрешенной нормы сигареты или алкоголь. И к обязательствам железных дорог по гарантированной доставке транзита на таможни назначения это не имело никакого отношения.
Длительные судебные разбирательства, обращения «Укрзализныци» к Кабмину и нескольким премьер-министрам так и не дали результата. В итоге, аргументом для судов стало то, что таможенный перевозчик должен быть один, а железных дорог шесть и транзитный груз проходит по территории двух или трех.
А суть проблемы заключается в том, что финансовым посредникам на время транзита фактически необходимо перечислять финансовый залог, суммируемый из таможенной пошлины, акциза и НДС. Плюс берется комиссия за «услуги». Деньги возвращаются, когда транзитный груз покидает территорию Украины.
На сегодняшний день уполномоченными гарантами являются четыре финансовых посредника и два банка, которые в 2010 г. предоставили ГТСУ гарантии на сумму около 7 млрд. грн. Как уже упоминалось, монопольное положение финансовых посредников, ненадолго пошатнулось лишь в 2004 г. при Георгии Кирпе. Но как видим, финансовые посредники неплохо себя чувствуют и сегодня.
Здесь надо отметить, что железные дороги, лишенные лицензий, в любом случае отвечают за доставку грузов. Согласно ст.142 Таможенного кодекса «Железная дорога несет ответственность за потерю или ненадлежащую доставку товаров, находящихся под таможенным контролем, до таможенного органа назначения». Более того, постоянное пополнение перечня товаров, подлежащих гарантированию, объясняет почему, начиная с 1997 г. железные дороги потеряли практически весь высокотарифный подакцизный грузопоток. Автотехника, алкоголь, сигареты просто ушли на автотранспорт, для которого действует другая система гарантий, предусмотренная конвенцией МДП (TIR) 1975 г.
И если в 1997 г. гарантии требовались лишь для транзита таких подакцизных товаров как автотехника, нефтепродукты, алкогольные и табачные изделия, то теперь для обеспечения «фронта работ» финансовых посредников перечень вырос еще на 84 позиции. Дошло до того, что гарантии требуются для транзита таких «потенциально контрабандных» товаров, как солома, фураж, резиновая обувь и синтетическая одежда. Остается только гадать, почему железным дорогам не дают статус таможенного перевозчика, хотя за 13 лет действия системы финансовых гарантий не было зафиксировано ни одного случая прерванного транзита по вине железных дорог.
5 января пресс-центр «Укрзализныци» также сообщил, что: «Гостаможслужба пытается расширить указанный перечень еще на 54 позиции, что по предварительным расчетам приведет к потере годовых объемов перевозок грузов транзитом территорией Украины в размере 8 млн. т и недополучению доходных поступлений железными дорогами Украины в размере около $160 млн. Также соответствующие отчисления недополучит госбюджет. При таких условиях, львиная доля транзитных грузов направляется грузовладельцами в обход Украины, главным образом через порты РФ и территорию Республики Беларусь (железные дороги этих стран имеют статус таможенного перевозчика)».
Видимо, имеется в виду проект закона «О предоставлении гарантий таможенным органам». На официальном сайте ГТСУ он был обнародован еще 30 ноября 2010 года. Как стало известно tbu.com.ua свою позицию по этому весьма оригинальному документу и анализу его регуляторного влияния уже высказали профильные ассоциации, транспортно-экспедиторские и другие компании. А о весьма расплывчатой реакции «Укрзализныци», которой грозит ежегодная потеря почти 1,5 млрд. грн. нам стало известно только сейчас. Да и то в общих словах. Хотя если посмотреть на ст.1 этого законопроекта, то железным дорогам места в этом бизнесе нет.
Об этом свидетельствует следующее определение: «гарант - уполномоченные специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в отрасли таможенного дела юридическое лицо-резидент, зарегистрированное в Украине в форме полного или коммандитного общества, банк, которые принимают на себя ответственность по уплате таможенным органам Украины таможенного долга в случае нарушения перевозчиком обязательства о выполнении установленных условий и порядка перевозки товаров, которые находятся под таможенным контролем, между таможенными органами Украины» [конец цитаты].
Ни слова о таможенных перевозчиках, статус которых определен в Таможенном кодексе. Возникает также вопрос - почему на этапе обсуждения проекта Налогового кодекса железнодорожники не объяснили Кабмину, чем чревато пополнение перечня подакцизных товаров, тем же сжиженным газом? В результате парализована работа станции Красная Могила и нанесен серьезный ущерб. Судя по всему, «договориться с таможней» УЗ не смогла. |