Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Энергоресурсы
22.10.2008 :: 08:02
Укрощение нефтетрейдеров по-украински
Наталья Журбенко

После очередного заседания экспертно-аналитической группы при Минтопэнерго Украины на прошлой неделе цены на нефтепродукты в рознице резко снизились - в среднем на 10-15 копеек. «Ручной режим» регулирования на украинском топливном рынке уже стал традицией.

Как все начиналось

Как только стоимость бензина и дизтоплива на отечественных АЗС начинает расти - жди «репрессий» от АМКУ. Вот и на прошлой неделе ведомство решило «пугнуть» собственников АЗС столичного региона «тщательной проверкой на предмет возможного сговора по одновременному
установлению одинаковых цен на бензин марки А-95». Свои подозрения Комитет мотивировал результатами мониторинга на рынке светлых нефтепродуктов: АМКУ заметил синхронное - до 6,15 грн. повышение операторами цен на бензин марки А-95 на большинстве АЗС Киева и области.

Не остался в стороне и министр топлива и энергетики Юрий Продан, который 15 октября 2008 г. на заседании экспертно-аналитической группы при министерстве потребовал от нефтетрейдеров снизить цены на топливо в связи с мировым стоимости нефти. По его словам, участники рынка должны были своевременно отреагировать на изменения, которые происходят на международных торговых площадках.

Напомним, на вторую декаду месяца экспертно-аналитическая группа по рынку нефтепродуктов повысила предельные цены на бензин А-95 на 3,5% до 6 грн./л, на ДТ на 5,74% до 6,63 грн./л. Как отмечают в пресс-службе - это первое повышение показателей ценового коридора с конца июля. В то же время, по сообщению Минэкономики, розничные цены на бензин А-95 в Украине с начала года выросли на 16% - в среднем до 5,93 грн./л, а в сентябре - снизились на 6,3%. Статистика министерства показала и подорожание дизтоплива в январе-сентябре на 27% - до 6,45 грн./л, в сентябре - удешевление на 4,2%.

Стоимость бензина А-76 повысилась с начала года на 13,4% - до 5,41 грн./л, в сентябре - снизилась на 5,4%. Тенденция к снижению стоимости нефтепродуктов длилась два месяца подряд: в августе бензин А-95 подешевел на 5%, А-76 - на 4,5%, дизтопливо - на 5%. Фактически, рынок показал, что пока госчиновники отдыхали, с мировыми тенденциями он успешно справляется сам.

Причины подорожания

В то же время, резкие скачки цен в середине октября вполне поддаются логическому объяснению. Но украинский рынок нефтепродуктов существенно повлиял мировой финансовый кризис. Как справедливо отметил глава представительства «Мажейкяй нафта» Игорь Майстренко, в подорожании сыграло роль постановление НБУ от 13 октября №319, которым были введены ограничения объемов авансовых платежей по импорту. Поэтому на рынок поступило меньшее количество импортных нефтепродуктов, чем ожидалось.

Нестабильный курс доллара также повлиял на ситуацию - на УМВБ доллар подскочил с 4,8 до 5,90 грн. При таком курсе входная цена, к примеру, импортного дизтоплива во второй декаде октября достигала 6600-6800 грн./т. Только валютный фактор добавил цене порядка 75 коп./л, - отмечают трейдеры. Закономерно, что они решили «перестраховаться» и заложили возможные риски в розничную цену.

Так, 14 октября средняя цена на бензин А-76 на АЗС в Украине по данным НПЦ «Психея» составила 5,50 грн./л, на А-92 - 5,80 грн./л, на А-95 - 6,00 грн./л, на дизтопливо - 6,52 грн./л. Но уже после предметного общения в Минтопэнерго, 17 октября стоимость нефтепродуктов упала в среднем на 10-13 коп.: А-76 - 5,39 грн./л, А-92 - 5,69 грн./л, А-95 - 5,91, дизтопливо - 6,41 грн./л.

Советник министра топлива и энергетики Александр Тодийчук не видит объективных причин для повышения цен на бензин в Украине в настоящее время. По его мнению, украинский нефтяной рынок недостаточно адекватно реагирует на колебания мировых цен на нефть. Он утверждает, что ценовую политику на отечественном нефтяном рынке формируют четыре-пять компаний: группа «Приват», ТНК-ВР, Лукойл, Альянс-Ойл, ТД «Континиум-Галичина» (сеть заправок WOG).

А.Тодийчук уверен, что бдительность Антимонопольного комитета Украины необходима, поскольку в порядочности отечественных трейдеров сомневается. «Подъем цен на мировых биржах в тот же день отражается на стоимости бензина в Украине. При этом падение мировых цен на нефть достигает украинского рынка лишь через несколько недель, а то и месяцев», - отмечает он.

Разумная альтернатива

Отечественные аналитики UPECO отреагировали на мировые тенденции, определив прогнозные средние цены на АЗС на третью декаду месяца на уровне: ДТ - 6,06 грн./л, А-76 - 5,07 грн./л, А-92 - 5,32 грн./л, А-95 - 5,61 грн./л.

Вместе с тем, Минтопэнерго последовательно только в ценовом регулировании рынка. Несмотря на декларации о необходимости найти механизмы четкого сотрудничества, которое бы своевременно предотвращало возникновение подобных ситуаций, в Минтопэнерго регулярно прибегают к «ручному управлению».

Замдиректора НПЦ «Психея» Геннадий Рябцев уверен, что и чиновников, и нефтетрейдеров такая «игра» вполне устраивает. «Существующая на сегодня ценовая формула позволяет им (трейдерам) на достаточно большой период времени планировать свои расходы и свою прибыль. Им фактически не нужно конкурировать, не нужно проводить дополнительных исследований рынка, заниматься продвижением продукта и т.д.», - отмечает Г. Рябцев.

В этой ситуации небольшие сети понемногу вытесняются с рынка, поскольку у них могут быть большие затраты на приобретение продукции, ее реализацию, логистику. «Это прямое нарушение конкурентного законодательства, компании вместе с государством договариваются об установлении тех или иных цен на топливо…», - считает Г.Рябцев.

С ним солидарен и директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн. Он отмечает, что ни в одной стране контролирующие органы не уделяют столько внимания этому сегменту рынка. «Никто не уделяет должного внимания качеству нефтепродуктов, другим проблемам рынка… Все только говорят о ценах на топливо, а ведь вопросы качества и конкуренции бесспорно влияют на цену», - утверждает эксперт.

Есть целый ряд способов, которыми государство может влиять на топливный рынок, обеспечивая стабильность, заявляют аналитики. В частности, это льготы для производителей, выпускающих более качественное топливо, создание эффективной системы контроля качества нефтепродуктов, уменьшение акциза на топливо более высокого качества практически до нуля, экономическое стимулирование модернизации НПЗ, гармонизация экспортно-импортной политики, развитие логистической инфраструктуры для транспортировки нефтепродуктов и т.д.

Об этом шла речь на Украинском энергетическом форуме, который проходил 7-9 октября 2008 г. в Киеве. Участники рынка предложили подписать двустороннее соглашение с правительством, где были бы четко прописаны обязательства сторон по условиям и срокам модернизации НПЗ, повышению качества продукции до востребованного рынком уровня Евро-4, оптимизации корзины вырабатываемых нефтепродуктов, политике энергосбережения.

По прогнозам трейдеров, конец месяца будет достаточно стабильным – снятие НБУ органичений по импортным сделкам в минувшую пятницу должно сказаться на рынке нефтепродуктов и рост цен, скорее всего, прекратится. Учитывая прогнозируемое падение цен на нефть на европейский рынках, возможно дальнейшее снижение стоимости нефтепродуктов по всем направлениям. Эксперты ОПЕК выразили надежду, что цена на нефть до конца года будет стабильной - между $70 и $90 за баррель и одновременно понизили собственный прогноз мирового потребления нефти на 2008 г. с 86,79 млн. до 86,45 млн. барр./день, что только подкрепило опасения участников нефтяного рынка.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}