Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Отраслевая политика
27.07.2011 :: 15:08
Украине снова грозит международный скандал
Василий Бондарь

Минэкологии самовольно, без регистрации в Минюсте, и без учета положений международных морских конвенций, изменило формы протоколов о нарушении природоохранного законодательства в отношении морских судов.

В украинских портах продолжается произвол экологов в отношении судовладельцев. Из последних новаций - самовольное изменение формы протокола о нарушении природоохранного законодательства, противоречащего международным обязательствам Украины. Теперь капитан любого судна и судовладелец могут быть оштрафованы, даже если не нарушили международные конвенции о загрязнении морских вод.

Первоначально проформа протокола была принята в октябре 1995 г., согласно приказу природоохранного ведомства №116, которым было утверждено «Положение о порядке расчета размера компенсации и уплаты ущерба, нанесенного вследствие загрязнения с судов, кораблей и других плавучих средств территориальных и внутренних морских вод Украины». В нем было определено, что санкции применяются, если нарушен закон Украины «Об охране окружающей природной среды» и международные конвенции и соглашения. Союз «и» однозначно определяет обязательное наличие нарушений одновременно двух нормативных документов, как законов Украины, так и норм международных конвенций и соглашений в случае разночтений.

В украинские порты заходит более 90% судов под иностранными флагами, поэтому капитан любого судна, не зная украинское законодательство, всегда мог проверить международные конвенции и выяснить, обоснованно ли его хотят оштрафовать. Но природоохранное ведомство еще несколько лет назад самовольно изменило проформу протокола. Хотя этот приказ был зарегистрирован в Минюсте, а протоколы являются бланками строгой отчетности. И вместо международных конвенций появилась ссылка на Кодекс Украины об административных правонарушениях. Капитан иностранного судна по определению не обязан знать содержание этих законодательных актов. Подобная новелла позволяла оштрафовать любое судно, поскольку слив изолированного балласта, без которого невозможно начинать грузовые операции, в ряде украинских нормативных актов трактуется, не так как в Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ 73/78). Согласно этой конвенции, контроль химического состава морской воды, принятой в открытом море, не предусмотрен.

Но, в Водном кодексе Украины, указано, что загрязнение вод - это поступление в водные объекты загрязняющих веществ. А загрязняющее вещество определено как такое, что «приносится в водный объект в результате хозяйственной деятельности человека». То есть даже реально не загрязнив акваторию порта, а просто слив морскую воду, набранную в открытом море, капитан судна, по законодательству Украины, уже становится нарушителем. Кроме того, экологи установили требования к балластным водам, которые по ряду позиций жестче, чем для питьевой воды.

Расчет простой - если капитан даст согласие на взятие проб балласта, то концентрация «загрязняющих веществ» в любом случае будет превышена. На лабораторный анализ может уйти два-три дня. Судно будет стоять и не сможет начать грузовые операции. Впрочем существуют прецеденты, когда одесским экологам удавалось провести такой анализ за 1,5-2 часа и оперативно доказать, что балласт на судне «грязный».

То есть в любом случае будет начислен штраф за «загрязнение», плюс судовладелец понесет большие убытки из-за простоя судна. А отказ капитана в разрешении на взятие проб приведет к задержанию судна и опять же к убыткам из-за простоя. Поэтому проще заплатить из корабельной кассы сразу «защитникам природы» на судне. Как мы уже сообщали, цена вопроса составляет $3-5 тыс.

Многочисленные протесты, обращения в органы прокуратуры, судовладельцев и профильных ассоциаций весной этого года вынудили Минэкологии вновь изменить проформу протокола. В июне экологи самовольно разработали, и без регистрации изменений в Минюсте, стали применять новую форму, которая также не соответствует утвержденной проформе.

В новом бланке протокола вновь появились ссылки на международные конвенции, но вместо союза «и» предполагающего нарушение одновременно и украинского закона и конвенции, появилась запятая. А это уже дает возможность экологическому инспектору простор для творчества. Кроме этого, осталось упоминание Кодекса об административных нарушениях, что тоже противоречит официально утвержденной проформе.

Остается догадываться, почему природоохранное ведомство ведет себя столь вызывающе. Причем, о проблеме с произволом экологов в украинских портах хорошо знают в Международной морской организации (IMO). МИД и правительство Украины неоднократно получали обращения из IMO, морских администраций других стран, ассоциаций судовладельцев.

В начале февраля попытку урезонить экологов предпринял Борис Колесников. МИУ подготовило проект постановления КМУ «О внесении изменений в Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения». Это произошло вскоре после обращения Представительства Либерии в Международной морской организации (IMO) к МИД Украины по поводу коррупции и произвола контролирующих органов в портах Украины. В этом обращении было отмечено; «13 декабря 2010 г. судно Lisbon Trader под флагом Либерии зашло в порт Николаев. Во время стоянки в порту, по словам капитана, вопреки международной практике, кроме обязательных портовых сборов были незаконно взысканы $3650. В частности были уплачены наличными $1500 за проведение операций со сточными водами и $1750 за получение разрешения на проведение операций с балластными водами».

В итоге, Минюст не поддержал этот проект, да еще и обвинил Б.Колесникова в том, что проект акта имеет коррупционные нормы. Видимо подготовка к Евро-2012 не дает возможности министру навести порядок в этом вопросе. Возможно, уже после футбольного чемпионата Борису Викторовичу удастся сделать так, чтобы Украине не оставалась единственной страной мира не соблюдающей международные морские конвенции, в частности МАРПОЛ.

Впрочем, не только транспортное ведомство абстрагируется от этой проблемы. После того как экологи в июне изменили упомянутую форму протокола, судовладельцы вновь начали жаловаться в органы прокуратуры. Ведь согласно ст.19 Конституции Украины государственные органы, их должностные лица действуют способом, в пределах полномочий и на основаниях, предусмотренных Конституцией и Законами Украины. В силу предоставленных полномочий экологическая инспекция не вправе самостоятельно вносить какие-либо исправления в официальную проформу утвержденного законодателем документа. В данном случае в действиях должностных лиц экологической службы усматриваются признаки уголовно наказуемого деяния, предусматривающего ответственность за должностной подлог.

В частности, с подобной жалобой в Генпрокуратуру обратилась компания «Трансшип», суда которой постоянно подвергаются давлению экологов. Но как сообщили tbu.com.ua, в этой компании на их просьбу провести проверку по вышеуказанным фактам и принять меры прокурорского реагирования, а также обязать Госэкоинспекцию привести бланки протоколов в соответствии с утвержденной нормативно-правовой базой, Генпрокуратура отреагировала весьма оригинально.

«Прокурорское реагирование» выразилось в том, что начальник отдела ГПУ по защите прав граждан и интересов государства в экологической сфере М.Куликовский направил жалобу… в Госэкоинспекцию на рассмотрение самим «защитникам природы» с формулировкой «О результатах прошу сообщить заявителю в установленный законом срок». Заметьте не прокуратуре, а жалобщику.

Но самое главное заключается в том, что незаконно измененная форма документов дает возможность судовладельцам, даже при реальном загрязнении акватории украинских портов, оспорить наложенные на них штрафы, признать их незаконными и потребовать уплаченные деньги назад. Ведь для любого адвоката главное не факт загрязнения, а нарушение процедуры, по которой был наказан его клиент.

Кроме того, факты реальных загрязнений единичны, а надуманные санкции за слив балластных вод (вопреки конвенции МАРПОЛ) исчисляются сотнями. И теперь любой иностранный судовладелец, отказавшийся заплатить в свое время «кешем» украинским «защитникам природы», имеет все возможности требовать в международных судах возмещения от государства Украина понесенных убытков от штрафов и простоя судов.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}