15.03.2020 :: 06:56
Украина возобновила транзит нефти на север
Андрей Старостин
Возобновленные закупки Беларусью нефти через Украину уверенно сойдут на нет только в одном случае - если в Минске решат сдать Москве белорусскую долю на рынках Европы.
Конкуренции между НПЗ Беларуси и российскими НПЗ в Германии за долю сбыта нефтепродуктов на рынках ЕС вернулась на уровень десятилетней давности. В те времена предприятия белорусского государственного «Белнефтехима» с годовыми мощностями переработки более 18 млн. т заключили так и невыполненное соглашение с азербайджанской государственной SOCAR на поставку 14 млн. т сырой нефти.
В 2020 г. действие этого замороженного ранее соглашения была восстановлена. 12 марта украинская нефтепроводная компания «Укртранснафта» (УТН), заявила, что 12 марта по соглашению с «Белорусской Нефтяной Компанией» (БНК), начала на своем морском нефтяном терминале «Пивденный» разгрузку первого танкера с легкой нефтью Azeri Light для Беларуси. Прием нефти осуществлен для дальнейшего транспортирования нефтепроводом Одесса - Броды и ниткой №1 нефтепровода «Дружба» Броды - Мозырский НПЗ. «При этом продолжается выполнение обязательств по поставке нефти в Чехию, Словакию и Венгрию второй ниткой нефтепровода», - заявили в УТН.
Объем первой в 2020 г. поставки нефти через Украину на север составил 90 тыс. т. Первый танкер с этой партией для БНК вышел из порта Джейхан, Турция, еще 5 марта. 14 марта танкер Altai вышло из порта Новороссийск (РФ) с 90 тыс. т нефти сорта Urals. Прибытие в порт «Пивденный» ожидается 15 марта в полдень, отметили в «Укртранснафте». Кроме этих поставок, начатых с юга, Беларусь в феврале - марте приняла с северо-западного направления, через морской терминал Литвы, 160 тыс. т нефти производства норвежской Equinor (бывшая Statoil). Поставка стала второй после 80 тыс. норвежской нефти в январе.
В марте Беларусь ожидает три партии нефти суммарным объемом около 250 тыс. тонн через порт «Пивденный». Кроме этих поставок на в март, БНК заявляла о том, что ее портфель закупок в марте сформировали контракты 6 российских компаний. Среди которых «Сафмар» с 300 тыс. т, «УДС Нефть» 50 тыс. т. и четыре других поставщика Общий объем портфеля поставок на белорусские НПЗ в марте -- около 1 млн. т нефти. В январе и феврале заводы работали при загрузке около 50% мощности и переработали немногим более 1,8 млн. т.
Белорусские СМИ сообщают текущий осторожный прогноз поставок нефти от компаний Азербайджана на весь год в объеме 1 млн. т. Оптимистичные прогнозы импорта нефти с этого направления транзитом через Украину составляют до 4 млн. т. В целом за год «нетрадиционные» направления ввоза нефти могут принести Беларуси не более 30% планового импорта. Что касается основного объема, то 70% импорта в 2020 г. могут принять с российского трубопроводного направления. Его загрузка по состоянию на март все еще остается в режиме активных российско-белорусских межправительственных переговоров.
Но это прогнозы. Что касается текущих реалий нефтепереработки Беларуси, то их формирует спор Минска с Москвой за европейский, прежде всего германский рынок нефтепродуктов. На этих рынках оперируют работающие в Германии НПЗ «Роснефти», и НПЗ из орбиты германо-российской Wintershall Dea. Эти две компании в 2010 - 2019 гг. усилили свои позиции на рынке импорта нефти из Венесуэлы. Ее нефтедобыча много лет сокращается из-за внутреннего политического кризиса, но не смотря на падающие объемы и регулярные венесуэльские форс-мажоры, ресурс этой страны все еще остается вторым по весу инструментом нефтяного влияния РФ на рынке ЕС (первым таким инструментом традиционно являются своп-операции с нефтью компаний Ирана). Влияние РФ наиболее ощутимо на рынках импорта сырой нефти Германии, и на рынке ввоза нефти на входящие в ЕС Нидерландские Антильские острова.
Слияние входящей в орбиту РФ германской нефтедобывающей компании Dea с нефтехимической Wintershall стало для Беларуси еще в 2019 г. опасным сигналом - в Москве тогда приняли решение, что белорусские НПЗ должны до 2020 - 2022 гг. потерять перспективу сбыта на рынках ЕС, и вместо них, сосредоточиться на рынках Украины и Молдовы. В качестве драйвера этого направления для Беларуси в Москве выбрали коммерческих агентов «Роснефти» - Это «Шелл Украина» и «Альянс Украина» Эдуарда Худайнатова, и «Гласко» Нисана Моисеева.
Таким образом, дальнейшее развитие транзита нефти через Украину в Беларусь зависит не столько от внутриукраинских раскладов, сколько от двух внешних факторов - от уровня конкурентной борьбы Беларуси и РФ за рынок сбыта в ЕС, а также, от дальнейших взаимоотношений Минска с агентами «Роснефти».
Для справки, основным рынком сбыта продуктов переработки нефти для Беларуси являются Германия, Украина и Польша. На рынке последней белорусское топливо остро конкурирует с государственными Lotos и PKN Orlen, которые с 2018 г. ведут процесс объединения. Как и уже состоявшееся слияние германской Wintershall Dea, окончательное формирование гигантской объединенной нефтекомпании в Польше не несет экспортерам Беларуси ничего хорошего. Кроме стремительно растущей острой конкурентной позиции с запада, к северу Беларуси ее концерн «Белнефтехим» тоже имеет растущую проблемную позицию в сбыте. Там ему приходится конкурировать за рынок сбыта нефтепродуктов стран Балтии с Orlen Lietuva, точнее, с ее предприятиями Būtingė Oil terminal и Mažeikių nafta.
В отличие от одобрения слияния Wintershall Dea, в середине 2019 г. власти ЕС через антимонопольные органы затормозили окончательное объединение Lotos Orlen. Благодаря такому сопротивлению Брюсселя, в конкурентной борьбе польских и белорусских экспортеров топлива появилась полезная для Беларуси пауза. Как видно из возобновленного ныне транзита нефти в Беларусь через Литву и Украину, в Минске постарались извлечь из паузы максимальную пользу, и успешно провели диверсификацию импорта сырой нефти.
Сделка предполагала невыполнимые для Беларуси того времени сложные биржевые своп операции с нефтью Венесуэлы. Нефть в объеме чуть более 0,7 млн. т в год в этой стране добывала государственная «Беларусьнефть», остальной необходимый «Белнефтехиму» ресурс предполагалось докупать на местном рынке. Венесуэльскую нефть в те времена предполагалось доставлять в порты Западной Европы и менять на нефть сорта Azeri Light в портах Черного моря. В тот период, СМИ РФ пыталась высмеивать Минск за то, что он взялся за «дальнюю и дорогую» нефть Венесуэлы вместо «ближней и дешевой» нефти РФ. Но реально, целью тогдашних попыток диверсификации была не замена импортеров, а выход на рынок своп-операций, и привлечение в Беларусь специализированных компаний-нефтетрейдеров. Как предполагалось, они могли уравновесить монопольное российское влияние на белорусский импорт.
К 2020 г. Беларусь смогла возобновить движение в сторону привлечения трейдеров, что и повлекло за собой нынешнее оживление транзита нефти через Украину. Кроме благоприятной ценовой конъюнктуры на мировом рынке нефти, этому содействовали мощные политические факторы, такие как снятие санкций США против концерна «Белнефтехим», назначение посла США в этой стране, и визит в Минск госсекретаря Майкла Помпео. |